Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.

Деятельность клубных учреждений Рязанской области

К 370-летию промысла

Нынешней осенью события, знаменательные для скопинских гончаров, следуют плотной чередой, Не успели они провести в нашем городе свой IV Международный фестиваль, как приближается памятная дата — 370-летие основания скопинского гончарного промысла. И обойти ее вниманием никак нельзя. Ведь сегодня наш промысел уникальный, единственный в России, сохранивший свои традиции благодаря самоотверженному, подвижническому труду не одного поколения мастеров»

Заслуга определения даты основания скопинского промысла принадлежит историку-краеведу В.Н. Егорову, установившему, что именно в 1640 году в переписных книгах Ряжского уезда появилось имя первого скопинского гончара - Демки Киреева сына Бердникова. Богатые залежи глины в окрестностях способствовали тому, что гончарный промысел  развивался, как и многие другие в России, производя продукцию в основном бытового значения.

Но славу скопинским гончарам принесли не обыденные горшки и крынки, а глазурованные фигурки диковинных птиц, рыб и зверей - плоды причудливой фантазии местных мастеров, Благодаря им со второй половины XIX века промысел приобрел невиданную популярность. Многоярусные сосуды и подсвечники, украшенные сложной лепниной, стали приобретать для музеев и в частные коллекции, в том числе такие известные художники, как В.М. Васнецов и В.Д. Поленов, коллекционеры П.И. Щукин и А.А. Бахрушин, В1900 году скопинские изделия были представлены на выставке в Париже.

В начале XX века в Скопине насчитывалось 50 гончарных мастерских. Те, которые уцелели после революции и Гражданской войны, в 1930 году были обединены в артель «Керамик», производившую  простую глиняную посуду. Лишь некоторые потомственные гончары, такие как И.И. Максимов и М.И. Тащеев, стали заниматься частично утраченным в тяжелый послеоктябрьский период производством фигурных изделий. Великая Отечественная война практически выкосила основной костяк мастеров. Возрождением промысла вплотную занялись вернувшиеся с войны потомственные гончары М.М. Пеленкин ) и М.И. Тащеев.

Новый этап в развитии промысла начался в конце 50-х - начале 60-х годов, когда систематическую, работу с ним стал вести научно-исоледовательский институт художественной промышленности. Большую роль в становлении производства и художественно-творческой работы сыграли технолог института В. А. Крапивин, художники Н.А. Бессарабова и Д.Н. Шушканова.

Александр Иванович Рожко приехал в Скопин по окончании Абрамцевского художественного училища молодым специалистом в далеком 1965 году. В то время еще работали такие мастера, как М.М. Пеленкин, Н. К. Насонова, М. А. Линева,  А.В. Курбатова, С.И. Поляков, З.П, Коркина. Людей, с именами которых связано возрождение скопинского гончарного промысла, уже нет в живых, но по воспоминаниям Александра Ивановича можно представить, в каких условиях им приходилось тогда работать.

Он рассказывает: "Приехал я, спрашиваю, где такое предприятие находится, а никто не знает. Потом какая-то женщина сказала: "Иди прямо, милок, к вокзалу, потом свернешь, и там будет маленький домишко", Когда, наконец, пришел на место, подумал; "Куда я попал?" Небольшая территория, огороженная забором, Осень, дожди, а дрова лежат на улице, мокнут, их никто не накрывает, Вхожу внутрь маленького помещения, Темно. Я говорю шутя; "Кто здесь живой? Отзовись во мраке!" Все основное производство было в одном помещении; в центре - гончарные круги, рядом шел обжиг продукции, делалась глазуровка, Был еще склад готовой.продукции, больше - ничего.

Поначалу меня нехорошая мысль посещала: "Чего ж вот так с молодых лет здесь пропадать?" Я сам из Белоруссии, меня приглашали туда работать на традиционные белорусские промыслы недалеко от Минска. Но, наверное, судьба такая у меня была - здесь остаться. Потом на моих глазах началось строительство. Построили одно здание, потом другое, современное, с прекрасными мастерскими для авторской работы. Так я и остался, Работал при многих директорах: Филатовой, Иконникове, Нафталиеве, Телышеве".

Когда в 1969 году была создана Скопинская фабрика художественной керамики, А. И. Рожко стал ее главным художником. Заслуженный работник культуры, член Союза художников России, лауреат государственной премии РФ, Александр Иванович отдал скопинскому промыслу 38 лет. А  кроме этого, очень многое сделал для сохранения его традиций, передавая свое мастерство и умение молодежи. Не счесть учеников, обученных им за долгие годы в детской художественной школе, первым директором которой он был, в ПТУ-20 и, конечно же, на самой фабрике, Девять из них трудятся и сейчас на промысле, среди них Гефенедер, Арсенков, Красников, Воронова, Головкина.

Так что, как сказала Татьяна Голованова, тоже ученица и преемница Александра Ивановича на посту главного художника фабрики, нынешний Год учителя - по праву его год, Ни одно значимое событие на фабрике на проходит без старейшины промысла, его приглашают на все празднования и фестивали, Совсем недавно коллектив керамической фабрики чествовал своего ветерана в связи с его 75-летним юбилеем. Александра Ивановича Рожко можно считать счастливым человеком, потому что дело, которому посвятил всю жизнь, эстафету творчества он передал в надежные руки учеников. И, поздравляя коллектив фабрики с 370-летием промысла, он желает всем оптимизма, творческих удач и веры в то, что скопинское гончарство будет жить долгие годы,

Вот уже 26 лет Валентин Дмитриевич Телышев возглавляет Скопинскую фабрику художественной керамики и, анализируя пройденный путь, отмечает, что он не был гладким и ровным. Периоды относительного благополучия сменялись трудными временами, когда промыслу приходилось буквально бороться за выживание и сохранение коллектива. В доперестроечный период большинство гончаров работали в производстве. Валентин Дмитриевич вспоминает, что, когда он пришел, Н.К. Насонова была начальником производства, уважаемым в Скопине человеком, награжденным правительственными наградами и дипломами. Она умело руководила производством, оставаясь творчески активным художником. Уже в то время ни одна выставка народного творчества, проходившая в Москве, не обходилась без экспозиции скопинской керамики. Чтобы подготовиться к ней, мастеров освобождали от производственных заданий, давали им творческие дни. Скопинские изделия охотно покупали музеи, и это было дополнительной поддержкой для промысла и стимулом для мастеров. В 1991 году сразу восемь скопинских гончаров стали лауреатами Государственной премии России в области литературы и искусства: М.М. Пеленкин, Н.К. Насонова, А.И. Рожко, А.В. Курбатова, М.А. Линева, С.И. Поляков, Т.К. Голованова, Т.В. Лощинина.

В перестроечные 90-е годы, когда многие предприятия в городе остановились, художники, которые работали на них оформителями и строителями, пришли на керамическую фабрику. Потянулась и молодежь. Численность гончаров выросла с двух человек до тридцати, и выпуск авторских гончарных изделий значительно возрос.

В последние годы в связи с возможностью создавать свои мастерские некоторые мастера ушли с предприятия, часть из них продолжает участвовать в выставочной деятельности, на прошедшем фестивале в экспозиции скопинцев выставлялись и их работы, многие из которых были отмечены призами и дипломами.

На вопрос о том, хватит ли сил у промысла, чтобы пережить очередную серую полосу, Валентин Дмитриевич ответил, что смотрит в будущее с оптимизмом и желает того же своему коллективу: "Мы многого добились за эти годы, нам есть чем гордиться. Сейчас фабрика выпускает до 600 видов изделий. Скопинская керамика украшает экспозиции 40 крупнейших музеев и галерей РФ, стран ближнего и дальнего зарубежья.

У нас трудятся замечательные мастера. Известно ли вам, что в Рязанской области всего 6 человек имеют звание народного художника РФ, причем только двое из них - керамисты, и оба, Т.К. Голованова и Т.В. Лощинина, работают в Скопине, на нашем промысле? У нас сейчас 4 лауреата Государственной премии России в области литературы и искусства, заслуженный работник культуры РФ, заслуженный экономист РФ, заслуженный работник легкой текстильной промышленности, 13 гончаров являются членами Союза художников России. Работники коллектива награждены почетными грамотами и благодарностями Российской Академии художеств, Министерства культуры РФ, Министерства науки, промышленности и технологий РФ, являются обладателями грантов президента и т.д.

Эти достижения свидетельствуют о том, что все эти годы мы двигались по верному пути, жили правильно. И теперь наша задача - развивать скопинский гончарный промысел, добиваться новых побед на конкурсах и фестивалях. Нужно отметить, что у промысла много друзей, которые нас хорошо поддерживают. Так, прошедший фестиваль мы провели во многом благодаря помощи спонсоров, имена которых мне хотелось бы назвать и выразить им огромную благодарность от лица всего коллектива. Это С.М. Линович (ЗАО "Народные промыслы", г. Москва), М.Ф. Морозов (Обитель "ТИЛЬ", г. Калуга), В.Н. Ведров (Рязанская ГРЭС), Д.А. Рубцов (ОАО "Скопинский мясоперерабатывающий завод"), Г.Н. Бочаров (ОАО "СААЗ"), Ю.В. Перлов (Скопинское ОСБ № 2650), В.П. Ледовской (ОАО "Скопинское АТП"), С.В. Козлов (АНП "Скопинская нива"), М.В. Силаев (1-я ОРДПС ГИБДД УВД).

Обозначив для себя главную задачу - сохранить производство, генеральный директор сказал: "За творческие дела я спокоен, Татьяна Голованова везет свой воз хорошо". У главного художника промысла много почетных званий, она - народный художник РФ, лауреат Государственной премии в области литературы и искусства. Если перечислить все выставки, на которых экспонировались ее работы, то список займет больше трех листов. А по труду и награды. На IV Международном фестивале Татьяна Голованова стала победителем в номинации "Маэстро".

У творческого человека жизнь подчинена работе. Вскоре после фестиваля Татьяна Константиновна должна была лететь в Тунис на международный фестиваль живописи, графики, декоративно-прикладного и народного искусства. От Российской Федерации был приглашен только один человек, и это (гордись, Скопин!) представитель нашего гончарного промысла. Очень отрадно и почетно.

В преддверии юбилейной даты в своем небольшом интервью Татьяна Голованова подвела главный итог деятельности коллектива: промысел жив и развивается. "В плане исторической значимости, сохранности традиций, наличия собственной базы нашему промыслу практически нет конкуренции, - сказала она. - Интерес к нему очень большой, отовсюду поступают приглашения принять участие, прислать свои работы. Всероссийские, международные, республиканские, зональные, региональные выставки открывает именно народное искусство, где всегда самая большая экспозиция - ручная работа скопинских мастеров. У нас она сохранилась, другие промыслы ее практически утратили.

Промыслу удалось сохранить творческий коллектив, основной костяк мастеров, инженерно-технических работников, рабочих. Конечно, многие ушли, но "Скопинская керамика" по-прежнему остается кузницей кадров, где начинающие мастера формируются как художники и уходят отсюда уже готовыми специалистами".

И очень важно, что промысел - это не только мастера, создающие высокохудожественные авторские произведения, но и весь коллектив - рабочие, инженерно-технический состав, экономисты, бухгалтера, водители, уборщицы - огромный организм, где каждый живет своей жизнью и делает свое дело. Промысел жив благодаря многим людям, которые являются энтузиастами и последними русскими святыми, потому что здесь работают за очень низкую зарплату. Происходит отбор: остаются те, кто готов и способен на таких условиях существовать и поддерживать промысел.

В заключение Татьяна Константиновна поблагодарила многочисленных друзей промысла, единомышленников, сказала, что низким поклоном следует почтить память старых мастеров, учителей, являющихся корневой системой скопинского гончарства. Добрым словом вспомнила коллектив художественной школы, воспитывающий новые поколения гончаров. Особую благодарность выразила за понимание и поддержку И.М. Еганову, который всегда старается помочь гончарам. А выделение им здания под Музей гончарства можно расценивать как поступок патриота, которого заботит будущее промысла, и понимающего, что от его сохранения во многом зависит будущее Скопина.

Хочется надеяться, что так и будет: гончарный промысел даст толчок для развития культуры и туризма в нашем городе.

О. НЕВОЛИНА.

Газета  «Скопинский вестник»

23 сентября 2010 г.

Размер шрифта ААА

Архив новостей клубных учреждений по годам

по районам


© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области