Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.

Деятельность клубных учреждений Рязанской области

Здесь русский дух…

Мало кто даже из взрослых, не говоря уже о молодежи, имеет представление о том, как раньше жили многие поколения наших предков, какими были их дома, что имелось в жилищах пращуров. В бездонном колодце времени безвозвратно тонут приметы и детали их повседневной жизни в далеком прошлом. А ведь именно там берет свои истоки полноводная река богатейшей культуры русского народа. Чтобы погрузиться в глубины национальной традиции и наяву, «вживую» войти в старинное крестьянское жилище, где «Русью пахнет», надо приехать в село Кочемирово Кадомского района. Там находится уникальный музей «Русская изба».

Дедов амбар

Музей расположен в старом деревянном доме рядом с величественным храмом Покрова Пресвятой Богородицы, построенным в 1820 году. Гостей во дворе, огороженном плетнем, возле колодца встречает научный сотрудник отдела «Русская изба» историко-краеведческого центра Кадомского района Александр Журавлев, который раньше был главой местной сельской администрации. В 2006 году Александр Николаевич при поддержке работников культуры и жителей организовал музей. А до этого по собственной инициативе почти 20 лет собирал экспонаты для задуманной им экспозиции и хранил их в дедовом амбаре. Когда пришло время реализации заветной идеи, он сам разобрал амбар по бревнышку, перевез его к дому, отведенному под музей, и снова собрал.

Именно здесь и начинается экскурсия. Журавлев тяжелым ключом открывает старинный замок и распахивает скрипучую амбарную дверь. Чего тут только нет! Вдоль стен стоят крепкие объемистые дубовые лари для зерна и мерники из липы, лубяные короба из вязовой коры, бочки, кадки, глиняные горшки местного производства, жестяная медогонка. На бревнах чердачного перекрытия покоится внушительная соха с длинными оглоблями. В углу возле входа стоит массивная самодельная кровать с пологом. У изголовья керосиновый фонарь.

– Так летом раньше крестьяне здесь спали, – поясняет экскурсовод и ведет нас к дому.

Мы поднимаемся по высокому крыльцу в сени. Тут не захочешь, а задержишься: как не осмотреть множество разнообразных подлинных предметов крестьянского быта! Ступа, выдолбленная из толстого ствола осины для изготовления круп и размельчения льняного и конопляного семени, увесистый пест, другая ступа для отбеливания холстов, большие и малые деревянные совки, ведра ручной работы, маслобойка и даже старинный самогонный аппарат. Рядом рыбацкий уголок, стенд, посвященный вязанию веревочных узлов: есть калмыцкие, бурлацкие, узел-проводник, лямка и множество других.

А не хотите ли на полатях полежать?

Наконец, входим в избу. Нас встречает русская печь, сложенная умелыми руками Александра Журавлева. Возле нее лежат аккуратно наколотые дрова и лучина для растопки.

– Хотите, затопим? – предлагает Александр Николаевич и лезет в карман за спичками. – Туристы это любят, пробуют повозиться с ухватом и чугунками.

Он подробно рассказывает, как старики на печке грелись, а молодежь залезала на полати под потолком, малых деток в зыбке качали, а хозяева спали на кровати или скамьях вдоль стен. Изба освещалась лучиной, а позднее семилинейной керосиновой лампой. При желании посетители музея могут и на печке полежать, а дети любят забираться на полати. Все можно потрогать, подержать в руках.

В «Русской избе» собрано более трехсот экспонатов XVIII – середины XX столетия. Здесь и орудия крестьянского труда, и изделия местных ремесел, вещи домашнего обихода. Представлены кухонная утварь, старинная одежда, кузнечные, сапожные инструменты, колодки, раскатки, рубели и другие приспособления для изготовления валенок. На видном месте стоит большой ткацкий стан, сделанный когда-то мастеровым Иваном Филипповичем Лукашкиным, представителем династии деревенских плотников. На добротном буфете местной работы лежит его паспорт. Рядом старинная гармошка лучшего гармониста села П.С. Лапшова, которая так веселила молодежь на деревенских гуляньях. А вот патефон с пластинками. Все работает. Пока Александр Николаевич крутит заводную рукоятку инструмента и ставит пластинку, из библиотеки, расположенной в соседней комнате, выходит его жена Любовь Петровна Журавлева. Она специалист по клубной работе, всю жизнь была художественным руководителем сельского Дома культуры. Показывает аккуратно развешанную одежду возле заправленной деревенским лоскутным одеялом кровати.

– Вот крепдешиновое платье, в котором моя мама вышла замуж в 1946 году, беленькие носочки, ботики, а в них туфельки, – показывает Любовь Петровна. – Любая вещь хранит свою историю. Я знаю каждого человека, который передавал тот или иной предмет. Видите, вот висит гимнастерка с пятном крови на рукаве? В ней после ранения пришел с фронта наш односельчанин Николай Иванович Лукашкин. А вот его сапоги.

Дело, которое греет душу

«Русская изба», кажется, ощутимо дышит историей жизни вполне конкретных людей. Бережно сохраненные вещи помнят их прикосновения, образы ушедших в прошлое односельчан встают перед глазами, когда Журавлевы рассказывают о них. Язык не поворачивается назвать этих неутомимых собирателей старины музейными работниками. Думаю, их правильнее величать хранителями народной памяти. Ведь они сберегают не только предметы, но и народные обряды, русские деревенские традиции. Я спросил, что означают причудливые фигурки на полке возле печи.

– Это мы с детишками из теста жаворонков на Благовещение выпекаем – весну закликать. И для туристов мастер-классы даем, – рассказала Любовь Журавлева. – А на колядки для мальчиков вот такие кудри печем, а для девочек косы. Они вместе со взрослыми наряжаются, с песнями ходят по домам и колядуют. До 70 человек собирается ряженых. Еще у нас в Кочемирове есть «Проводы весны». Наш фольклорный ансамбль «Веснушка» получил название по этому празднику и хранит русские народные обычаи, обряды, традиции. Мы поем ритуальную песню своего села, за околицей кувыркаемся под пригорок, просим у Бога теплого лета и богатого урожая. Каждое воскресенье после Пасхи на заговенье в Петров день крашеные яйца на лужке катают все от мала до велика, а особенно на Красную горку. Мы не должны быть Иванами, родства не помнящими, забывать свои корни, истоки. Это так близко и дорого нашему сердцу. Поэтому дело, которым мы занимаемся, греет нам душу.

Семейное зеркало

От Рязани до Кадома 270 километров, плюс от райцентра до села Кочемирово еще 15 км, так что часов пять ехать надо до «Русской избы». До Мордовии рукой подать, самая что ни на есть глубинка. Дубравы, осинники, ельники тянутся вдаль за горизонт. А сосновые леса с ягодными и грибными кладовыми стоят неприступной стеной, завораживая своей сказочностью. Каждый год маленький сельский музей посещают 700-800 туристов из Рязани, Москвы, Санкт-Петербурга, Коми, этим летом даже артисты из Северной Осетии удивлялись экспонатам и в русские городки играли. Бывали в «Русской избе» гости из Англии, Германии, Франции.

А какие интересные и самобытные программы этнотуризма предлагают гостям кадомские работники культуры! Надеть русский костюм, попробовать традиционную русскою кухню, почувствовать на себе жизнь прошлого века. Впечатления незабываемые. Взять, например, «Крестьянский день». После посещения музея женщины участвуют в конкурсе с коромыслами «Хозяйка по воду пошла», а мужчины соревнуются в умении наколоть дрова, угощаются окрошкой и пышками. Зимой можно принять участие в исполнении фольклорного сюжета «По селу идем – аусенки поем». Обязательно угощение горячими щами со сметаной, картошкой, солеными огурчиками, пышками, чаем из самовара.

– Мы записывали на магнитофон песни ныне покойных бабушек, а теперь поем их сами, – говорит Любовь Журавлева. – Ни один праздник не обходится без фольклорных песен. В нашем селе сохранились и самобытные народные костюмы с самоткаными паневами. Мы пошили идентичные, потому что оригиналы должны храниться в музее.

В фольклорном ансамбле 17 участников. Коллектив когда-то зародился как детский. Девочки выросли, вышли замуж, нарожали детей, и ансамбль стал взрослым. Но Любовь Журавлева опять привлекает к участию в нем детей, уже внуков, в том числе тех, кто приезжает в село на лето, приобщая их к настоящей русской культуре.

В «Русской избе» мы, как в старинном семейном зеркале, видим характерное отражение своего этнического лица и невольно сравниваем его со своим сегодняшним обликом. В русских избах испокон века были в почете трудолюбие, уважение друг к другу и поступки по совести.

Не слишком ли исказило переменчивое время наши природные черты? Жив ли в нас русский дух? Побывайте в «Русской избе», пообщайтесь с семьей Журавлевых. Эти вопросы отпадут сами собой.

Олег Дробышев

Газета "Рязанские ведомости"

17 декабря 2014 г.

Размер шрифта ААА

Архив новостей клубных учреждений по годам

по районам


© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области