Рязанский областной научно-методический центр народного творчества |
|
Деятельность клубных учреждений Рязанской областиМастер ИринаПервое мое знакомство с молодежным театром «Предел» из Скопина состоялось в новогодние «каникулы» 2006 года. Главный режиссер театра Владимир Дель пригласил желающих от прессы на премьеру спектакля по пьесе Василия Сигарева. Я поехала из Рязани рейсовым автобусом и продрогла еще в дороге – а путь пешочком по заснеженному Скопину тепла не прибавил. К тому же я слегка опаздывала и переживала из-за этого. Думала; вдруг сейчас приду, а дверь в театр будет уже закрыта…
Дверь была открыта. Позже я поняла, что эта дверь никогда не закрывается для зрителей. И за дверью меня радостно, как подружку, встретила красивая, обаятельная женщина заботливым вопросом: «Замерзла?».
Пьеса «Любовь у сливного бачка» удалась на славу. Зрители смеялись до слез. После премьеры никто не ушел: всех позвали за стол, за чаепитием началась беседа. Я влюбилась в «Предел» с первого взгляда и «подпала» под чары их искусства и доброй атмосферы внутри «Предела». Ощущение, испытанное при знакомстве за чайным столом в «Пределе» – что собралась огромная, дружная семья, – не покидает меня с тех пор на всех их спектаклях.
– Семья – главное в жизни. Есть у тебя семья, и ни государство, ни политика не важны. Никто так не нужен, как близкие люди! – Ирина занималась в студии бальных танцев, а я был молодым режиссером, – разоткровенничался Владимир Дель, – и она мне очень понравилась изысканным, благородным профилем. Я уехал в Липецк работать, а она что-то соврала дома и поехала за мной. Романтическое начало истории не исключало будней, трудовых в прямом смысле: Ирина Владимировна не сразу пришла в театр. Долго работала на заводе, потом администратором в одном липецком театре и лишь после того удостоилась высокой чести влиться в труппу, руководимую супругом. Для этого Ирина отучилась в Рязанском институте культуры. «Я фактически учился вместе с ней, принимая всей душой ее учебу. Мне нравились ее крепкие, мастерские этюды то по Шекспиру, то по Вампилову», – признался Владимир Дель. Но то было давно. Сегодня же Владимир Фердинандович не любит, когда их сравнивают с Мастером и Маргаритой. Он отрубает: «Ирина сама – мастер!». И приводит в пример Театр мод, основанный Ириной Дель в 1993 году внутри «Предела». Для него она своими руками сотворила… двести шляпок. Потрясающее увлечение для районного центра! Есть в Театре мод и уникальная коллекция подлинных народных костюмов Скопинского уезда. О своих любимых нарядах села Секирино, что близ Скопина, Ирина Дель читает лекции как заправский этнограф. В ее пристрастии к народной культуре глубинный смысл: и художественное раскрытие темы Родины, и материнское стремление оберегать любимых от всех напастей. В русском крестьянском платье нет ни одной детали без тайного, «обережного» смысла. У театральной четы Делей есть сын – Илья, уже состоявшийся артист, сейчас осваивающий роль Ромео в питерском Театре на Литейном. Но материнское начало Ирины Владимировны распространяется на всех артистов «Предела», на всех зрителей… наверное, на весь мир. – Ирина с Ильей играли в спектакле «Как уберечься от Пиковой Дамы», – вспомнил Владимир Дель, – и она, по роли, как мать, защищала сына от неведомых сил. И с такой страстью она выразила это, что после спектакля наш французский друг Боб Дантонель очертя голову ринулся в метель и… вернулся с розой для Ирины. От себя скажу: как же здорово, что Ирина Дель пришла в театр! Она действительно мастер. Из ее ролей мне особенно запомнилась «народная душа» из спектакля «Кроткая» (в повести Достоевского это служанка Лукерья). И уморительно смешная Надежда Петровна из спектакля «Детектор лжи» по пьесе Сигарева, жена алкоголика, «домашняя бензопила». Изумляло, когда сквозь грубую скорлупу проглянул образ боттичеллиевской красоты и нежности…
«В России едва ли найдется еще коллектив с таким количеством определений, которое выпало на долю театру из города Скопина. Молодежный – так окрестили его при рождении основатели Владимир и Ирина Дель, народный - звание, которое ему досталось по наследству, любительский, домашний (семейный), школьный (детский), дилетантский, но и профессиональный, студийный – называли его журналисты и театральные критики. Каждое из этих определений отражает какой-то момент, этап в двадцатилетней истории коллектива, какую-то грань его многоликой творческой жизни». Дело в полной искренности актрисы и сверхтонком чутье на фальшь. «Духовный компас» своей супруги, позволяющий выбирать не только перспективные пьесы, но и верные интонации их сценического решения, высоко ценит Владимир Дель. Спектакли «Предела» лишены наигрыша, стоят на грани достоверности и художественности. Мастеру приходится порой быть не только «мамой», но и музой – когда у Владимира Деля что-то по работе не ладится, он зовет Ирину. Она придет и скажет: «Прорвемся!». И поведет за собой. Это у нее, должно быть, от папы-офицера. Армейская закалка в детстве выражалась в том, что Ира… ходила по улицам с барабаном на груди, во главе ребячьей ватаги. Не знаю, где сейчас тот барабан, но бойцовский дух – на месте. Ранее бывали ситуации, когда Ирина Владимировна отбивалась от нападок на театр вместе с мужем. К счастью, они в прошлом.
Когда жизнь, как у четы Делей, раскладывается на две стороны – публичную, творческую и домашнюю, – испытания извне проверяют на прочность любовь, дружбу, взаимное уважение, верность выбранному обоими делу. А дома у них всегда порядок, уют, вкусно пахнет домашней стряпней, хозяева рады гостям. Умение вести дом, находя на него время среди творческих забот, вызывает белую зависть. Возможно, вскоре почестей добавится – ведь Ирина Дель в начале декабря отметит юбилей. Но в солидную круглую дату не верится, потому что у нее в душе всегда звучит задорный ритм детского барабана, полный энергии, гармонии и вдохновения. Пусть эта мелодия радости жизни никогда не покидает Ирину Владимировну!
Елена Сафронова Другие события
|
Размер шрифта ААА
Архив новостей клубных учреждений по годампо районам |
© ГБУК РОНМЦ НТ Размер шрифта ААА
|
Минстерство культуры и туризма Рязанской области |