Рязанский областной научно-методический центр народного творчества

Деятельность клубных учреждений Рязанской области

ПРЕКРАСНОЕ РЕМЕСЛО

Кружевоплетением на михайловской земле занимались с незапамятных вре­мен. Еще при тусклом свете лучины, под протяжные за­душевные песни побренькивали мелодичным перезво­ном коклюшки в руках «умелец-плетей» (так в стари­ну именовали кружевниц). Радужные узоры кружев славились оригинальнос­тью и изяществом, ярко­стью и красотой.

Техника михайловского чис­ленного цветного кружевоплетения уникальна и не имеет анало­гов в мире. Его особенность - постоянный счет переплетаемых нитей и сочность цветового решения.

Сложная судьба у рукотвор­ного чуда с берегов реки Прони. Покорившие своим изяществом и оптимистичной жизнерадост­ностью кружева переживали не­легкие времена, когда предава­лись незаслуженному забвению навыки плетения, а уникальный в своем роде художественный промысел неоднократно оказы­вался на грани исчезновения, но само время подтвердило: истин­ное искусство бессмертно.

Промыслово-кооперативная артель была создана в октябре 1927 года. Она объединила в ос­новном кружевниц-надомниц и вышивальщиц. Мастерицы пре­имущественно работали на дому, выполняя заказы, а готовую про­дукцию сдавали в контору. Во время войны эта работа приос­тановилась. В пору лихолетья было не до кружев. Мастерицы шили одежду, теплые вещи для фронтовиков.

К середине 50-х годов про­шлого столетия белые мерные кружева не стали пользоваться покупательским спросом, работа кружевного цеха была свернута. Новые перспективы в развитии ху­дожественного промысла откры­ло возрождение цветного михай­ловского кружева. Эту работу воз­главила художник Д.А. Смирнова при участии кружевниц К.П. Краюхиной, Л.В. Малиной, К.А. Поля­ковой, М.И. Игнатовой.

С 1956 года «Труженица» полностью перешла на производ­ство цветных кружев. Сохраняя традиционные элементы в узорах и колористическом решении, михайловское кружево обрело и ряд новых черт: использование сколков, применение нитей му­лине, более изысканную цвето­вую гамму, усложненность орна­ментальной композиции и крупномасштабность узоров.

Годом позже руководство предприятия направляет на уче­бу в Торжок Л.П. Мытареву для изучения техники машинной вы­шивки у знаменитых золотошве­ек. А через некоторое время от­крыли цех машинной вышивки. Органичное сочетание традици­онного радужного кружева с ручной и машинной вышивкой ста­ло «коньком» предприятия.

В возрождении цветного кру­жева большая заслуга народно­го художника России Д.А. Смир­новой. Не начни в свое время Диана Алексеевна эту работу, умерло бы это ремесло. Прини­маясь за нелегкий труд, она и не думала, что ее усилия отзовутся великой благодатью: воспрянут из небытия кружевные узоры, покоряя страны и континенты. Диана Смирнова увеличила ши­рину кружев, изменила форму узоров, обогатила цветовую гам­му, внедрила новые элементы плетения. Блестящее знание на­родного художественного ремес­ла, талантливые разработки в его композициях принесли ДА Смир­новой широкое признание.

В 1960 году промартель вы­росла в строчевышивальное про­изводственное объединение «Труженица». Переименовывать предприятие не стали в знак ува­жения к его истории, заслугам к тем, для кого фабрика стала ча­стью личной судьбы. Рукотвор­ное искусство изумительной кра­соты прославилось не только в области, стране, но и далеко за ее пределами. Цветное кружево стало «визитной карточкой» ста­ринного города Михайлова.

В 1978 году фабрика «Труже­ница» и фабрика имени Л. Чайки­ной, действующая в поселке Ок­тябрьском, вошли в состав Михай­ловского производственного строчевышивального объедине­ния, которое в апреле 1993 года было преобразовано в ТОО, а в августе 1998 года - в ЗАО «Тру­женица». Предприятие вошло в ассоциацию «Народные художе­ственные промыслы России». Не один десяток лет его возглавляет НА. Дежина, заслуженный работ­ник легкой и текстильной про­мышленности России.

Изделиям михайловских ма­стериц рукоплескали в Японии, Греции, Иране, Югославии, Ар­гентине, Монголии, Германии, Венгрии, Афганистане, Франции и других странах. Они находятся в экспозициях Государственного Русского музея, Российского эт­нографического музея (Санкт- Петербург), Музея народного искусства (Москва), Государ­ственного историко-художе­ственного музея-заповедника (Сергиев Посад), Государствен­ного дома-музея П. И. Чайковско­го в Клину, Рязанского государ­ственного историко-художе­ственного музея-заповедника и, конечно, Михайловского истори­ческого музея. Кружева экспони­ровались на всероссийских выс­тавках в Москве, Санкт-Петер­бурге, Нижнем Новгороде. Пред­приятие выпускало прекрасные подарочные сувениры к Всемир­ному фестивалю молодежи и сту­дентов, Московской Олимпиаде, 900-летию Рязани, 850-летию Москвы, 300-летию Санкт-Петер­бурга, другим важным датам и знаменательным событиям.

Разработкой перспективных художественных образцов кру­жев занимались сотрудники эк­спериментальной лаборатории: главный художник предприятия, заслуженный художник России Т.Н. Преснова, старший худож­ник И.Н. Копытина, заведующая лабораторией М.А. Черепенникова.

Они многое сделали, чтобы народный художественный про­мысел, исчисляемый веками, не был забыт, чтобы не оборвалась незримая нить, связывающая поколения кружевниц, трепетно относящихся к истинному искус­ству. В школах, при Доме дет­ского творчества действуют кружки, где азам кружевоплетения, вышивания учат юных руко­дельниц. Очень хочется верить: будет жить прекрасное ремесло кружевоплетения, ведь искусст­во народных умельцев - достоя­ние всей России.

Елена ЗАХАРОВА

Газета "Михайловские вести"

5 мая 2017 г.

Размер шрифта ААА

Архив новостей клубных учреждений по годам

по районам


© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области