Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.

Деятельность клубных учреждений Рязанской области

«Вы и есть душа России. И другой души у нас нет»

Эти слова министра культуры России в полной мере относятся к нашему лауреату национальной премии «Душа России», непревзойденному глиняных дел мастеру Тимофею Кондрашову, 18 декабря 2013 года которому исполнилось бы 100 лет

Совсем немного не дожил мастер до своего столетнего юбилея: он скончался 24 февраля этого года. Но живет в сердце знавших его людей светлая, необычайно добрая улыбка. Живут с нами и его творения в коллекциях музеев Москвы, Рязани, Санкт-Петербурга, Томска, Иванова, у частных собирателей по всему миру. Чем же так привлекает искушенных ценителей прекрасного вроде бы незатейливое творчество нашего земляка? Может быть, именно простотой, берущей начало в глубине веков? Или частицей своей души, какую вкладывал он в творения - души простой, настежь открытой добру и людям? Как же непросто было ее сберечь на крутых изломах XX века!

ПРО ЛЕГЕНДУ И ПЕСЧИНКУ
Что ни говорите, убежден: родиться такой мастер мог только у нас! И не где-нибудь, а именно в Александро-Прасковьинке. Тимофей Андреевич поведал как-то то ли легенду, то ли народное предание:
-Лет 400 назад жили-были две женщины, Александра и Прасковья. Мужья их - люди служивые, казаки, обороняли юго-восточные окраины Руси. Погибли они в битвах. А две вдовы отселились из Борков на окраину глухого леса, заложили так называемый починок. Из потомков двух казаков и образовалась наша деревня Александро-Прасковьинка, как и тысячи других по Руси...
А вот отличие от других было: нашли наши пытливые предки в окрестностях деревушки глину, и не простую, а подходящую для гончарного дела. И стало это великим благословением для деревни - ведь села окрест сплошь нищими были. 
 
ОТСТУПЛЕНИЕ ПЕРВОЕ
В основе глины - минеральные частицы 0, 0005мм. Эти крупицы столь мелки, что склеиваются каплями воды в пластичную массу. В основе александро-прасковьинской глины особый минерал каолин, отличающийся повышенной вязкостью и пластичностью. Такие глины накопились на Рязанщине еще 150 млн. лет назад в мезозойскую эру, в юрский период, когда на суше господствовали динозавры. Сапожковская глина из тех, что отличается почти полным отсутствием песчинок. И это благо - ведь всего одна песчинка способна все изделие испортить. Именно поэтому глину очищают в воде: тяжелые примеси выпадают на дно первыми. А в дело идет промытая несколько раз глина. 

В народе быстро окрестили Александро-Прасковъинку Глинками: прославилась деревня своими гончарными изделиями не только на Рязанщине, но и на базарах, ярмарках соседних губерний. Делали разнообразную посуду: от малюсеньких тарелочек до вместительных горшков. Но настоящую славу принесли местным гончарам вроде бы несерьезные маленькие свистульки «улютки», похожие на птичек, собаки-свистульки, бабы с близнецами на руках, коняшки, из спины которых будто всадник вырастал, барыни в кокошниках, солдаты с гармошкой.
Целыми семьями занимались гончарной работой, в каждой семье — своей. И семейные секреты мастерства берегли. Вот и Кондрашовы издавна посуду делали. Глава ее, Андрей Яковлевич, сам ремесло от дедов-прадедов перенял, тому же своих детей учил, семеро их было. Тимофей Андреевич и сам не помнил, когда впервые за гончарный круг сел:
 
- Приду из школы, а кончил я всего четыре класса, отец с круга слезает, я сажусь. Сам, никто не заставлял! Только ведь и питалась семья, что горшками торговали, на базары ездили в Сапожок, Верду, Ухолово, Морозовы Борки, Скопин и даже в соседнюю Тамбовскую область.
Вот так всю свою долгую жизнь и продолжал дело предков Тимофей Андреевич, наверно, последний самородок семьи потомственных гончаров Кондрашовых.

НА КРУТЫХ ИЗЛОМАХ ВЕКА
Передо мной - официальная биография Тимофея Андреевича, уж не знаю, по какому поводу и кем она писалась. Но дает она, пожалуй, только общие сведения. Пройдемся и мы по ее датам и вехам. 1934 год - работа в колхозе "Ударник" в деревне Александро-Прасковьинка (пахарь). 1935-37гг. - служба в Красной Армии, рядовой кавалерии. 1938 г. — налоговый агент Сапожковского райфин-отдела в деревне. 1939-1941 гг. -председатель сельсовета деревни Александро-Прасковьинка. Июнь 1941 г. - направлен на переподготовку в ряды Красной Армии. Июль 1941 - май 1945 г. -воевал на фронте, рядовой, минометчик, наград нет. 1945-1951 гг. - молотобойщик в кузнице д. Александро-Прасковьинка. 1951-1957 гг. - разнорабочий колхоза «Коммунист». 1957-1973 гг. - плотник бригады колхоза. С 1974 г. — на заслуженном отдыхе.
Вас в этой биографии ничего не удивило? Вообще-то, сразу два факта в глаза бросаются: как это так — с фронта и без наград, ведь медали получали все, кто на передовой побывал? Второе: почему ни слова о главном деле жизни - гончарном? Попробуем ответить на них.
Еще когда только познакомился с Тимофеем Андреевичем (было это в начале 80-х годов прошлого века), первым делом про биографию спросил. Обратил внимание: про войну вспоминал неохотно, а уж про сражения - вообще ни слова. Списал это тогда на то, что многие фронтовики про войну вспоминать не любили. И лишь когда познакомились поближе, открыл дядя Тимоха, как его в деревне звали, «страшную тайну». Он, оказывается, чуть ли не в первом бою в плен попал. Как получилось? Сам Тимофей Андреевич вспоминал:
- Нашу часть окружили, в плен взяли. А освободили меня только 2 мая 1945 года в числе таких же горемык. Все испытал, все прошел - и лагеря для военных, и концлагеря в Польше и Германии. Видно, суждено было выжить... Потом отправили работать на немецкого бауэра - помещика. Трудились без остановки. Поесть давали чуть картошки и немного хлеба или бурду из остатков комбикорма для коров. А в концлагерях еще страшнее было. Иной раз ночью проснусь, вспомню: уж лучше бы они меня, гады, сразу убили. Не поверишь, травке-мокрице, если удавалось найти и сорвать, рад был без памяти. А однажды за окурком нагнулся, когда гнали нас по шоссе, немец винтовкой стукнул так, что сломал ее. Вшей доводилось пригоршней с гимнастерки выгребать. Полицаи еще хуже немцев были, так и норовили поиздеваться, били просто так, все в лицо старались попасть. А после того, как из плена освободили, в рабочий батальон попал, Минск строили. Обида жгла: свои нас ни за пленных, ни за военных не считали. Кормили тоже «никак»: комбикорм заварят-и ешь. Только крестьянская закалка мне выжить помогла...
К слову, неточность в этой официальной биографии: вернулся домой Тимофей Андреевич после двух лет работы в Минске, где-то в конце 1946-начале 1947 годов.
Так, с первым вопросом все ясно. А почему нигде не упоминается, что герой наш - гончар? Но и тут все просто объярняется: да никогда не было официально ни в селе, ни в колхозе такой специальности! Работай, если хочешь, с глиной на досуге, твое дело. О той поре вспоминал Тимофей Андреевич:
- После того, как домой попал, ни дня не отдыхал, сразу в колхоз работать пошел. Отработаю, в обед приду, поем, игрушек штук пять сделаю и опять на работу. Вечером или глину иду долбить, или опять лепить. В 3 часа утра вставали - и опять за работу. А в выходные - на базар торговать. Только спрос никудышний был. Но хоть какую копейку в дом приносил...
 
ОТСТУПЛЕНИЕ ВТОРОЕ
В хрущевские времена стала действовать жесткая налоговая политика. В саду, например, каждое деревце денежкой облагалось. А. уж гончарство обложили — хуже на придумаешь. Продал ты на базаре чего или нет, — плати твердую сумму. Вот и вырубались под корень сады, а гончарный промысел в селе угас.
 
Познакомился же автор с гончаром по воле случая. Довелось сопровождать приезжего из Москвы то ли художника, то ли искусствоведа Блинова. Познакомился тот с изделиями мастера и глаза восхищенно прикрыл. Сразу Тимофею Андреевичу:
- Покупаю все. И еще приеду, куплю, вы только поразнообразней свои игрушки делайте.
Вот после того визита и стал понемногу промысел возрождаться. Да только кому было им заниматься? Умели с глиной обращаться тогда, помимо Кондрашова, такие же потомственные игрушечницы Марфа Ивановна и Анна Николаевна Сычевы, Ольга Ивановна Бородулина, Анастасия Ивановна Жукова, Анна Алексеевна Силкина. Вот и все, пожалуй. Молодежи-то никого, считай, не осталось в деревушке.
 
И СЛАВА ТЕБЯ НАЙДЕТ!
Сохранилась у кого-то присланная тем самым Блиновым книга, в которой рассказывается о народных промыслах. В том числе и кондрашовских «улютках». Вот тогда-то и слава пришла к мастеру! Цветные фотографии в книге, увлеченный рассказ известного искусствоведа вызвали, без преувеличения, ажиотаж у таких же коллекционеров не только в СССР, но и за рубежом. Зачастили в никому доселе не ведомую деревушку гости со всей страны.

ОТСТУПЛЕНИЕ ТРЕТЬЕ
Безыскусственно простой крестьянский быт и нашел отражение в александро-прасковьинском творчестве Эти чудные свистульки, эти забавные барыни и игрушки, эти горшки и кринки"- они свое начало ведут от языческого прославянского мира. Археологи точно такие же находят среди раскопок древних поселений. Словом, через века, передаваясь от отца к сыну, из рук в руки, традиции эти донесли до нас культуру предков. 
 
Помнится, спросил как-то мастера, как же ему эти традиции удалось сберечь. Тот только плечами пожал:
- А я здесь при чем? У отца ведь учился, а он - у своего отца, тот- у своего...
Загадкой остается, когда же Тимофей Андреевич успевал все. И в колхозе работать, и гончарством заниматься, и с женой вместе хозяйство вести, и детей воспитывать: двоих сыновей и пять дочерей подарила ему жена-красавица. И дом построил, один из самых красивых в округе.
Славой своей на всю страну нисколько не кичился. Принимал ее как должное, как награду всему племени гончаров родной деревни. Он, пожалуй, нисколько не менялся всю свою жизнь. Разве что морщинок прибавлялось, да лучистой доброты в глазах. А ведь как просто было озлобиться на судьбу-злодейку. Но нет, вынес испытания, как говорится, всем смертям назло. Вынес и те испытания, что судьба послала на склоне лет: долгую и трудную болезнь жены. После того, как остался один, звали к себе дети, да какое там! До последних дней не мог оставить свою родную деревушку, потом Сапожок. И делал игрушки чуть ли не до последнего года жизни. Хотя и круг гончарный уже стал музейной реликвией, хотя и глаза, и руки уже не те были. 
Остались    с нами творения мастера, по всему миру разбросанные, говорят, даже в Канаде есть у выходцев из России. Глядишь на них и думаешь: по преданию, Господь первого человека из глины слепил!   И   есть   в этой  глине  не только внешняя форма, но что-то более глубокое и непонятное. Душа, к примеру,   настоящая светлая   душа. Душа загадочной для иноземцев России,   какою  стал наш сапожковский мастер — простая, работящая, не сгибающаяся перед испытаниями и такая же чистая, как родничок близ Александро-Прасковьинки, что и сейчас журчит. Уже без Тимофея Андреевича, который так любил отдохнуть близ него, попить студеной, ломящей зубы прохлады...
 
Виктор ГУБАРЕВ
Газета "Сапожковские ВЕСТИ"
 
ПАМЯТЬ СБЕРЕЖЕМ!
Живут с нами изделия Тимофея Андреевича и долго еще жить будут! Близко знавшие мастера люди такое предложение внесли: надо бы нам увековечить память известного всей стране гончара, почетного гражданина Сапожковского района, лауреата многочисленных выставок народного творчества. Хотя бы мемориальной доской, установить которую можно было бы, например, на стене нашего краеведческого музея или где-то еще.
Кстати, к 100-летнему юбилею Тимофея Андреевича в нашем музее - выставка изделий мастера, документов и материалов о его жизни. Непременно посетите!

Размер шрифта ААА

Архив новостей клубных учреждений по годам

по районам


© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области