Рязанский областной научно-методический центр народного творчества

Деятельность клубных учреждений Рязанской области

Где-то на «Белом свете»

Все больше убеждаюсь в том, что понятие «провинциальность» относится скорее к мироощущению человека, а не к месту жительства. На прошлой неделе в Скопине состоялся II Международный театральный фестиваль «Белый свет», организованный молодежным театром «Предел» при содействии администрации города. Я встретила там людей, которые мыслят и действуют как граждане мира, точнее - Европы. Полная свобода, современное искусство в исполнении как самих скопинцев, так и их гостей.

Пять лет спустя после первого фестиваля «Белый свет» руководители «Предела» Владимир и Ирина Дели собрали вместе очень интересную компанию с актуальными проектами. Давний друг скопинского театра француз Боб Дантонель представил новую версию «Моцарта и Сальери», поставленную Владимиром Делем. Это моноспектакль на французском языке с куклами, который играется «в чёрном кабинете», важную роль в нём играет свет - поэтому приехал и художник по свету Мишель Сарро.

Ещё один друг, режиссёр молодёжного театра «Проект» из Ельца Липецкой области Олег Климов, привез визуальный спектакль «Премудрый пескарь» - вольную фантазию на тему произведения Салтыкова-Щедрина. Писатель, журналист, художник, фотограф, режиссёр и актёр - словом, человек-оркестр из Копенгагена Серёжа Адамов, подолгу живущий в Скопине, представил моноспектакль «Однажды». Местная художница, керамистка, поэтесса, актриса Дарья Киселёва реализовала в краеведческом музее арт-проект «Независимое искусство». Это чтение стихов, работы в разных техниках, созданные в течение всей жизни, инсталляции. И, наконец, хозяева показали моноспектакль Екатерины Авданькиной «Интимный дневник отличницы» (режиссёр-постановщик Владимир Дель).

Главным для меня на фестивале стали не сами спектакли, а люди. Люди интересно, свободно мыслящие. Это и участники, и организаторы, и зрители. В Скопине потрясающая публика. Как внимательно она смотрит спектакль. А после не отпускает актёров, а общается с ними. Высказываются все желающие, возникают большие дискуссии.

Говорит начальница городского управления культуры Марина Ретюнская «Что фестиваль дал городу? Это, конечно же, культурный обмен между Скопином и Ельцом, встречи с европейскими гостями - Дантонелем и Адамовым. Такие встречи - это, прежде всего стимул к дальнейшей работе для наших коллективов и для всех, кто приехал на фестиваль Ведь участники подпитываются друг от друга новыми идеями и эмоционально. Коллективы смотрят на себя со стороны оценивают, что у них есть хорошего, к чему надо стремиться Такие фестивали просто не обходимы во всех отраслях сферы культуры а не только в театральной. Хочу выразить благодарность главе города Ивану Еганову, который идет навстречу любым нашим начинаниям. Он принимает все хорошее, и сейчас фестиваль состоялся только благодаря его помощи».

«В чём идея фестиваля? Активно ли идёт на спектакли скопинский зритель?» - спрашиваю у Владимира Деля. «Идея в том, чтобы в едином творческом порыве объединить разные театры, творчество наших друзей из других городов и стран. Сейчас на представлениях ельчан и Дантонеля яблоку упасть было негде. Было чрезвычайное внимание к происходящему на сцене. В спектакле ельчан почти не было текста, но дети, сидящие рядом со мной, непрерывно расшифровывали спектакль. А он о судьбе человека, как он рождается, вырастает, идёт в школу, армию... У нас в городе растёт грамотный театральный зритель.

Однажды к нам приехали начальники отделов культуры разных городов Липецкой области, смотрели спектакль «Скопин -красный угол России». Тогда и зародилась мысль у руководства нашего областного комитета по культуре и туризму и липецкого об обмене творческими коллективами. То, что сейчас происходит, это даже не обмен, это настоящая дружба с ельчанами. И в этом нам помогает городская администрация».

Одним из откровении фестиваля стала новая франко-русская версия «Моцарта и Сальери». Как рассказал мне Боб Дантонель, он не захотел расставаться с ролью Сальери после того, как прежний спектакль (о котором мы писали), отжил свое. «Я не могу отделить себя от Сальери». Тогда Владимир Дель придумал иное решение: Дантонель в черной одежде «в живом плане» играет высшую темную силу, некоего Мефистофеля, который оживляет куклы Моцарта и Сальери. Он управляет их судьбами, по его наущению Сальери творит  величайшее злодейство... Куклы сделал один из лучших лионских мастеров, и кукла Сальери на лицо – точная копия Дантонеля.

Сережа Адамов собирался читать свои интересные автобиот рафические рассказы, написанные с юмором, в сопровождении контрабаса. До говорился с рязанским виртуозом Константином Панкратовым, но, увы, тот в Скопин приехать не смог, и получился моноспектакль. «Это перекликается с творчеством Гришковца», - заметила я. «На самом деле многие вещи я стал делать раньше Гришковца, - ответил Адамов. - В Копенгагене я писал пьесы и не мог их ставить. Это было от безвыходности - не было актёров. И я стал их пересказывать. Не играл, а делал то, что потом стал делать Гришковец рассказывал, какой бы мог быть спектакль У меня «бытовые» вещи, проще их самому рассказать».

Арт-проект Дарьи Киселевой «Независимое искусство» - это желание талант ливого человека поделиться со всеми своим оригинальным видением мира Дарья - потомственная керамистка, окончила Абрамцевское учи лище, учит детей творчеству на станции юннатов. Она рисует, пишет маслом,  лепит, сочиняет стихи, играет в спектаклях «Предела», оформляет их.  На фсстивалe Дарья читала в краеведческом музее стихи - в окружении своей керамики, живописи, графики, личных вещей...

В экспозиции много «чудес»: новогодняя елка с авторскими игрушками из папье-маше, проект самодельного ежедневника - 365 листочков с рисунками и надписями... «1 января 2009 года я проснулась, - рассказывает Дарья, - и подумала, что нужно что-нибудь сделать, чтобы появилось новогоднее настроение и ушёл прошлый год. Я стала рисовать на листике 10 на 15. 2 января тоже нарисовала - и так дальше... Если я была в поездке, то листиком служил билет»...

Как хорошо, что на белом свете есть такие люди... И фестиваль «Белый свет».

Елена Коренева
Газета «Рязанские ведомости»

11 февраля 2011 г.

Размер шрифта ААА

Архив новостей клубных учреждений по годам

по районам


© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области