Рязанский областной научно-методический центр народного творчества |
|
Деятельность клубных учреждений Рязанской областиЗДЕСЬ ЛУЧШИХ НЕТ: ВСЕ ЧУДО-МАСТЕРА
После VI Скопи некого международного фестиваля гончаров уже прошло некоторое время. И мне, "разложив по полочкам" свои впечатления и личные оценки, захотелось рассказать о его, пожалуй, основе основ - конкурсе художников-керамистов, проходившем в нескольких номинациях. На такое редкое событийное мероприятие, как VI Скопинский международный фестиваль гончаров, 215 мастеров изо всех городов и весей приехали не только отдохнуть, пообщаться, но и себя показать: ведь выполнение конкурсных программ позволяет блеснуть умениями, удивить самобытностью, да и поучиться у других умельцев тоже всегда полезно. Уже в первый фестивальный день мы познакомились в мастерской Центра народных художественных промыслов и ремесел с делегацией из Белгородской области. - Я пока еще совсем ничего не успела посмотреть в Скопине, - улыбнулась народный мастер своего региона Вера Половинкина. - Только приехали и сразу сюда, в мастерскую. Так по кругу соскучилась! Сначала хотела просто что-нибудь несложное сделать, но захватил знакомый всем, кто работает с глиной, кураж, и вот уже делаю конкурсную работу. На круге красовался пузатый сосуд, в котором я, к своему удивлению, сразу угадала стилизацию в виде петуха. И не ошиблась! Оказалось, что это первое конкурсное задание для мастеров: сотворить изделие созвучное этой голосистой птице. И у народного мастера России Оксаны Рощупкиной тоже уже была готова старооскольская традиционная глиняная игрушка: целая группа кавалеров и барышень, в центре которой гордо восседал веселый петушок-свистулька. Член Союза художников России Алексей Золотов из Ярославля привез с собой не только свой гончарный круг, глину, но и целую выставку очаровательных изделий, покрытых сине-голубой, малахитовой и разноцветной глазурью. Свежо, необычно и радует глаз... В последующие дни я просто растерялась: как выбрать, про кого писать?! Мастера издании, Беларуси, Латвии, Узбекистана, Армении, Грузии и многих уголков России старались в издели- ях донести до зрителей не только свое высококлассное умение, но и показать, что именно присуще керамике их родного края. Разные виды глин, обжигов, рисунков, декора - воистину великолепный пир из керамических яств! Авторские работы на свободную тему удивляют богатством фантазии и высокопрофессиональным исполнением. Мастер из Орла Татьяна Коленкина, посвятившая керамике более 40 лет, участник множества фестивалей и выставок, в восторге от наших гончарных кругов и искренне надеется, что традиция подобных фестивалей на скопинской земле непременно продолжится. А ее кувшин-петушок теперь будет напоминать нам о керамических традициях Орловщины. Александр Луценко приехал на Рязанщину из далекой Уфы, однако его изделия несут в себе секреты украинских керамистов: гончар вырос и научился мастерству в этой богатой народными традициями стране. А Зарема Ибрагимова привезла в далекий край свой гончарный круг. "Он мне о доме напоминает и тем самым работать помогает", - открыла секрет гостья из Дагестана. Кстати, и Саша, и Зарема постарались показать в конкурсных изделиях свое видение работ хозяев фестиваля (образцом им служил традиционно скопинский кувшин). Мы порадовались знакомству с членом Союза художников России, профессором, доктором изобразительного искусства Товмасом Тамразяном и с совсем юной студенткой знаменитого Абрамцевского училища Армине Акопян. Они оба, каждый по-своему, представляли на фестивале мастерство армянских гончаров. "Подобные фестивали- это значимое дело для преемственности поколений, - поделился с нами своими впечатлениями Товмас Саенович. - Меня несказанно радует, как много здесь совсем молодых людей, искренне увлеченных гончарным искусством. Учимся друг у друга, общаемся, от души радуемся интересным изделиям, узнаем много нового. Работа вашего современного Центра народных художественных промыслов и ремесел, а также Скопинской фабрики керамики способствует не только сохранению древнейшего гончарного искусства, но и развитию технологического прогресса в нашем деле, что просто невозможно в домашних мастерских. От всей души желаю дальнейшего процветания скопинскому гончарному промыслу". Ярким и символичным стал для меня эпизод конкурсной программы, когда коллеги-гончары, затаив дыхание, наблюдали как тянет узкогорлый высокий кувшин заслуженный Джемал Болотошвили, народный художник Грузии. И когда изящный красавец был готов, мастерская просто взорвалась аплодисментами... ЖЮРИ: Председатель - доктор искусствоведения, профессор МГХПА им. С.Г. Строганова, член Федерального экспертного совета по народным промыслам Ралия Мусина; члены жюри - заместитель директора Рязанского государственного областного художественного музея им. И.П. Пожалостина по научной работе Ирина Денисова и народный художник РФ, лауреат Государственной премии в области литературы и искусства, член Союза художников России, почетный гражданин города Скопина Татьяна Голованова. НОМИНАЦИИ: "Гран-при "Маэстро"; "Сохранение и воплощение национальных традиций"; "За верность традициям народной игрушки"; "За совершенство гончарной формы"; "За использование традиционных технологий и их современное осмысление”; "За верность ремеслу и сохранение локальных традиций"; "Старейшему мастеру"; "За вклад в художественное воспитание"; "За достижения в творчестве". По итогам конкурсов определили: "Лучшего гончара" (1,2,3 места), "Лучшую творческую работу" (1,2,3 места), "Лучшую технологию декоративного обжига" и победителей в шуточных конкурсах "Самая высокая и самая широкая форма" и "Формование с закрытыми глазами" (работы были представлены далеко не шуточные!). По моему дилетантскому мнению, определить победителей среди участников фестиваля - работа воистину титаническая: все изделия по-своему замечательны! Но все же имена "лучших из лучших" прозвучали на торжественном закрытии фестиваля. Хотя мое твердое убеждение после всего увиденного: здесь лучших нет - ВСЕ чудо-мастера! - Татьяна Константиновна, на прошлых фестивалях вы были их неизменной участницей в качестве организатора. В этом году вы впервые в новой ипостаси - член жюри. Наверное, нелегко оценивать работы своих не только коллег по творческому цеху, но и добрых друзей и единомышленников? Скажу откровенно, мне пришлось очень непросто: в этом году на фестиваль приехало большое количество участников, среди них немало молодых художников, использующих новые тенденции в гончарном мастерстве. Жюри проделало серьезную и, скажу откровенно, нелегкую работу, сопряженную с большой ответственностью. Я от всей души благодарна Ралие Рифгатовне, которая, имея за плечами большой опыт судейства подобных мероприятий и получая великое множество различных приглашений, неизменно остается верным другом скопинского фестиваля. Меня порадовала выставка "Гончарство" - это своеобразный отчет мастеров. Некоторые керамисты приехали в Скопин не впервые, и приятно наблюдать, как за эти годы выросло их мастерство: у многих заметен ощутимый созидательный прорыв. Работы, представленные на творческий конкурс, убедительно показали, как вдохновила всех художников тема "Петух": сколько разных по манере исполнения птиц пришлось оценить жюри! А "Шуточный" конкурс оказался далеко не шуточным, принимая во внимание высокий уровень исполнения изделий. Мне, как и другим членам жюри, нелегко быт выбрать "самых-самых". Но конкурс есть конкурс. И поэтому от всей души поздравляю победителей и желаю дальнейшего творческого роста и множества достойных побед всем участникам! Екатерина ЮРЬЕВА Газета "Скопинский вестник" 17 сентября 2016 г.
Другие события
|
Размер шрифта ААА
Архив новостей клубных учреждений по годампо районам |
© ГБУК РОНМЦ НТ Размер шрифта ААА
|
Минстерство культуры и туризма Рязанской области |