Рязанский областной научно-методический центр народного творчества |
|
Деятельность клубных учреждений Рязанской области«И музы дань свою мне принесут...»
Необычный, в чем то скандальный спектакль показал в камерном зале Рязанской областной филармонии молодежный театр «Предел» из города Скопина. Трагедия Пушкина «Скупой рыцарь» сыграна молодым профессиональным актером Ильей Делом под ритм африканского ритуального барабана джембэ. Столкновение шокирующей формы с талантливым прочтением стихов поэта, в которых не изменена ни строчка, дало поразительный эффект, От увиденного зритель то впадал в культурный шок, то вдруг обретал сверхъестественную способность видеть реальность такой, какая она есть на самом деле.
Задник сцены представляет собой экран, на который в режиме видео транслируются пляски африканских племен. По зрительному залу, согнувшись, пробирается воин в перьях, бусах и боевой раскраске. Он поднимается на сцену и начинает отстукивать ритмы на африканском ритуальном барабане. Звук нарастает, поглощает все пространство. Спустя несколько минут зрители полностью захватываются ритмом, входят в транс и попадают... куда? Да уж, конечно, не в XIX век и не Средневековье, а прямиком в век XXI, атмосферу ночных клубов, тусовок и эстрадных шоу. Ведь и к образу африканского дикаря можно относиться двояко. Кто-то прочитает в нем намек на африканские корни Александра Сергеевича, а кто-то увидит нисходящий культурный тренд, признаки огрубения цивилизации и возврата в варварство. Не случайно создатели моноспектакля «Жадный Джамба» - питерский режиссер Денис Ширко и театр «Предел» - назвали свое произведение «варварской версией по трагедии Пушкина».
«В этой постановке сознательно сделан крен на неожиданные эффекты и внешнюю форму. Уходит сострадание к герою и сопричастность происходящему», - откровенно заявляет режиссер театра «Предел» Владимир Дель.
И в этом нерв культурной ситуации. Каждую секунду в мире происходят сотни трагедий «скупого рыцаря». Вопрос в том, часто ли они воспринимаются их нынешними героями как моменты нравственного накала, экзистенциального выбора. Или становятся обыденным переживанием, составной частью ежедневного потока эмоций, занимая какую-то среднюю часть между нежеланием просыпаться утром под будильник и раздражением по поводу остывшего кофе. Нет ничего страшнее и, простите за тавтологию, трагичнее, когда трагедия перестаёт ощущаться сгустком внутреннего напряжения, мучительным поиском ответа на жизненные вопросы.
Впрочем, Пушкин все это наверняка предвидел, назвав свои трагедии маленькими. В современном мире они сродни пустяку. Неудобные вопросы совести должны заглушаться каскадом ритмов — созданных нами или навязанных извне. А потому - стучи, стучи, африканский барабан! Люди ищут возможность забыться, даже если их жизнь при этом становится вечной мукой.
«Ужасный век, ужасные сердца. Конец трагедии!», - бодро, дерзко и с вызовом заканчивает актер свой моноспектакль, берет в руки флаг с профилем Пушкина и переводит эмоциональный рассказ в чисто ди-джейский экстаз. Музыка усиливается, а на экране - видеофрагменты войн на континентах, толпы наемников, барражирующие вертолеты. Временной поток спектакля вышел за его рамки, каждый из нас продолжает жить в этом времени, где крепнет господство денег и безумных желаний.
«Сочетая разнообразный видеоряд, необычную сценографию, африканские одежды с классическим, хрестоматийным произведением Пушкина, мы ушли от конкретной истории, которая произошла между Бароном - скупым рыцарем и его сыном Альбером. Вся мука трагедии приобретает у нас вавилонские масштабы», - сказал после спектакля Владимир Дель.
Остается добавить, что спектакль «Жадный Джамба» имеет богатую гастрольную биографию, а в прошлом году он стал победителем петербургского фестиваля «Монокль».
Дмитрий СОКОЛОВ,
«Рязанские ведомости»,
26 февраля 2010 г.
Другие события
|
Размер шрифта ААА
Архив новостей клубных учреждений по годампо районам |
© ГБУК РОНМЦ НТ Размер шрифта ААА
|
Минстерство культуры и туризма Рязанской области |