Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.

Деятельность клубных учреждений Рязанской области

КАК ЭТО БЫЛО...

Мы продолжаем вспоминать наших знаменитых мастеров гончарного дела, фестивали и выставки, перелистывая страницы подшивок "СВ" за предыдущие годы.

Из статьи "Фестиваль продолжается"

"Чуть-чуть отдышавшись от обилия впечат­лений, полученных в залах краеведческого му­зея, участники и гости фестиваля отправляются во Дворец культуры, где открывается выставка "Гончарство", в экспозициях которой собраны ра­боты более ста гончаров, приехавших на фести­валь, мастеров скопинской керамики, а также учащихся Скопинской художественной школы (36 работ, выполненных начинающими гончара­ми, получили возможность поучаствовать в столь представительной выставке).

Именно здесь стало понятно, что гончарный фестиваль на скопинской земле прижился. Он начал диктовать свои условия. Не было никако­го официального разрезания ленточки, и зал сразу же заполнился людьми, с жадным любо­пытством рассматривающими все многообразие гончарного искусства. И лишь потом председа­тель жюри фестиваля Ралия Ревгатовна Мусина пригласила всех художников-гончаров на сцену (выставка проходила в малом зале Дворца куль­туры), чтобы зрители могли увидеть тех, чьими руками создан этот гончарный фейерверк. В вы­ступлении председателя жюри было отмечено, что по сравнению с первым фестивалем вы­ставка этого выстроена интереснее, ее экспо­зиции более едины, увеличилась их география, и это уже видимый результат уроков первого фе­стиваля, общения мастеров, их обмена опытом".

(С. БИРЮКОВА, "СВ" № 109 от 9 сентября 2004 г.)

Из статьи "Татьянины секреты"

"Имя Татьяны Головановой уже давно и проч­но вписано в историю не только скопинского гон­чарного промысла, но и города, где она роди­лась, нашла свое призвание и смогла воплотить в жизнь собственные творческие замыслы. Хотя, конечно, далеко не все. Души, знаний, умения, желания всегда было более чем достаточно, а вот времени катастрофически не хватает, и чувст­вуется, что в обозримом будущем ситуация ос­танется той же. Но это уже судьба...

А начиналась творческая биография Татья­ны в детской художественной школе под руко­водством Александра Ивановича Рожко, который, как она говорит, "влюбил" ее в скопинскую ке­рамику. Потом опять была учеба, уже на более высоком уровне - в Абрамцевском художествен­но-промышленном училище и, конеч­но же, на отделении художественной керамики.

И вот долгожданное возвращение в родной Скопин, где на фабрике ху­дожественной керамики ее ждет рабо­та, к которой она готовилась и о кото­рой мечтала. Наверное, каждый чело­век, столкнувшийся с жестким графи­ком работы промышленного предпри­ятия, не сразу привыкает к его требо­ваниям. И у Татьяны все было так же. Огромное желание заниматься твор­ческой работой постоянно ограничива­лось строгим ритмом производствен­ных заданий. Может, поэтому-то, ког­да удавалось выкроить время для ра­боты над художественными изделиями, вся накопленная энергия передавалась глине, и на гончарном круге под рука­ ми Татьяны вырастали фантастически сложные и выразительные композиции, которые как бы раздвигали рамки традиционных скопинских мо­тивов, делали их глубже, ярче, живее.

А производство диктовало свои требова­ния, и молодой художнице пришлось возгла­вить ОТК - отдел технического контроля. И здесь она успешно справлялась со своими обязаннос­тями, умело находила общий язык со всеми служ­бами, которые так или иначе повлияли на качест­во выпускаемой фабрикой продукции. У Татья­ны счастливый характер: она совершенно некон­фликтный человек; очень доброжелательная и искренняя, она умеет с неподдельным интере­сом и вниманием слушать других, стараясь учиться всему и у всех.

А учиться на фабрике ей было у кого. Глав­ным художником здесь работал ее первый учи­тель Александр Иванович Рожко, должность на­чальника производства занимала Нелли Козь­минична Насонова, мастером цеха трудился по­томственный гончар Михаил Михайлович Пеленкин. К этому времени уже серьезно заявили себя продолжателями традиций скопинской ху­дожественной керамики Сергей Иванович По­ляков, Мария Александровна Линева, Алексан­дра Васильевна Курбатова. А еще была Зина Коркина - друг, учитель и просто замечатель­ный человек, умеющий передать каждому свое восхищение скопинской керамикой. И вот что интересно: очень быстро Татьяна Голованова встала в один ряд с этими людьми, отдавшими возрождению скопинского гончарного промыс­ла не один десяток лет.

Через восемь лет после окончания АХПУ она становится уже главным художником фаб­рики, и на этой более чем ответственной долж­ности находится и по сей день. Трудно ска­зать, какое из направлений ее деятельности более трудоемкое, какие обязанности требу­ют максимума времени, а какие огромных душевных сил, но совершенно ясно одно: дви­жущей силой всего является непреодолимое же­лание сделать все возможное для того, чтобы фаб­рика жила и развивалась, чтобы ее художники про­должали яркую историю четырехвекового скопин­ского гончарного промысла. И помогает ей в осуществлении задуманного врожденная куль­тура поведения, контактность, высокие орга­низаторские способности, глубокие знания технологического процесса и, конечно же, ее творческая индивидуальность.

Те годы, когда она училась всему и у всех, давно позади. Пришло время отдавать знания, и Татьяна Голованова с радостью делится всеми секретами своего мастерства, не жалея на это времени, которого так и не стало больше. Очень и очень многие гончары фабрики теперь уже именно ее - Татьяну Константиновну - называ­ют своим учителем и наставником. А она тоже продолжает учиться, и этот процесс бесконечен, как и сама жизнь".

(С. БИРЮКОВА, "СВ" № 139 от 14 ноября 2004 г.)

Елена ТЕРТЫЧНАЯ

Газета "Скопинский вестник"

18 августа 2018 г.

Размер шрифта ААА

Архив новостей клубных учреждений по годам

по районам


© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области