Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.

Деятельность клубных учреждений Рязанской области

«ВЕСНЯНКИ» И «МОЛОДОСТЬ»

НАЧАЛО

В конце 60-х годов про­шлого столетия (подумать только - почти полвека на­зад!) в нашем поселке начал действовать первый танце­вальный кружок. Тогда в Дом пионеров (сегодня это Дом детского творчества) собрались много девочек разного возраста. По пери­метру большого зала были расставлены стулья. При­держиваясь за их спинки, танцовщицы осваивали первые движения, звучала балетная" речь: "первая пози­ция", "плие", "батман"... Пе­дагога по танцам звали Нина Сергеевна, и, скорее всего, она была женой офи­цера располагавшейся по­близости военной части (привносить культуру в об­щество по месту дислока­ции - в традициях военных). Время от времени она оста­навливалась около меня, поправляла положение рук, ног и головы. На мне был сшитый мамой симпатич­ный темный костюмчик для занятий - юбочка с маеч­кой. Однако дело не лади­лось, и первая встреча с хо­реографией закончилась быстро.

Затем была школьная самодеятельность. Наш классный руководитель Мария Андреевна Коваль­чук была человеком твор­ческим и много занима­лась с нами после уроков.

Мы разучивали несложные танцевальные движения. Именно под ее руковод­ством у меня вдруг прояви­лись способности. Хорошо помню тот момент, когда легко и свободно пошла под музыку, "собирая" им­провизированные грибы.

На сцене Дома пионеров мы показывали танцы наро­дов СССР и литературно­-художественную компози­цию по произведениям Пушкина. Одноклассницы перевоплощались в руса­лок, я была Царевной-Лебедью из "Сказки о царе Салтане". Однажды на этой же сцене мы увидели нечто необыкновенное: выпуск­ница нашей школы Лена Бурцева в настоящем ба­летном платье с блестками под волшебную музыку танцевала на пуантах.

«ВЕСНЯНКИ»

Однако настоящие танцы в Чучкове начались в 1975 году, когда на рабо­ту в Чучковский Дом куль­туры поступила Алла Яков­лева, ранее обучавшаяся в Воронежском хореографи­ческом училище. Молодая, красивая, стильная, с ши­карной прической и про­фессиональным макия­жем, Алла Алексеевна при­влекала всеобщее внима­ние. Вновь были расставле­ны стулья, на этот раз на сцене Дома культуры. И опять заговорил язык ба­лета: "препарасьен", "плие”, "батман", "шене"... Рядом со мной "у станка" (настоящие балетные станки появились намного позже и в другом месте) стояли Люся Пекшева, Вера Зеленева, Марина Трифонова, Люба Рязано­ва, Марина Котышова, На­таша Панькина, Ира Чиликина, Марина Семенова. "Тяни носок", "пяточку впе­ред", "затяни колено", "рука круглая", - занятиям у стан­ка и "на середине" уделя­лось большое внимание, по­тому что настоящий танец начинается именно здесь.

Первой разучили италь­янскую "Тарантеллу". Под бравурную музыку баяна Геннадия Сафонкина мы выходили на сцену, выстра­ивались в две линии и "взле­тали" в танце... Да-да, там было такое движение, кото­рое называлось "взлет". Ко­стюмы для "Тарантеллы" Дом культуры заказывал в настоящем ателье, и мы дисциплинированно ходи­ли на примерки в КБО (кто не помнит или не знает - это комбинат бытового об­служивания).

Следующий танец - ук­раинская "Веснянка" с ли­рическим выходом-хоро­водом и задорной пляской. Украинских костюмов на­шлось только четыре ком­плекта. Пришлось импро­визировать: у половины танцующих были настоя­щие украинские юбки- плахты с подобранными русскими кофтами, зато другая половина щеголяла украинской вышивкой на пышных рукавах рубах и в сарафанах от "Тарантел­лы”. Венки с водопадом из лент, которые так и разле­тались в поворотах, на­шлись для всех. В честь нового танца красивым словом "Веснянка" назвали и танцевальный ансамбль.

Но сразила всех "Рус­ская кадриль". Кадриль - это танец с юмором и ис­полнялся парами. Однако у нас, как в том джазе, толь­ко девушки. И вот полови­на ансамбля переоделась в кавалеров, другая полови­на надела пышные сарафа­ны. И началось... Как же "привередничали" "кавале­ры", под музыку выбирая себе пару для танца. А как "жеманничали" и "каприз­ничали" "дамы"... Наконец все разобрались по парам и оказалось, что самому "большому" досталась са­мая маленькая, а самому "маленькому" - самая боль­шая. В финале, когда голо­ва "малыша" оказалась "на груди" партнерши, зритель­ный зал просто "лежал" от хохота. Все, конечно же, за­кончилось "поцелуем" за косынкой и медленным уходом комичной пары за кулисы.

Коллектив вскоре заме­тили. Нас пригласили вы­ступить на фестивале на­родных талантов "Над Окой голубой" в Рязани. Фотографии ансамбля по­явились в районной "Ис­кре" и областной "Приокской правде".

Однако, к большому сожалению, через полтора- два года все это закончи­лось. Алла Алексеевна вы­шла замуж и уехала в со­седнее Шилово. Через два года я поступила в Рязан­ский медицинский инсти­тут и первым делом с дву­мя подругами пришла в ин­ститутский танцевальный ансамбль. Детский кос­тюмчик для занятий был перешит в репетиционную юбку. Думаю, что чучковскую хореографию пред­ставляла достойно.

Однажды вместе с од­нокурсниками мы разучи­ли и показали чучковскую кадриль. Она имела такой же оглушительный успех, как и в нашем поселке. И ему очень поспособст­вовали "кадрильные'' сара­фаны, взятые на прокат в Чучковском Доме культу­ры. На память об инсти­тутской художественной самодеятельности оста­лись множество фотогра­фий и Знак ВЦСПС "За до­стижения в самодеятель­ном творчестве".

«МОЛОДОСТЬ»

Распределившись на работу в родное Чучково, с радостью узнала, что оно опять танцует под руковод­ством Аллы Сафонкиной. Танцевальный коллектив теперь назывался "Моло­дость", и в нем было уже 3 возрастные группы. В стар­шей группе, в основном, занимались старшекласс­ницы Чучковской школы, поэтому состав участни­ков время от времени ме­нялся. Но была и работаю­щая молодежь. И мужские партии исполняли не пе­реодетые, а настоящие ка­валеры Николай Пекшев, Валерий Марюшкин, Сер­гей Махинов. "Вторая мо­лодость ансамбля", - шу­тили мы над собой, хотя и не очень отличались от школьников.

Занимались серьезно, иначе у Аллы Алексеевны не могло и быть. Особенно доставалось перед концер­тами: прогоны разученных танцев шли бесконечно. "Проходим последний раз", - объявляет руководитель. Мы из последних сил сме­емся: "Алла Алексеевна! Это уже третий последний раз!" Но потом был и чет­вертый, и пятый... И всегда находились замечания, все­гда было над чем работать. Зато успех и внимание зри­телей были вполне заслу­женными.

Танцевали, в основном, народные танцы. В репер­туаре были хороводы "Кру­тись, веретенце" и "За око­лицей", русская "Плясовая", украинский "Гопак", зажи­гательный молдавский та­нец. Однажды разучили "Ча-ча-ча". И не просто так, а со сценическими эффек­тами. На концертах сцену подсвечивали специаль­ной лампой, отчего лица, руки и ноги выглядели "по- негритянски" черными, а короткие юбочки, маечки-топики, гольфы с кисточ­ками и зубы в улыбках све­тились бело-голубым све­том. В финале включалась лампа со стробоскопичес­ким эффектом, и от этого казалось, что танцоры на короткое мгновение засты­вают в своем танце... Фу­рор-был полный.

Но визитной карточкой ансамбля были цыганские танцы. Мы их станцевали несколько. Благодаря им узнали, что такое овации и бисирование. Однажды на выездном концерте в Сасове после цыганочки зри­тельный зал встал в едином порыве, люди хлопали, что-то скандировали и не успокаивались до тех пор, пока мы повторно не вы­шли на сцену.

У нас были замечатель­ные профессионально вы­полненные костюмы. Их заказывали на специальной швейной фабрике в Харь­кове. Контакт с поставщи­ком помогла наладить много лет участвовавшая в художественной самодея­тельности Галина Шеста­кова и ее родственница Елена Бурцева - та самая, которая когда-то давным-давно показала Чучкову настоящий балет. Елена жила в Харькове, занималась в балетной студии и, когда потребовалось, по­могла нарядить чучковских танцоров.

А как не вспомнить Ан­тонину Ивановну Клюеву - начальника отдела культу­ры Чучковского райиспол­кома, и Валентину Евгень­евну Кузнецову - инспек­тора этого отдела? На про­тяжении многих лет они всячески помогали коллек­тиву и содействовали тому, чтобы о "Молодости" зна­ли все.

Без выступлений танце­вального ансамбля не об­ходился ни один концерт на районной сцене. Также мы часто участвовали в фестивалях, праздниках и концертах за пределами района. Неоднократно тан­цевали на Есенинском празднике в Константино­ве и на сценах Рязани, бы­вали в Скопине и Путяти­не. В 1989 году выступали на концертных площадках ВДНХ в Москве. О нас пи­сала областная пресса. Сю­жеты с нашим участием шли по Центральному и Рязанскому телевидению. В 1986 году коллектив по­лучил звание "Народного".

Проведя на сцене 20 лет, в возрасте, когда профес­сиональные танцоры выхо­дят на пенсию, я закончи­ла выступать. Вскоре и Алла Алексеевна ушла из профессии. Но ведь быв­ших танцоров не бывает, красота и радость движе­ния остаются с человеком навсегда.

И Чучково продолжает танцевать. Сегодня исто­рию чучковского танца пишут другие и другими выразительными средства­ми. Важно, чтобы ее всегда помнили.

Людмила ШАТАЛОВА

Газета "Новая искра"

28 апреля 2017 г.

Размер шрифта ААА

Архив новостей клубных учреждений по годам

по районам


© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области