Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.

Деятельность клубных учреждений Рязанской области

Куклы наших бабушек

В селе Паники, например, куклу летом могли делать из речной глины, которую затем хорошо высушивали на солнце. Такую куклу наряжали в одежду из тряпочек, лоскутков. Тряпичную куклу в Паниках делали аналогично алексеевской, сараевской. Ее туловище набивали соломой или травой.

В селе Сысои куклу изготавливали из прута и лоскута или одного лоскута. Голову куклы повязывали красной тряпочкой - кумачом. Кроили тунико-образную одежду, сверху надевали на прут и перетягивали по поясу оторванной от лоскута полоской. Лицо обозначалось лишь у игровой куклы. Имена куклам давали, но только не давали им имена домочадцев.

В Сараях куклу делали путем складывания лоскута в несколько раз. При этом голова изготавливалась отдельно и пришивалась к туловищу. Голову набивали паклей или очесами конопли, покрывали платочком. Платья как такового не было, им служил собственно лоскут, из которого она и была сделана. Если изготавливали мальчика, то лоскут, из которого было сделано туловище, делили на две половины и перевязывали внизу нитками. Получались штаны.
В свое время этот способ изготовления куклы рассказала мне Серафима Андреевна Серегина.

В селах и деревнях района в старые времена игрушки плели и крутили из соломки и травы. Мария Григорьевна Парши-кова, когда летом пасла овец на лугах, кукол делала из травы. «Мы брали мягкую длинную траву в пучок, перегибали его пополам. На расстоянии двух сантиметров, травой же, делали перевязку - это голова. Руки делали так: под перевязкой отделяли еще два пучочка, отводили их в стороны и у окончания перевязывали травинками - это были ручки. Если мы делали мальчика, то оставшийся пучок делили пополам и перевязывали внизу - это ноги. Если кукла - девочка, то пучок так и оставляли в виде снопика. Из тряпочек, лоскутков кукле-девочке делали юбочку».

В 50-е и первой половине 60-х годов девочки увлеченно играли в куклы, вырезанные из бумаги. Моделирование такой куклы заметно оживляло сюжетно-ролевые игры в дочки-матери. Прижилась и была популярна игра с такой куклой и с экономической точки зрения: не нужно было тратиться на покупку ее в магазине. С другой стороны, девочки сами становились авторами: вырезали куклу по душе, по требованию, по сюжету игры. Кукле-мальчику кроили из бумаги рубахи и штаны, кукле-девочке - платья.

Ольга Ивановна Малышева вспоминает, что вплоть до середины 60-х годов можарские девочки играли с набивной куклой. Шили туловище, руки, ноги в форме трубы, набивали кто тряпьем, кто очесами от шерсти, конопли, соломой. Затем собирали части тела в единое целое. Получалась незамысловатая, зато недорогая для бюджета семьи игрушка. Порой такую куклу заигрывали до дыр! А из лоскутков девочки или их матери кроили красивые платьица для своих любимых куклят.

В куклы деревенские девочки играли и зимой, и летом. «Строили» для них избу с мебелью, утварью. Кровать делали из веток, постель - из травы. Для зимы шили теплое лоскутное одеяло.

Игры девочек с куклой - это моделирование будущей роли женщины, жены, матери. Кукла - основной персонаж ролевых игр в дочки-матери. Девочка в играх с куклой перенимала, усваивала опыт многих поколений женщин своей семьи. Вплоть до диалогов и манеры поведения, привычек, уклада жизни, ведения хозяйства, обязанностей по дому отца и матери.

А с чем играли мальчики? С лошадками и медвежатками. И неспроста. В русской мифологии медведь - это и не зверь вовсе, а почти человек, Недаром многие сказки богаты сюжетами превращения парней в медведей и обратно. Медведь -священное животное русских. «Ты, медведюшко, мой батюшко» - поется в одной обрядовой весенней песне, которую пели на Егорьев день. А вот лошадка у русского народа стала любимой игрушкой, видимо, потому, что она была кормилицей и основной тягловой и рабочей силой крестьянина-землепашца.

Этнограф не будет этнографом, если он не попробует сам сшить куклу. В один из летних дней воспитанницы ДДТ Настя Каспутене, Оля Каданцева и я сели за работу. Результат нас поразил! За один час мы сделали три куклы: одну на основе крестовины и две крученые куклы - мальчика и девочку. Эти куклы вы видите на фото. Желающих обучиться изготовлению кукол приглашаем к нам в Дом детского творчества.

Галина Кармацкая

Газета «Сараевские зори»

5 августа 2011 г.

Размер шрифта ААА

Архив новостей клубных учреждений по годам

по районам


© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области