Рязанский областной научно-методический центр народного творчества |
|
Деятельность клубных учреждений Рязанской областиТроицкая неделя
Праздник во имя Троицы, то есть Отца и Сына и Святого Духа был введен в церковную практику великим деятелем Русской земли, святым Сергием Радонежским в первой половине XV века. Идея праздника соотносилась с единением Руси в борьбе против иноземного ига. В то же время празднование Троицы было установлено на время, совпадавшее с древним двенадцатидневным периодом ритуалов, обрядов и игр, посвящавшихся культу предков и сил природы, прежде всего - земли, воды, леса, цветущей озимой ржи и травы.
Троицын день, как известно, бывает самое раннее - 23 мая и позднее - 28 июня. В первом случае лето называют долгим, а в последнем - коротким. Как сейчас помню приготовления к Троице: готовился праздничный стол - пеклись блины, пироги, пышки; женщины шли в амбары и вынимали из сундуков наряды, проветривали их и подновляли, дома украшались ветками и деревцами березы и клена, топились бани, велась уборка внутри дома. Особенностью всех домов была ухоженность возле них: подметали метлой тропки и дорожки и посыпали песком. На душе было радостно и ощущался приход праздника. В православии суббота накануне Троицы считается большим поминальным днем. Повсюду в убботу и Троицын день посещают кладбище. Сначала молятся и овершают поминальные установления в церкви, потом идут на ладбище. В приходе Покровской церкви села Кочемирова были и остаются деревни Заулки, Верки, Кулаевы Починки, Курмановы Починки, Николаевка, Марьевка, поселок Муханов. Кладбище этого прихода находится в селе Кочемирове. С городов и весей съезжаются в поминальный субботний день близкие и родственники тех, кто покоится на этом кладбище. Здесь и поминовение усопших, и встреча с родней, с друзьями, одноклассниками.
Я замечаю, что это единственный день в году, где присутствуют и скорбь, и радость. Скорбь и печаль по усопшим родителям и радость встреч с теми, кто вам близок и знаком. В недалеком прошлом женщины деревни Заулки после поминания на могилах шли за березкой, которую наряжали в юбку, кофту, запон, повойнике крыльями, бусы, и несли в деревню. По дороге пели: "Э, уле! Не клен, не береза".
Особенность утра Троицы -это букеты полевых и садовых цветов, березовых и кленовых веток, с которыми прихожане спешат в церковь, надев лучшие наряды. Церковь еще накануне до этого дня убирается деревцами берез и их зелеными ветками, иконы украшаются разными цветами, на пол стелится трава. Церковь наполняется запахами зелени, цветов и ладана. Широко принят обычай после Троицкой обедни прийти на могилы с освященными ветками березы и клена, а также цветами.
После всего этого начинались Троицкие гулянья. В них был свой особый смысл и характер, символизирующий ритуальной значимостью основные действия: это завивание венков и кумление; вождение хороводов и кругов; пускание в воду троицких венков; катания и игры с яйцами; качели.
Девушки и женщины под гармошку ходили вокруг села и пели песни, несли венки из березы и клена, цветов. С моста бросали их в воду и смотрели, утонет он или нет. Чей венок прибьет к берегу, та останется девкой, чей уплывет, та выйдет замуж, утонувший венок мог означать смерть, измену или конец любви. Ведь плели венки не только девушки. Венок - это растительный символ богини плодородия и чадородия. Венок охранял девичью маковку и давал жизненные силы для продолжения рода. Венок - венец - венчаться - в основе этих слов единый символический образ. В следующий за Троицей понедельник празднуется Духов день. В Заулках он является престольным праздником. На Духов день из Покровской церкви берут ветки березы и приносят домой, они обладают целебными свойствами. В Духов день земля - именинница, а потому ее в этот день не копают. Земля в это время года - словно цветущий сад. А сад - это рай, это жизненная сила. Ведь земля - кормилица. Испокон веков для русских людей земля была "матерью", не зря считалось, что у каждого человека есть три матери: родная, крестная и мать - сыра-земля. Эти представления о земле составляли основу духовности русского человека.
Через неделю после Троицы, в воскресенье, - заговенье на Петровский пост. В нашем селе существует традиция проводов весны. В этот день односельчане собираются в местном ДК на праздник и заканчивают его на окраине села. Поются ритуальные песни наших предков - "Ой, ты, Веснушка-весна" и другие. Под гармонь поют современные песни и под пляску звучат озорные частушки. В этом празднике участвуют и стар и млад. Заканчивается он поздно вечером кувырканием под горку и молитвами к Богу о красном лете и богатом урожае. "Прощай, Веснушка, здравствуй, Лето!"
Александр ЖУРАВЛЕВ
Газета «Родные истоки» Кадомского района
28 мая 2010 г.
|
Размер шрифта ААА
Архив новостей клубных учреждений по годампо районам |
© ГБУК РОНМЦ НТ Размер шрифта ААА
|
Минстерство культуры и туризма Рязанской области |