Рязанский областной научно-методический центр народного творчества

Деятельность клубных учреждений Рязанской области

Дорогая моя культура

Было девять филиалов, а остался один. Почему?

Есть крылатая фраза: «Культурки не хватает», то есть не очень воспитан, образован человек. А что сегодня не хва­тает самой «культурке», чтобы образовывать и воспитывать? Этот вопрос обсуждался не­давно на заседании «кругло­го стола» в областной Горьков­ской библиотеке. С одним из его участников - директором Рязанского филиала Московс­кого института культуры Вла­димиром Валентиновичем Ка­лининым - наш сегодняшний разговор.

Для начала вспомнили историю вуза, который в начале 80-х замыш­лялся как Всесоюзный заочный ин­ститут культуры для Нечернозем­ной зоны страны. Такой план не осуществился, и институт стал од­ним из филиалов Московского ин­ститута культуры, число которых в 90-е годы достигло девяти. Из них, можно сказать, уцелел лишь рязан­ский -для очников и заочников, на бюджетной основе и платной...

Р.В. - Владимир Валентинович, почему так вышло?

В.К. - Причины разные. Большинс­тво из ныне несуществующих фили­алов создавалось в коммерческих целях, а требования к организации высшего образования были ужесто­чены, особенно после введения еже­годного мониторинга соответствия отраслевому профилю вуза. -Это основная причина, на мой взгляд. Мы тоже соблазнов не избежали и, мо­жет быть, выжили-то в девяностые годы, опираясь на договорные от­ношения с предприятиями на под­готовку кадров, благодаря, напри­мер, сотрудничеству со Сбербан­ком. Но о своих задачах в качестве творческого учебного заведения не забывали, ведь мы - единственная образовательная организация вы­сшего образования на территории Рязанской области, где есть необ­ходимые условия и неповторимая творческая атмосфера для обуче­ния профессиям в сфере культуры и искусства. И материальная база у нас дает возможность для развития творческих профессий. Конечно, при всех тех бурных преобразова­ниях, которые сейчас происходят, мы не избежали оптимизации. При­шлось «ужиматься», объединять фа­культеты и «непрофильные» кафед­ры, но жизнеспособную основу мы сохранили.

Приходят к нам учиться на ос­нове конкурсного отбора, который идет под эгидой федерального Ми­нистерства образования и науки. Головной вуз выделяет нам бюджет­ные места. В этом году их 49. К плат­ному обучению отношение абиту­риентов, в силу понятных причин, неоднозначное. Но потребность в профессиональных специалистах растет быстрее, чем возможность найти их на рынке труда, и люди, так или иначе, приходят к понима­нию необходимости вложения в образование как инвестицию в буду­щее своих детей. Такая позиция за­метна и среди руководителей муни­ципальных и региональных органов управления. Так, например, если администрация муниципального образования имеет необходимость в каком-нибудь очень нужном спе­циалисте, то она подписывает дого­вор и оплачивает его обучение. Как правило, в нашей практике - это за­очная форма образования.

Р.В. - Каких же специалистов вы сейчас выпускаете?

В.К. - Бюджетные места выделя­ются по девяти направлениям и 16 профилям обучения, в том чис­ле, например: режиссура, дизайн, народно-художественное твор­чество, хореографическое искус­ство, социально-культурная де­ятельность, дирижирование и др. Но могу сказать, что наши выпус­кники - это, как правило, не спе­циалисты «узкого профиля». Имея диплом по социально-культурной деятельности, наши выпускники могут с успехом исполнять управ­ленческие функции и руководить художественно-творческими кол­лективами, как любительскими, так и профессиональными. Был у нас один студент, Володя Шара­пов, учился режиссуре, а стал ми­нистром культуры Мордовии. В 45 регионах России наши выпускники за 37 лет существования филиала стали руководителями областных и муниципальных органов культуры, успешными деятелями культуры и искусства. Но 70 процентов питом­цев успешно трудится, конечно, на Рязанщине. Вот такой большой потенциал у людей, предназначен­ных работать, как говорят, на ниве культуры.

Р.В. - Владимир Валентинович, сейчас все прямо-таки криком кричат: «Дети мало читают». Да и не только дети. Все подмял Интернет. Много зависит от библиотекарей. Как, на что вы ориентируете будущих предста­вителей этой профессии?

В.К. - Мы их ориентируем на пре­данность профессии. Хотя по ряду прогнозов, профессия библиотека­ря в первой половине XXI века вооб­ще отомрет. Я не сторонник таких перспектив. О будущем библиотек идут жаркие споры. На мой взгляд, библиотеки в реальной практике превращаются в общественно-по­литические, общественно-куль­турные центры, то есть начинают выполнять досуговые, обучающие, просветительские функции. При этом они сохраняют и развивают традиционные формы работы с книгой. Поэтому я своим студен­там говорю: «Ребята, вы лучшие в мире, но не надейтесь, что вам придется только книжки выдавать, старайтесь чувствовать время». В то же время библиотекарь должен быть не только гуманитарием, но и специалистом, способным рабо­тать с техническими системами, с программным, электронным обо­рудованием. Но для всего этого требуется качественно новая учеб­ная база. Такой базы пока нет, и я говорю здесь не только про наш филиал. Вопрос этот прорабатыва­ется на самом высоком уровне, по- тому что средства требуются очень большие.

Р.В. - А другие специальности меньше денег требуют?

В.К. - Куда там! Очень затратное на­правление, например, дизайн: нуж­ны хорошо оборудованные рабочие места студентам, расходные матери­алы... Или хореография: здесь одни костюмы чего стоят! Но, несмотря ни на что, мы готовим кадры серьезно, то есть на поток выдачу дипломов не ставим. Не все студенты дотягивают и допускаются до итоговых испыта­ний и защиты дипломных работ. Но кто чувствует, что способен на боль­шее и стремится выйти за рамки учебного стандарта, всегда получат нашу поддержку, второе образова­ние, достигает высот. В этом смысле слышали, наверное, о нашей Екате­рине Щербаченко, солистке Большо­го театра, удостоенной титула лучше­го сопрано мира?.. Но большинство наших выпускников - это квалифи­цированные, надежные «рабочие лошадки» в ДК и клубах, в школах и библиотеках, без которых мир станет другим, серым и безрадостным.

Р.В. - Владимир Валентино­вич, несмотря на то что сфера культуры по-прежнему «малозарплатная», а время нынешнее - «коммерческое», все-таки идет к вам молодежь учиться и пению, и дирижированию, и игре на му­зыкальных инструментах...

В.К. - Есть люди, которые чувству­ют в себе «искру божью» и не мо­гут не пытаться реализовать себя. А когда что-то получается и видишь, что ты нужен своим зрителям, уче­никам, своему народу - как от тако­го откажешься? Ведь правильно го­ворят, что не в деньгах счастье.

Р.В. - В разговоре на заседании «круглого стола» меня заинтере­совала ваша фраза: «Наши моло­дые дизайнеры создали проекты каждого уголка Рязани». Это же замечательный замысел: обно­вить, осовременить, сделать бо­лее пригодным для жизни людей наш родной город. А есть ли воз­можность хотя бы часть этих проектов воплотить в жизнь?

В.К. - Это действительно так. Более того, к проектам выпускников, пос­вященным нашему городу, появил­ся живой интерес у руководства. Их поддержал главный архитектор го­рода, и глава администрации Рязани, ознакомившись с работами, одобрил участие студенческих дизайнерских проектов от имени города в XX меж­дународной конференции дизайне­ров и в специализированной меж­дународной выставке-конкурсе «Дизайн-Лэнд 2017» в Сочи 22-26 мая. Не без гордости скажу, что еще на предварительном этапе оргкомитет включил наши проекты в число фи­налистов. А по итогам конкурса во­семнадцать наших проектов стали лауреатами и заняли практически все ступени пьедестала этого меж­дународного конкурса. Этот резуль­тат - закономерное следствие работы преподавателей и студентов, когда творческие Идеи находят й поддержку, и развитие в совместном учебном процессе. Будем надеяться, что многие из проектов найдут свое воплощение на улицах и площадях Рязани. Вы сказали: «сделать более пригодным для жизни»... С помо­щью молодых и увлеченных великим делом развития культуры студентов это сделать удастся. Наверное, это самое главное.

Татьяна Банникова

Газета "Рязанские ведомости"

31 мая 2017 г.

Размер шрифта ААА

Архив новостей клубных учреждений по годам

по районам


© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области