Рязанский областной научно-методический центр народного творчества |
|
Деятельность клубных учреждений Рязанской областиПРЕКРАСНОЕ РЕМЕСЛО
Кружевоплетением на михайловской земле занимались с незапамятных времен. Еще при тусклом свете лучины, под протяжные задушевные песни побренькивали мелодичным перезвоном коклюшки в руках «умелец-плетей» (так в старину именовали кружевниц). Радужные узоры кружев славились оригинальностью и изяществом, яркостью и красотой. Техника михайловского численного цветного кружевоплетения уникальна и не имеет аналогов в мире. Его особенность - постоянный счет переплетаемых нитей и сочность цветового решения. Сложная судьба у рукотворного чуда с берегов реки Прони. Покорившие своим изяществом и оптимистичной жизнерадостностью кружева переживали нелегкие времена, когда предавались незаслуженному забвению навыки плетения, а уникальный в своем роде художественный промысел неоднократно оказывался на грани исчезновения, но само время подтвердило: истинное искусство бессмертно. Промыслово-кооперативная артель была создана в октябре 1927 года. Она объединила в основном кружевниц-надомниц и вышивальщиц. Мастерицы преимущественно работали на дому, выполняя заказы, а готовую продукцию сдавали в контору. Во время войны эта работа приостановилась. В пору лихолетья было не до кружев. Мастерицы шили одежду, теплые вещи для фронтовиков. К середине 50-х годов прошлого столетия белые мерные кружева не стали пользоваться покупательским спросом, работа кружевного цеха была свернута. Новые перспективы в развитии художественного промысла открыло возрождение цветного михайловского кружева. Эту работу возглавила художник Д.А. Смирнова при участии кружевниц К.П. Краюхиной, Л.В. Малиной, К.А. Поляковой, М.И. Игнатовой. С 1956 года «Труженица» полностью перешла на производство цветных кружев. Сохраняя традиционные элементы в узорах и колористическом решении, михайловское кружево обрело и ряд новых черт: использование сколков, применение нитей мулине, более изысканную цветовую гамму, усложненность орнаментальной композиции и крупномасштабность узоров. Годом позже руководство предприятия направляет на учебу в Торжок Л.П. Мытареву для изучения техники машинной вышивки у знаменитых золотошвеек. А через некоторое время открыли цех машинной вышивки. Органичное сочетание традиционного радужного кружева с ручной и машинной вышивкой стало «коньком» предприятия. В возрождении цветного кружева большая заслуга народного художника России Д.А. Смирновой. Не начни в свое время Диана Алексеевна эту работу, умерло бы это ремесло. Принимаясь за нелегкий труд, она и не думала, что ее усилия отзовутся великой благодатью: воспрянут из небытия кружевные узоры, покоряя страны и континенты. Диана Смирнова увеличила ширину кружев, изменила форму узоров, обогатила цветовую гамму, внедрила новые элементы плетения. Блестящее знание народного художественного ремесла, талантливые разработки в его композициях принесли ДА Смирновой широкое признание. В 1960 году промартель выросла в строчевышивальное производственное объединение «Труженица». Переименовывать предприятие не стали в знак уважения к его истории, заслугам к тем, для кого фабрика стала частью личной судьбы. Рукотворное искусство изумительной красоты прославилось не только в области, стране, но и далеко за ее пределами. Цветное кружево стало «визитной карточкой» старинного города Михайлова. В 1978 году фабрика «Труженица» и фабрика имени Л. Чайкиной, действующая в поселке Октябрьском, вошли в состав Михайловского производственного строчевышивального объединения, которое в апреле 1993 года было преобразовано в ТОО, а в августе 1998 года - в ЗАО «Труженица». Предприятие вошло в ассоциацию «Народные художественные промыслы России». Не один десяток лет его возглавляет НА. Дежина, заслуженный работник легкой и текстильной промышленности России. Изделиям михайловских мастериц рукоплескали в Японии, Греции, Иране, Югославии, Аргентине, Монголии, Германии, Венгрии, Афганистане, Франции и других странах. Они находятся в экспозициях Государственного Русского музея, Российского этнографического музея (Санкт- Петербург), Музея народного искусства (Москва), Государственного историко-художественного музея-заповедника (Сергиев Посад), Государственного дома-музея П. И. Чайковского в Клину, Рязанского государственного историко-художественного музея-заповедника и, конечно, Михайловского исторического музея. Кружева экспонировались на всероссийских выставках в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде. Предприятие выпускало прекрасные подарочные сувениры к Всемирному фестивалю молодежи и студентов, Московской Олимпиаде, 900-летию Рязани, 850-летию Москвы, 300-летию Санкт-Петербурга, другим важным датам и знаменательным событиям. Разработкой перспективных художественных образцов кружев занимались сотрудники экспериментальной лаборатории: главный художник предприятия, заслуженный художник России Т.Н. Преснова, старший художник И.Н. Копытина, заведующая лабораторией М.А. Черепенникова. Они многое сделали, чтобы народный художественный промысел, исчисляемый веками, не был забыт, чтобы не оборвалась незримая нить, связывающая поколения кружевниц, трепетно относящихся к истинному искусству. В школах, при Доме детского творчества действуют кружки, где азам кружевоплетения, вышивания учат юных рукодельниц. Очень хочется верить: будет жить прекрасное ремесло кружевоплетения, ведь искусство народных умельцев - достояние всей России. Елена ЗАХАРОВА Газета "Михайловские вести" 5 мая 2017 г.
|
Размер шрифта ААА
Архив новостей клубных учреждений по годампо районам |
© ГБУК РОНМЦ НТ Размер шрифта ААА
|
Минстерство культуры и туризма Рязанской области |