Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.

Деятельность клубных учреждений Рязанской области

Троицкая неделя

Праздник во имя Троицы, то есть Отца и Сына и Святого Духа был введен в церковную практи­ку великим деятелем Русской земли, святым Сергием Радонеж­ским в первой половине XV века. Идея праздника соотносилась с единением Руси в борьбе против иноземного ига. В то же время празднование Троицы было уста­новлено на время, совпадавшее с древним двенадцатидневным периодом ритуалов, обрядов и игр, посвящавшихся культу пред­ков и сил природы, прежде все­го - земли, воды, леса, цветущей озимой ржи и травы.

Троицын день, как известно, бывает самое раннее - 23 мая и позднее - 28 июня. В первом случае лето называют долгим, а в последнем - коротким. Как сейчас помню приготовления к Троице: готовился праздничный стол - пеклись блины, пироги, пышки; женщины шли в амба­ры и вынимали из сундуков наряды, проветривали их и подновляли, дома украшались ветками и деревцами березы и клена, топились бани, велась уборка внутри дома.

Особенностью всех домов была ухоженность возле них: подметали метлой тропки и дорожки и посыпали песком. На душе было радостно и ощущался приход праздника.

В православии суббота накануне Троицы считается большим поминальным днем. Повсюду в убботу и Троицын день посещают кладбище. Сначала молятся и овершают поминальные установления в церкви, потом идут на ладбище. В приходе Покровской церкви села Кочемирова были и остаются деревни Заулки, Верки, Кулаевы Починки, Курмановы Починки, Николаевка, Марьевка, поселок Муханов. Кладбище этого прихода находится в селе Кочемирове.

С городов и весей съезжаются в поминальный субботний день близкие и родственники тех, кто покоится на этом кладбище. Здесь и поминовение усопших, и встреча с родней, с друзьями, одноклассниками.

Я замечаю, что это един­ственный день в году, где при­сутствуют и скорбь, и радость. Скорбь и печаль по усопшим родителям и радость встреч с теми, кто вам близок и знаком. В недалеком прошлом женщи­ны деревни Заулки после поми­нания на могилах шли за берез­кой, которую наряжали в юбку, кофту, запон, повойнике крыль­ями, бусы, и несли в деревню. По дороге пели: "Э, уле! Не клен, не береза".

Особенность утра Троицы -это букеты полевых и садовых цветов, березовых и кленовых веток, с которыми прихожане спешат в церковь, надев лучшие наряды. Церковь еще накануне до этого дня убирается дерев­цами берез и их зелеными вет­ками, иконы украшаются разны­ми цветами, на пол стелится трава. Церковь наполняется запа­хами зелени, цветов и ладана. Широко принят обычай после Троицкой обедни прийти на мо­гилы с освященными ветками бе­резы и клена, а также цветами.

После всего этого начина­лись Троицкие гулянья. В них был свой особый смысл и харак­тер, символизирующий риту­альной значимостью основные действия: это завивание венков и кумление; вождение хорово­дов и кругов; пускание в воду троицких венков; катания и игры с яйцами; качели.

Девушки и женщины под гармошку ходили вокруг села и пели песни, несли венки из бе­резы и клена, цветов. С моста бросали их в воду и смотрели, утонет он или нет. Чей венок прибьет к берегу, та останется девкой, чей уплывет, та выйдет замуж, утонувший венок мог оз­начать смерть, измену или ко­нец любви. Ведь плели венки не только девушки. Венок - это ра­стительный символ богини пло­дородия и чадородия. Венок ох­ранял девичью маковку и давал жизненные силы для продолже­ния рода. Венок - венец - вен­чаться - в основе этих слов еди­ный символический образ.

В следующий за Троицей понедельник празднуется Духов день. В Заулках он является пре­стольным праздником. На Духов день из Покровской церкви бе­рут ветки березы и приносят домой, они обладают целебны­ми свойствами. В Духов день земля - именинница, а потому ее в этот день не копают. Земля в это время года - словно цветущий сад. А сад - это рай, это жизнен­ная сила. Ведь земля - кормили­ца. Испокон веков для русских лю­дей земля была "матерью", не зря считалось, что у каждого челове­ка есть три матери: родная, крес­тная и мать - сыра-земля. Эти представления о земле составля­ли основу духовности русского че­ловека.

Через неделю после Троицы, в воскресенье, - заговенье на Петровский пост. В нашем селе существует традиция проводов весны. В этот день односельча­не собираются в местном ДК на праздник и заканчивают его на окраине села. Поются ритуаль­ные песни наших предков - "Ой, ты, Веснушка-весна" и другие. Под гармонь поют современные песни и под пляску звучат озор­ные частушки. В этом празднике участвуют и стар и млад. Закан­чивается он поздно вечером ку­вырканием под горку и молитва­ми к Богу о красном лете и бога­том урожае. "Прощай, Веснушка, здравствуй, Лето!"
 
Александр ЖУРАВЛЕВ
Газета «Родные истоки» Кадомского района
28 мая 2010 г.

Размер шрифта ААА

Архив новостей клубных учреждений по годам

по районам


© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области