Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.

Деятельность клубных учреждений Рязанской области

Дошла Весна-красна до Вознесения...

12 июня (в этом году) сараевцы, как и все славяне, проводили последний рубежный весенний праздник народного земледельческого календаря - Троицу. С этого дня наступило настоящее лето, которое закончится Ильиным днем.

Но в весеннем календаре земледельца есть еще один примечательный праздник - Вознесение. По церковной традиции Вознесение Христово наступает на сороковой день после Пасхи. Этот праздник примечателен тем, что именно в этот день пекли крестьяне ритуально-обрядовое печенье «лестницы». Печенье наши предки несли в рожь. Весна в крестьянском календаре наполнена сакральными обрядами, которые крестьяне свято хранили и исполняли. И хотя современный человек не знает в своем большинстве об их существовании, обряды эти проводились вплоть до второй половины прошедшего XX века. Живы их очевидцы. А задача кружка этнографии - восстановить и записать эти обряды для нашего и будущего поколений.

Дело в том, что как раз в период между Вознесением и Троицей рожь начинала колоситься. Считалось, что «лестнички» помогают ржи, овсу расти вверх, тянуться за Христом: Христос на небеса, а хлеба под небеса. Женщины приговаривали: «Рожка, рожка, ухвати Христа за ножки».

Мария Григорьевна Паршикова поведала нам, что ее мама пекла лепешку и надсекала ножом полосы в виде перекладин лестницы. При этом говорила: «Надо лестницы в поле снесть».

«Лестницы», как правило, выпекали разных конструкций. В одном случае - напоминающие настоящие. В другом - на лепешку укладывали жгуты из теста, чтобы конструктивно тоже было похоже на лестницу.

Придя в поле, мы попробовали восстановить этот ритуальный обряд. Накануне выпекли на сковороде из пресного теста все виды «лесенок» и славным отрядом этнографов отправились в поле.

День был солнечный и по-настоящему летний. Для более точного воспроизведения обряда девочки надели на себя традиционные девичьи костюмы крестьян-однодворцев, коими являлись и жители села Сараи. Мы нашли прекрасный уголок поля и, в первом случае, со словами рожка, рожка, ухвати Христа за ножки, поставили все три лесенки друг на друга, чтобы рожь росла выше и выше к солнцу. Крестьяне еще приговаривали: «Чтобы Христу легче было на небо подняться». Печенье также принято было ставить у самого колоса, количество перекладин должно было равняться семи: по числу небес. Такие лесенки у нас также были припасены.

Далее, согласно обряду, девочки разорвали «лестницы» и разбросали их по полю, похоронив таким образом весну и весенние труды, благословив поле на тучный урожай.

На этом ритуал еще не закончился. Крестьянки, и мы вслед им, принимались кататься по полю: восстанавливали утраченные силы во время весенних работ от земли-матушки.

Мы знаем и помним, что на Духов день крестьянин никогда не работал в поле и с землей вообще. А день этот следующий за Троицей. На Духов день земля - именинница. Мать-Земля отдыхает, набирается сил.

Еще один своеобразный ритуал нам также удалось воспроизвести. Женщины, девушки становились на поле и начинали бежать по кругу навстречу друг другу. Действие в круге (а круг являлся символом цикличности сельскохозяйственного года), означало, в том числе встречу весны и лета.

И последний ритуал, который нам уже был хорошо знаком из обрядов Троицы - это бросание через плечо в рожь крашеного в красный цвет пасхального яйца, как символа зарождения жизни. Только на Троицу яйца бросали в лен или коноплю. Рожь уже отколосилась. Красное яйцо в данном ритуале Вознесения несет в себе сакральность репродуктивной функции поля: рождение урожая ржи.

Следующим архаичным обрядом уже Троице-Русального цикла был обряд вождения русального коня. Он у нас подзабыт, но в селе Ангалычево (Константиновка) живет Лидия Матвеевна, которая и поведала нам о нем. Два парня одевались конем: морда, хвост, круп, хомут и уздечка, все как положено. Коня водили по селу, по дороге конь, как водится, приставал к селянам, побирался, щипался, лягался, то вдруг взбрыкивал и несся галопом. Ненароком у какого-нибудь дома падал, и толпа зевак кричала: «Ой, сдохла, коняка». Все коня жалели, бабы выли. Вдруг конь оживал и хватал какую-нибудь девушку. А то спрячется за амбар, да игогокнет зазевавшемуся из-за угла в ухо! Смеху было на все село. А смех, в сакральном смысле этого обряда, обладал положительной энергией, которая репродуцировала хороший урожай. Что, собственно говоря, и нужно было!

На Троицу, Русальную неделю обязательно народ веселился, пел, плясал, смеялся.

Озорство и смех были непременными условиями обряда, веселье доброй россыпью катилось по селу, за его околицу и в поле, где колосился хлеб. Недаром русский человек всегда радовался весне и весенним работам: прошла голодная весна, наступает лето, за которым последует сытная осень и обеспеченная зима.

Вот о таких старинных обрядах, реконструкцией которых занимаются замечательные мои ученицы Поисова Галина, Малахова Анастасия, Каспутене Анастасия, Каданцева Ольга, мне хотелось рассказать.

Мы не пишем сценарии, мы просто идем к людям: записываем обряды, записываем как отмечали праздники, изучаем и восстанавливаем костюмы. Почитайте статью, посмотрите на фотографии: это так и было. Вслед за поэтом не грех сказать: «Во всех ты, душенька, нарядах хороша». А в народном платье наши девушки и того краше.

По-моему, наше дело стоит того, чтобы оживить в памяти народной традиционную жизнь сараевского крестьянина.

Галина Кармацкая.

Газета «Сараевские зори»

24 июня 2011 г.

Размер шрифта ААА

Архив новостей клубных учреждений по годам

по районам


© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области