Рязанский областной научно-методический центр народного творчества

Деятельность клубных учреждений Рязанской области

Держи путь на Восход!

Если в районном центре вы поинтересуетесь у местных жителей, как проехать в Ермишь, то в ответ обязательно услышите: «Путь держи на Восход, к мысу Доброй Надежды».

УСПОКОЙТЕСЬ, вы не сошли с ума и не попали в Зазеркалье. Просто, когда в середине 60-х годов прошлого века старинное российское село Полтевы Пеньки Кадомского района Рязанской области переименовывали в «Восход коммунизма», местный делопроизводитель толи от обилия бумажной работы, то ли просто по забывчивости оставил от привычного советского названия только первую половину, шума решили не поднимать. Оставили просто Восход. И Мыс Доброй Надежды — тоже рязанское село. Так что никакой мистики — вокруг самая что ни на есть Россия. Заповедный край, где на самой границе Рязанщины и Мордовии течет речка Мокша. Где до сих пор водятся огромные сомы и жители сел Черемны, Котелино, Крутец, Никиткино, Ильиновки, Заулок, Преображенка, Кочемирово на свадьбы достают из кованых сундуков домотканые поневы. Не для газетной фотографии, а потому что так наряжались на праздник их бабушки и мамы. И песни здесь поют те же, что и сто, двести лет назад. И если уж встречать День России, то здесь, среди заповедных лесов и деревень, веками хранящих традиции дедов и прадедов. Наш маршрут лежит на Восход! В страну песен и ремесел, в село, где чуть ли не с пеленок выходят на сцену и играют в спектаклях до глубокой старости. Где, к слову сказать, никогда «не ступала нога» профессионального культработника...

Руководитель народного театра села «Восход», учитель средней школы Михаил Протасов:
— Сто лет назад земский врач Григорий Органов организовал в нашем селе любительский театр. В нем играли сельские учителя и крестьяне, врачи и агрономы. С тех пор эта традиция не прерывалась ни на один день. В селе практически каждый житель или поет, или танцует. А уж творческий стаж наших артистов исчисляется не одним десятилетием. Татьяна Беретарь — 12 лет, Марина Беретарь — 15, Георгий Пасупин — 19, Любовь Тихомирова — 23 года. В прошлом году на международном театральном фестивале «Успех — 2008» театр получил диплом I степени, а «бабушка» нашей сцены, Любовь Тихомирова, была признана лучшей актрисой.

Приезжайте в Кадомский район в начале июня. Эти места прекрасны в любое время года, но...
В июне местные соловьи сходят с ума от запахов цветущей сирени и поют, как оглашенные, круглые сутки напролет.

Дед и внук на сцене вместе

— Наш край издавна называли песенным, соловьиным, — рассказывает школьный учитель из села Восход Михаил Протасов. — Тут с шестнадцатого века все так перемешано — мордва, татары-мишари, русские, чудь. От этой «гремучей смеси» пошло талантливое потомство — умельцы, певуны, затейники.
Михаил Протасов — сельский учитель в третьем поколении. А еще он вместе с Мариной Беренталь, тоже потомственной сельской учительницей, руководит удивительным любительским театром, который больше века существует в Восходе, вопреки всем войнам, революциям и прочим социальным потрясениям, которых всегда в России было хоть отбавляй!

Феномен этого сельского театра стоит того, чтобы на нем остановиться особо. Здесь любительство принципиально. Фундамент, на котором сто лет назад земский врач основал этот уникальный театр. И с тех пор в Восходе народным творчеством занимаются учителя, врачи, агрономы. Ни одного профессионального культработника более чем за сто лет. Практически все они родились и выросли в селе Восход. И каждый июнь им пели сумашедшие соловьи. Поэтому знают нечто особенное, делающее практически все население кадомского села отличными артистами.

На сцене семьи, династии... И какие профессиональные критерии пригодны, когда в одном спектакле играют дед и внучка, тетя и племянник, мать и сын? Нет, здесь вступают в силу какие-то другие правила и законы. Да разве только играют? Поют, танцуют, шьют, ткут уникальное полотно, даже помидоры с огурцами засаливают по-особенному. С творческим подходом.

Назло всем невзгодам

А совсем рядом с Восходом еще одно уникальное село — Кочемирово, про которое говорят, что его сначала слышишь, а уж потом видишь. Тут поют все: от мала до велики, и как поют! Тоже семьями, династиями. На Вербное воскресенье, на Ивана Травника, на Покров. И хороводы водят у околицы. И тоже не на показ, а потому что живут так испокон века.

Музей сельской избы открыли. Более 300 экспонатов и о каждом подробнейшая информация: как он использовался в быту, его история создания — все до мелочей. Кажется, что в этом музее есть все, любой предмет, стоит вам только вспомнить, можно посмотреть, потрогать. Чай попить из настоящего самовара. Примерить поневу и кичку.

Главное — не декорация, не патриотизм по указанию сверху и не коммерческая резервация для аутентичного фольклора. Жизнь российская, крестьянская с ее частыми бедами и редкими радостями идет здесь своим чередом, как и в сотнях других рязанских сел и деревень. Только бережно сохранили фундамент, сумели передать молодым секрет дедовской жизнестойкости. А в чем секрет ее? Бог ведает... Наверное, в таланте народном, который назло всем невзгодам прорастает сквозь асфальт чиновничьего равнодушия и житейской пошлости. А может, сумасшедшие соловьи виноваты?

Михаил Колкер

Размер шрифта ААА

Архив новостей клубных учреждений по годам

по районам


© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области