Рязанский областной научно-методический центр народного творчества |
|
Деятельность клубных учреждений Рязанской области«ВЕСНЯНКИ» И «МОЛОДОСТЬ»
НАЧАЛО В конце 60-х годов прошлого столетия (подумать только - почти полвека назад!) в нашем поселке начал действовать первый танцевальный кружок. Тогда в Дом пионеров (сегодня это Дом детского творчества) собрались много девочек разного возраста. По периметру большого зала были расставлены стулья. Придерживаясь за их спинки, танцовщицы осваивали первые движения, звучала балетная" речь: "первая позиция", "плие", "батман"... Педагога по танцам звали Нина Сергеевна, и, скорее всего, она была женой офицера располагавшейся поблизости военной части (привносить культуру в общество по месту дислокации - в традициях военных). Время от времени она останавливалась около меня, поправляла положение рук, ног и головы. На мне был сшитый мамой симпатичный темный костюмчик для занятий - юбочка с маечкой. Однако дело не ладилось, и первая встреча с хореографией закончилась быстро. Затем была школьная самодеятельность. Наш классный руководитель Мария Андреевна Ковальчук была человеком творческим и много занималась с нами после уроков. Мы разучивали несложные танцевальные движения. Именно под ее руководством у меня вдруг проявились способности. Хорошо помню тот момент, когда легко и свободно пошла под музыку, "собирая" импровизированные грибы. На сцене Дома пионеров мы показывали танцы народов СССР и литературно-художественную композицию по произведениям Пушкина. Одноклассницы перевоплощались в русалок, я была Царевной-Лебедью из "Сказки о царе Салтане". Однажды на этой же сцене мы увидели нечто необыкновенное: выпускница нашей школы Лена Бурцева в настоящем балетном платье с блестками под волшебную музыку танцевала на пуантах. «ВЕСНЯНКИ» Однако настоящие танцы в Чучкове начались в 1975 году, когда на работу в Чучковский Дом культуры поступила Алла Яковлева, ранее обучавшаяся в Воронежском хореографическом училище. Молодая, красивая, стильная, с шикарной прической и профессиональным макияжем, Алла Алексеевна привлекала всеобщее внимание. Вновь были расставлены стулья, на этот раз на сцене Дома культуры. И опять заговорил язык балета: "препарасьен", "плие”, "батман", "шене"... Рядом со мной "у станка" (настоящие балетные станки появились намного позже и в другом месте) стояли Люся Пекшева, Вера Зеленева, Марина Трифонова, Люба Рязанова, Марина Котышова, Наташа Панькина, Ира Чиликина, Марина Семенова. "Тяни носок", "пяточку вперед", "затяни колено", "рука круглая", - занятиям у станка и "на середине" уделялось большое внимание, потому что настоящий танец начинается именно здесь. Первой разучили итальянскую "Тарантеллу". Под бравурную музыку баяна Геннадия Сафонкина мы выходили на сцену, выстраивались в две линии и "взлетали" в танце... Да-да, там было такое движение, которое называлось "взлет". Костюмы для "Тарантеллы" Дом культуры заказывал в настоящем ателье, и мы дисциплинированно ходили на примерки в КБО (кто не помнит или не знает - это комбинат бытового обслуживания). Следующий танец - украинская "Веснянка" с лирическим выходом-хороводом и задорной пляской. Украинских костюмов нашлось только четыре комплекта. Пришлось импровизировать: у половины танцующих были настоящие украинские юбки- плахты с подобранными русскими кофтами, зато другая половина щеголяла украинской вышивкой на пышных рукавах рубах и в сарафанах от "Тарантеллы”. Венки с водопадом из лент, которые так и разлетались в поворотах, нашлись для всех. В честь нового танца красивым словом "Веснянка" назвали и танцевальный ансамбль. Но сразила всех "Русская кадриль". Кадриль - это танец с юмором и исполнялся парами. Однако у нас, как в том джазе, только девушки. И вот половина ансамбля переоделась в кавалеров, другая половина надела пышные сарафаны. И началось... Как же "привередничали" "кавалеры", под музыку выбирая себе пару для танца. А как "жеманничали" и "капризничали" "дамы"... Наконец все разобрались по парам и оказалось, что самому "большому" досталась самая маленькая, а самому "маленькому" - самая большая. В финале, когда голова "малыша" оказалась "на груди" партнерши, зрительный зал просто "лежал" от хохота. Все, конечно же, закончилось "поцелуем" за косынкой и медленным уходом комичной пары за кулисы. Коллектив вскоре заметили. Нас пригласили выступить на фестивале народных талантов "Над Окой голубой" в Рязани. Фотографии ансамбля появились в районной "Искре" и областной "Приокской правде". Однако, к большому сожалению, через полтора- два года все это закончилось. Алла Алексеевна вышла замуж и уехала в соседнее Шилово. Через два года я поступила в Рязанский медицинский институт и первым делом с двумя подругами пришла в институтский танцевальный ансамбль. Детский костюмчик для занятий был перешит в репетиционную юбку. Думаю, что чучковскую хореографию представляла достойно. Однажды вместе с однокурсниками мы разучили и показали чучковскую кадриль. Она имела такой же оглушительный успех, как и в нашем поселке. И ему очень поспособствовали "кадрильные'' сарафаны, взятые на прокат в Чучковском Доме культуры. На память об институтской художественной самодеятельности остались множество фотографий и Знак ВЦСПС "За достижения в самодеятельном творчестве". «МОЛОДОСТЬ» Распределившись на работу в родное Чучково, с радостью узнала, что оно опять танцует под руководством Аллы Сафонкиной. Танцевальный коллектив теперь назывался "Молодость", и в нем было уже 3 возрастные группы. В старшей группе, в основном, занимались старшеклассницы Чучковской школы, поэтому состав участников время от времени менялся. Но была и работающая молодежь. И мужские партии исполняли не переодетые, а настоящие кавалеры Николай Пекшев, Валерий Марюшкин, Сергей Махинов. "Вторая молодость ансамбля", - шутили мы над собой, хотя и не очень отличались от школьников. Занимались серьезно, иначе у Аллы Алексеевны не могло и быть. Особенно доставалось перед концертами: прогоны разученных танцев шли бесконечно. "Проходим последний раз", - объявляет руководитель. Мы из последних сил смеемся: "Алла Алексеевна! Это уже третий последний раз!" Но потом был и четвертый, и пятый... И всегда находились замечания, всегда было над чем работать. Зато успех и внимание зрителей были вполне заслуженными. Танцевали, в основном, народные танцы. В репертуаре были хороводы "Крутись, веретенце" и "За околицей", русская "Плясовая", украинский "Гопак", зажигательный молдавский танец. Однажды разучили "Ча-ча-ча". И не просто так, а со сценическими эффектами. На концертах сцену подсвечивали специальной лампой, отчего лица, руки и ноги выглядели "по- негритянски" черными, а короткие юбочки, маечки-топики, гольфы с кисточками и зубы в улыбках светились бело-голубым светом. В финале включалась лампа со стробоскопическим эффектом, и от этого казалось, что танцоры на короткое мгновение застывают в своем танце... Фурор-был полный. Но визитной карточкой ансамбля были цыганские танцы. Мы их станцевали несколько. Благодаря им узнали, что такое овации и бисирование. Однажды на выездном концерте в Сасове после цыганочки зрительный зал встал в едином порыве, люди хлопали, что-то скандировали и не успокаивались до тех пор, пока мы повторно не вышли на сцену. У нас были замечательные профессионально выполненные костюмы. Их заказывали на специальной швейной фабрике в Харькове. Контакт с поставщиком помогла наладить много лет участвовавшая в художественной самодеятельности Галина Шестакова и ее родственница Елена Бурцева - та самая, которая когда-то давным-давно показала Чучкову настоящий балет. Елена жила в Харькове, занималась в балетной студии и, когда потребовалось, помогла нарядить чучковских танцоров. А как не вспомнить Антонину Ивановну Клюеву - начальника отдела культуры Чучковского райисполкома, и Валентину Евгеньевну Кузнецову - инспектора этого отдела? На протяжении многих лет они всячески помогали коллективу и содействовали тому, чтобы о "Молодости" знали все. Без выступлений танцевального ансамбля не обходился ни один концерт на районной сцене. Также мы часто участвовали в фестивалях, праздниках и концертах за пределами района. Неоднократно танцевали на Есенинском празднике в Константинове и на сценах Рязани, бывали в Скопине и Путятине. В 1989 году выступали на концертных площадках ВДНХ в Москве. О нас писала областная пресса. Сюжеты с нашим участием шли по Центральному и Рязанскому телевидению. В 1986 году коллектив получил звание "Народного". Проведя на сцене 20 лет, в возрасте, когда профессиональные танцоры выходят на пенсию, я закончила выступать. Вскоре и Алла Алексеевна ушла из профессии. Но ведь бывших танцоров не бывает, красота и радость движения остаются с человеком навсегда. И Чучково продолжает танцевать. Сегодня историю чучковского танца пишут другие и другими выразительными средствами. Важно, чтобы ее всегда помнили. Людмила ШАТАЛОВА Газета "Новая искра" 28 апреля 2017 г.
|
Размер шрифта ААА
Архив новостей клубных учреждений по годампо районам |
© ГБУК РОНМЦ НТ Размер шрифта ААА
|
Минстерство культуры и туризма Рязанской области |