Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.

Деятельность клубных учреждений Рязанской области

«Черный квадрат» Романа Шашкина

Кто не знает о «Черном квадрате» Казимира Малевича, повергшем в шок просвещенную публику в 1915 году? Однако знаменитый художник-авангардист был отнюдь не так прост, как кажется многим, знающим о его творчестве по анекдотам вековой давности. Во втором десятилетии XX века Малевич основал в живописи направление супрематизма (от лат. supremus – наивысший), ставшее одной из разновидностей абстракционизма. Оно выражалось в комбинациях плоскостей простейших геометрических очертаний, пронизанных внутренним движением. По мысли К.С. Малевича, супрематические картины стали первым шагом «чистого творчества», то есть акта, уравнивавшего творческую силу человека и природы. Всяко может быть. Точно так же, глядя на кусочек неба в квадрате форточки, каждый думает о своем. Однако в дальнейшем эти идеи нашли свое воплощение в архитектуре, дизайне и сценографии.

Каково же было мое удивление, когда на выставке мастера декоративно-прикладного творчества Романа Шашкина в Путятинском районном Доме культуры я увидел «Черный круг». Да какой! Он был филигранно вырезан на деревянной доске из мореного дуба, и на его создание, на мой взгляд, было потрачено куда больше труда и времени, чем уважаемым художникам начала прошлого века на его квадрат. Резные панно Шашкина притягивают взгляд завораживающим переплетением больших и малых концентрических окружностей мелкой и крупной резьбы, выполненных с точностью и тонкостью, достойной ювелира, придающего алмазу форму бриллианта. Они похожи на космическую карту неведомых звездных миров, призрачный полет неких планет по фантастическим орбитам, который завораживает взгляд и создает ощущение проникновения сквозь пространство. Отдаленно они действительно чем-то напоминают уравновешенные асимметричные супрематические композиции. Художник говорит, что и сам не знает, почему его тянет к созданию таких произведений: просто душа просит. Впрочем, круг творческих поисков Романа Шашкина гораздо шире. Он искусно делает фактически любые высокохудожественные вещи из дерева: от изящного медальона или брелока до мебели, украшенной уникальной резьбой. Роман влюблен в материал, с которым работает, и осязаемо чувствует образы, таящиеся в нем.

– В дереве заключены неограниченные возможности для создания форм, рассчитанных на рельеф, силуэт, движение, пространственную композицию, – рассказывает Шашкин. – Удачная реализация этих возможностей во многом определяется правильным выбором древесины в зависимости от характера изделия и вида его декорирования. В основном, я режу по березе. Использую также мореный дуб, красное дерево, терн, другие дорогие породы. Древесина красного, красно-бурого, светло-вишневого или светло-розового цвета, с оригинальной текстурой, очень прочна, красива и хорошо полируется. Я горжусь, что у меня есть свой почерк, который ни у кого не скопирован, научился сам.

Его работы, на мой взгляд, впечатляют безупречным вкусом и мастерством исполнения. Вот изящный ларчик, шкатулка тонкой резьбы, сувенирные произведения, например, яйцо из клена. Роман Шашкин никогда не спешит, у него в приоритете не количество, а качество и высокий художественный уровень. Например, на создание сувенирного яйца уходит три месяца кропотливой работы, хорошие нарды он вырезает в течение года, используя пять дорогих пород дерева. От оправы зеркала с инкрустацией из бивня мамонта глаз не оторвать, хочется смотреть не на свое отражение, а на искусную работу мастера.

Художнику декоративно-прикладного искусства Роману Шашкину 37 лет, а резьбой он начал заниматься с десяти, еще во время учебы в школе. Вскоре начал делать полностью самостоятельные произведения. Постепенно резьба по дереву стала его основным занятием и источником доходов. В Путятине он познакомился с Алексеем Петраковым, который преподает в Береговской сельской школе изобразительное искусство, музыку и физкультуру, пишет хорошие картины. Это он подарил Роману кость мамонта, которую привез с Чукотки, где 15 лет работал начальником метеорологической станции. Теперь они в творческом симбиозе уже пять лет.

– Мы подарили икону нашей работы церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы в селе Летники, – рассказывает Алексей Петраков. – Я православный человек и пою там на клиросе. Теперь собираемся сделать резные двери для часовни Андрея Тарковского в селе Мясном и подарить ей икону Андрея Первозванного. За пять лет мы создали семь икон.

Работы Романа Шашкина выставляются в Рязани, в Москве, их знают в Саранске. Он три года подряд представляет Рязань на международных столичных выставках в Центре культуры и искусства «Меридиан». Его произведения украшают частные коллекции. Они недешевы, но стоят того. Даже в самом малом изделии Роман Шашкин стремится добиться совершенства. Больше ста уникальных резных брелоков находятся у его знакомых во многих регионах России. Художник трудится самозабвенно. Однажды в порыве творческого вдохновения он 15 часов не выпускал из руки резак.

– Кинорежиссер Сергей Соловьев, держа в руках мои нарды, сказал, что эта работа достойна музея-аукциона, – с гордостью говорит мастер.

С этим не поспоришь. Вглядываясь в его чудесную резьбу, я подумал, что творчество талантливого резчика по дереву не уместить ни в квадрат, ни в круг, поскольку оно растет по искусно начертанной спирали.

Олег Дробышев

Газета "Рязанские ведомости"

16 января 2015 г.

Размер шрифта ААА

Архив новостей клубных учреждений по годам

по районам


© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области