Рязанский областной научно-методический центр народного творчества |
|
Деятельность клубных учреждений Рязанской областиКАК ЭТО БЫЛО...Мы продолжаем вспоминать наших знаменитых мастеров гончарного дела, фестивали и выставки, перелистывая страницы подшивок "СВ" за предыдущие годы. Из статьи "Фестиваль продолжается" "Чуть-чуть отдышавшись от обилия впечатлений, полученных в залах краеведческого музея, участники и гости фестиваля отправляются во Дворец культуры, где открывается выставка "Гончарство", в экспозициях которой собраны работы более ста гончаров, приехавших на фестиваль, мастеров скопинской керамики, а также учащихся Скопинской художественной школы (36 работ, выполненных начинающими гончарами, получили возможность поучаствовать в столь представительной выставке). Именно здесь стало понятно, что гончарный фестиваль на скопинской земле прижился. Он начал диктовать свои условия. Не было никакого официального разрезания ленточки, и зал сразу же заполнился людьми, с жадным любопытством рассматривающими все многообразие гончарного искусства. И лишь потом председатель жюри фестиваля Ралия Ревгатовна Мусина пригласила всех художников-гончаров на сцену (выставка проходила в малом зале Дворца культуры), чтобы зрители могли увидеть тех, чьими руками создан этот гончарный фейерверк. В выступлении председателя жюри было отмечено, что по сравнению с первым фестивалем выставка этого выстроена интереснее, ее экспозиции более едины, увеличилась их география, и это уже видимый результат уроков первого фестиваля, общения мастеров, их обмена опытом". (С. БИРЮКОВА, "СВ" № 109 от 9 сентября 2004 г.) Из статьи "Татьянины секреты" "Имя Татьяны Головановой уже давно и прочно вписано в историю не только скопинского гончарного промысла, но и города, где она родилась, нашла свое призвание и смогла воплотить в жизнь собственные творческие замыслы. Хотя, конечно, далеко не все. Души, знаний, умения, желания всегда было более чем достаточно, а вот времени катастрофически не хватает, и чувствуется, что в обозримом будущем ситуация останется той же. Но это уже судьба... А начиналась творческая биография Татьяны в детской художественной школе под руководством Александра Ивановича Рожко, который, как она говорит, "влюбил" ее в скопинскую керамику. Потом опять была учеба, уже на более высоком уровне - в Абрамцевском художественно-промышленном училище и, конечно же, на отделении художественной керамики. И вот долгожданное возвращение в родной Скопин, где на фабрике художественной керамики ее ждет работа, к которой она готовилась и о которой мечтала. Наверное, каждый человек, столкнувшийся с жестким графиком работы промышленного предприятия, не сразу привыкает к его требованиям. И у Татьяны все было так же. Огромное желание заниматься творческой работой постоянно ограничивалось строгим ритмом производственных заданий. Может, поэтому-то, когда удавалось выкроить время для работы над художественными изделиями, вся накопленная энергия передавалась глине, и на гончарном круге под рука ми Татьяны вырастали фантастически сложные и выразительные композиции, которые как бы раздвигали рамки традиционных скопинских мотивов, делали их глубже, ярче, живее. А производство диктовало свои требования, и молодой художнице пришлось возглавить ОТК - отдел технического контроля. И здесь она успешно справлялась со своими обязанностями, умело находила общий язык со всеми службами, которые так или иначе повлияли на качество выпускаемой фабрикой продукции. У Татьяны счастливый характер: она совершенно неконфликтный человек; очень доброжелательная и искренняя, она умеет с неподдельным интересом и вниманием слушать других, стараясь учиться всему и у всех. А учиться на фабрике ей было у кого. Главным художником здесь работал ее первый учитель Александр Иванович Рожко, должность начальника производства занимала Нелли Козьминична Насонова, мастером цеха трудился потомственный гончар Михаил Михайлович Пеленкин. К этому времени уже серьезно заявили себя продолжателями традиций скопинской художественной керамики Сергей Иванович Поляков, Мария Александровна Линева, Александра Васильевна Курбатова. А еще была Зина Коркина - друг, учитель и просто замечательный человек, умеющий передать каждому свое восхищение скопинской керамикой. И вот что интересно: очень быстро Татьяна Голованова встала в один ряд с этими людьми, отдавшими возрождению скопинского гончарного промысла не один десяток лет. Через восемь лет после окончания АХПУ она становится уже главным художником фабрики, и на этой более чем ответственной должности находится и по сей день. Трудно сказать, какое из направлений ее деятельности более трудоемкое, какие обязанности требуют максимума времени, а какие огромных душевных сил, но совершенно ясно одно: движущей силой всего является непреодолимое желание сделать все возможное для того, чтобы фабрика жила и развивалась, чтобы ее художники продолжали яркую историю четырехвекового скопинского гончарного промысла. И помогает ей в осуществлении задуманного врожденная культура поведения, контактность, высокие организаторские способности, глубокие знания технологического процесса и, конечно же, ее творческая индивидуальность. Те годы, когда она училась всему и у всех, давно позади. Пришло время отдавать знания, и Татьяна Голованова с радостью делится всеми секретами своего мастерства, не жалея на это времени, которого так и не стало больше. Очень и очень многие гончары фабрики теперь уже именно ее - Татьяну Константиновну - называют своим учителем и наставником. А она тоже продолжает учиться, и этот процесс бесконечен, как и сама жизнь". (С. БИРЮКОВА, "СВ" № 139 от 14 ноября 2004 г.) Елена ТЕРТЫЧНАЯ Газета "Скопинский вестник" 18 августа 2018 г. Другие события
|
Размер шрифта ААА
Архив новостей клубных учреждений по годампо районам |
© ГБУК РОНМЦ НТ Размер шрифта ААА
|
Минстерство культуры и туризма Рязанской области |