Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.

Деятельность клубных учреждений Рязанской области

Космос и авангард

Все это - в музыке Эдуарда Артемьева

В день рождения Андрея Тарковского, 4 апреля, в ки­нозале рязанского ТЦ «Малина» выдающийся ком­позитор, народный артист России Эдуард Артемьев встретился с почитателями творчества великого режиссера, с теми, кому дорого имя Тарковского и кого завораживает музыка, написанная Артемьевым к фильмам «Солярис», «Зеркало», «Сталкер», кино­картинам Никиты Михалкова «Раба любви», «Свой среди чужих, чужой среди своих»... Зрители увиде­ли на экране эпизоды из кинофильмов и узнали, как создавалась к ним музыка. На большом экране были показаны фрагменты интервью, записанного в мо­сковской студии Эдуарда Николаевича.

«Рязань для вас дорогой, родной го­род. Рязанцы относятся к вам с ува­жением и любовью, потому что вы наш», - сказал Эдуарду Артемьеву вице-губернатор Сергей Филимонов, открывая творческий вечер знамени­того композитора.

В детстве Эдуард Артемьев часто приезжал в Рязань, где работал его отец. Проводил здесь школьные ка­никулы. Их дом стоял на Касимов­ском шоссе, там, где сейчас мясоком­бинат. Отец и работал на мясокомби­нате - директором.

«Улица изменилась, ничего невозможно узнать», - поделился со зрителями Артемьев и вспомнил, как много лет назад пытался увидеть то место, где они жили. Приехал в Ря­зань, пошел на мясокомбинат. Но ему пройти за турникет не разреши­ли. Сказали: «У нас режимное пред­приятие». И только когда в другой раз приехал с министром культуры России - тогда уже пустили.

Но есть и другое обстоятельство, поясняющее, почему Артемьев «свой, рязанский». Эдуард Николаевич пи­сал музыку к фильмам Тарковского, замысел которых рождался на рязан­ской земле. В поселке Мясном Путятинского района стоит дом Андрея Арсеньевича. Там он и обдумывал свои будущие картины. На берегу реки Пары рождались образы, ко­торые требовали соответствующе­го музыкального сопровождения. Тарковский точно представлял себе, что должна выражать музыка. Но в его режиссерские замыслы можно было проникнуть только с помощью интуиции.

ЭДУАРД АРТЕМЬЕВ: «Тарковский мне при пер­вой встрече не очень понравился. Много рассу­ждал, показался несколько заносчивым. И пер­вая беседа с ним была для меня немного оше­ломляющей. Он сказал: «Знаешь, мне компози­тор вообще-то не нужен. Есть Бах, и этого до­статочно. Но мне нужен твой вкус, твой слух, ты можешь писать для оркестра. Мне нужно, чтобы ты в «Солярисе» организовал шумы». Вообще-то это было странное предложение для музыканта по тем временам. Сейчас, ко­нечно, оно никого не удивит. В кинематографе появилась отдельная профессия - саунддизайнер, создатель звуковой атмосферы. Тарков­ский уже тогда угадал это направление. А для меня эксперимент стал увлечением, определен­ной школой в профессии.

Такая музыка может прилететь только из космо­са. Или ее посылает Создатель? Когда речь идет о творениях великих композиторов, люди обычно впадают в мистику. И, наверное, это единствен­ная возможность объяснить загадку шедевров. Ро­дившаяся из ничего, эта музыка волнует всех. Бу­дучи единым целым с фильмами, она давно обрела самостоятельную жизнь и исполняется теперь симфоническими и эстрадными коллективами по всей России. «Необъяснимую для меня популярность приобрела мелодия «Свой среди чужих». Я вздраги­ваю, когда она раздается из мобильного телефо­на», -улыбается Эдуард Артемьев.

Музыка обладает внутренним действием. Тарков­ский хотел, чтобы в «Сталкере» у него была зву­ковая магия. Если кто помнит сцену: долго-долго едут по железной дороге герои фильма. Путь лежит в аномальную зону. Просто сидят на тележке, ни­чего не говорят. Нет действия. Но есть перемены. Как это показать? «Мне нужно, чтобы зритель по­чувствовал, как что-то меняется», - сказал Тарков­ский композитору фильма.

ЭДУАРД АРТЕМЬЕВ: «Когда долго думаешь и что-то втемяшится в голову, решение при­ходит. Я зацепился за перестук колес на сты­ке рельсов. Начал эти звуки организовывать в пространстве, делать задержки, создавать эхо. Постепенно почувствовал, как изменилась природа звука. Кинематографисты ко мне по­том подходили и говорили, что я нашел един­ственно правильное решение.

- Пожалуйста, вопрос из зала. «Рязанские ведомо­сти»!

Р.В. - Эдуард Николаевич, с вами, наверное, многие ре­жиссеры хотят сотрудничать. А что влияет на ваш выбор?

ЭДУАРД АРТЕМЬЕВ:

- Режиссеры - люди волевые. Понятно, что они отве­чают за всю картину и вправе диктовать свои требования, отстаивать их. И композитору волей-неволей приходится подстраиваться. Для меня круг режиссеров в последнее время сильно сузился. Но те, с кем я продолжаю работать, никогда не возьмут сценарий, который мне не подошел бы. Тарковскому нужна была музыка дизайнерского пла­на. Михалкову - обязательно чувственная, мелодичная, чтобы запомнилась и не было общих мест.

С Кончаловским мы учились в консерватории, он еще и хороший музыкант. К несчастью моему (смех в зале). Потому что он вмешивается в работу композитора боль­ше, чем требуется. Во время работы над фильмом «Одис­сей» разногласия у нас были настолько сильными, что я сказал: «Андрей, я выхожу из картины, больше не буду работать с вами». На что он ответил: «Уже поздно. Рань­ше надо было думать».

Это был первый самый дорогой телевизионный фильм в истории Голливуда. Продюсеры очень боялись промах­нуться. Контроль был жесточайший. Когда кто-то жалует­ся, что на отечественных киностудиях невозможно рабо­тать, так всех зажали, что прямо ужас, они просто не зна­ют, как работают в Голливуде. Вот где молотилка!

Картина снималась в Америке, а монтировалась в Лон доне. Каждый день из Лондона в Лос-Анджелес летал само­лет. Я уставал страшно. Это был самый трудный фильм в моей жизни. Еще одна картина, которую я делал с Конча­ловским, «Щелкунчик и крысиный король», к сожалению, потерпела фиаско. На мой взгляд, незаслуженно. Режиссер снимал мюзикл на музыку Чайковского. Продолжение той же истории, которую мы знаем по знаменитому балету в постановке Мариуса Петипа, но с гораздо большей опорой на первоисточник - сказку Гофмана, и в сценарии - сплош­ные ужасы борьбы крысиного царства с добрым принцем. В сознании публики это не улеглось, и фильм провалился в прокате. Один американский продюсер позже мне ска­зал: «Ребята, у вас старые мозги. Если бы вы этот фильм связали с Хэллоуином, он прошел бы блестяще!» Это нам в голову, естественно, не приходило. Кончаловский был уверен, что Петр Ильич Чайковский в рекламе не нужда­ется, и он за нас поработает на популярность.

Мюзикл вышел отдельной пластинкой. Мой сын ее удачно продюсировал. И сейчас начинается работа над сценарием мюзикла, который решил поставить театр клас­сического балета Касаткиной и Васильева. Причем балет­ные артисты будут не только танцевать, но и петь.

Быть всегда в авангарде музыкальных течений, предвосхищая то, что явится как неизбежное через какое-то количе­ство лет, - свойство гения, наверное. Артемьев говорит: «Все мои предчув­ствия по поводу музыки будущего во­площены в рок-опере «Преступление и наказание», над которой я работал 28 лет». По его мнению, мир искус­ства, разделенный на жанры, пере­стает существовать. В музыке, напри­мер, возникают совершенно другие пространственно-временные взаимо­связи. Пространство перестает быть материальным. Это не то место, куда можно привести оркестр, рассадить музыкантов. Можно сочинять про­странство и управлять им.

«Композиторы пока очень робко начи­нают этим пользоваться, хотя уже есть способы и необходимые инструменты». В общем, объединение, смешение, синтез, гармоничное сосуществова­ние разных направлений - это сейчас магистральные направления развития культуры и искусства. Синтетический жанр может быть таким же цельным, как Моцарт и его музыка. Но пути этой самоорганизации неисповедимы.

Димитрий Соколов

Газета "Рязанские ведомости"

8 апреля 2016 г.

Размер шрифта ААА

Архив новостей клубных учреждений по годам

по районам


© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области