Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.

Деятельность клубных учреждений Рязанской области

Праздник первых плодов

19 августа православные отметили Великий христианский праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. На Руси он известен как Яблочный Спас, или Второй Спас.

История праздника такова. Задолго до своих страданий и смерти на кресте Христос начал готовить учеников к предстоящим событиям, чтобы те верно их восприняли. Дело в том, что даже апостолы, тесно общавшиеся с Иисусом, были уверены, что Мессия должен быть царем Израилевым. Христос же хотел, чтобы они поняли, что он не еврейский пророк, а Сын Божий, пришедший на землю ради спасения всего рода человеческого.

Поэтому необходимо было, как пишет преподобный Ефим Сирин, «чтобы Господь явил им царство славы своей прежде поругания своего и бесчестия, чтобы знали они, что распят он не по немощи своей, а добровольно для спасения мира». С тремя ближайшими учениками - Петром, Иаковом, Иоанном - Иисус взошел на гору Фавор для молитвы. Молясь, апостолы задремали и не видели начала Преображения Господня. Их разбудило сияние славы - необычайный свет, исходивший от Христа. Рядом со своим учителем апостолы увидели Моисея и Илию, которые беседовали с ним об исходе в Иерусалим ради совершения искупительного подвига. После на гору спустилось облако, и ученики услышали глас Господень: «Се есть сын мой возлюбленный, в котором мое благоволение». Апостолы испугались, пали ниц и лежали до тех пор, пока Иисус не коснулся их. Напоследок Христос попросил учеников не рассказывать об увиденном, пока не совершатся казнь и воскрешение. Гак ученики узнали о его двойственной природе -человеческой и божественной.

Символическим смыслом праздника является преображение души человека. 19 августа во всех храмах совершается Божественная литургия, в канонах воспевается великое Преображение. Все одеваются в белые одежды (цвет данного праздника). Ослабляется строгий Успенский пост - можно есть рыбу и пить вино.

На Преображение православные приносят в храмы сорванные в этот день яблоки для освящения молитвой и водой в благодарность Господу за урожай. По традиции в этот день вначале угощали яблоками родных и близких, а также сирот и неимущих как поминание об уснувших вечным сном предков и лишь затем ели сами. Считалось, когдл ешь первое спасское яблочко, «что надумано - сбудется, что сбудется - не минуется».

До Спаса не позволяется есть яблоки и блюда из яблок. Особым грехом это считалось для женщин, потерявших детей. Существовала вера, что на том свете детям, родители которых до Второго Спаса не едят яблок, раздают гостинцы (райские яблочки), а тем детям, родители которых пробовали яблоки, - нет. Поэтому матери, потерявшие детей, утром этого дня должны отнести несколько яблок в храм для освящения, а затем отнести их на кладбище. А если могилка далеко, то положить яблоки на любую детскую могилку или оставить в храме.

Яблочный Спас еще называют «первыми осенинами», то есть встречей осени. Принято считать, что ночи после 19 августа становятся намного холоднее. В старину все верующие непременно праздновали Яблочный Спас, пекли пироги с яблоками, варили яблочное варенье и угощали им друг друга. А вечером все выходили в поле, чтобы с песнями проводить закат солнца, а с ним и лето.

Следуя старинным православным традициям наших предков, главный праздник лета с песнями и плясками встретили жители Нижнего Якимца, Ново-Тишевого и Калинина возле храма Казанской Божией Матери. Впервые такой праздник для сельчан организовали работники районного Дворца культуры. Открыл торжество настоятель храма Александра Невского протоиерей Аркадий. В честь Преображения Господня он совершил молебен, потом для всех собравшихся произнес небольшую проповедь об историм возникновения великого христианского праздника, а в завершение окропил святой водой принесенные жителями сел яблоки нового урожая.

Участники художественной самодеятельности трех сел в русских народных костюмах пели старинные и современные русские песни, водили хороводы, а для детей приготовили веселые конкурсы и игры.

По христианскому обычаю в конце празднества всех угощали освященными сочными плодами.

По словам директора Дворца культуры Валентины Лавровой, подобным образом в селах, где есть храмы, будут отмечаться и другие Великие православные праздники. Можно только приветствовать благое начинание.

Оксана ШКУРЛАТОВА
Газета «Новодеревенские вести»
7 сентября 2012 г.

Размер шрифта ААА

Архив новостей клубных учреждений по годам

по районам


© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области