Рязанский областной научно-методический центр народного творчества |
|
Деятельность клубных учреждений Рязанской областиНА СЦЕНЕ ЧУЧКОВСКОГО ТЕАТРАПокровительница театра муза Мельпомена впервые появилась в Чуйкове осенью 1977 года, когда работающая в то время в районном Доме культуры режиссер народного театра Татьяна Фомина собрала из старшеклассников Чучковской школы первую театральную "труппу" и поставила первый театральный спектакль. МЫ ВЕРИМ В СВЕТЛОЕ БУДУЩЕЕ Название спектакля и подробности сценического действия в памяти не сохранились, уж очень много времени прошло. Не получилось их вспомнить и с помощью всезнающего Интернета - так далеко ушла современная действительность от идеологии тех лет. Это была одноактная пьеса о событиях во времена Гражданской войны. В 70-е ее часто ставили самодеятельные театральные коллективы и студии. С нее и начинался чучковский "театр". Некоторое время продолжался репетиционно-подготовительный период. Распределили и выучили роли. Прошли самые настоящие репетиции. Придумали и собрали костюмы. Мастер на все руки киномеханик Михаил Егорович Кузнецов нарисовал декорации. И вот - премьера. Как в настоящем театре, открылся занавес. На сцене - тюремная камера в белогвардейском застенке. Тяжелые "кирпичные" стены с "осыпающейся" штукатуркой, "окно" с прочной решеткой... На стенах надписи "Мы верим в светлое будущее", "За нас отомстят". Вдоль стен тюремные нары, на которых сидят "заключенные". Здесь и учительница-подпольщица, и юная гимназистка, и бабка-спекулянтка, и случайно попавшая в город крестьянка. Разворачивается действие. Герои общаются между собой, произносят монологи. Время от времени "конвоир" уводит "заключенных", кого "на допрос", кого "на расстрел". И вдруг за сценой, то есть "в тюремном коридоре" раздается залихватское: "А шарабан мой - американка, а я девчонка..." Это я в образе Соньки-воровки нахально пою, вернее ору заполошно. Для достоверности действия меня за кулисами сильно толкают в спину, я вылетаю на сцену, качаясь на каблуках, и победно заканчиваю в самой середине "тюремной камеры": "...да шарлатанка!!!" Осмотревшись и оценив обстановку, начинаю наводить свои порядки - приструниваю спекулянтку, беру под защиту и подбадриваю гимназистку: "Не дрейфь, ангелочек..." ПЕРВЫЕ ИСПОЛНИТЕЛИ Надо сказать, все мы "играли" в меру своих способностей, но одна из нас, Марина Семенова (в замужестве Ахмедшина), играла свою роль гимназистки по-настоящему, профессионально. На сцене с ней что-то происходило, она переключалась, наверное, входила в образ, и перед нами была уже не Марина, а молоденькая гимназистка, потрясенная допросом. Она так достоверно произносила свой монолог у рампы, что зрительный зал взрывался аплодисментами. Константин Сергеевич Станиславский сказал бы ей: "Верю". Думаю, она вполне бы одолела конкурс в театральное училище, а отечественное искусство в ее лице потеряло выдающуюся актрису. Тем временем наш спектакль подходил к концу - в город вступали "красные". В камере появлялся вооруженный боец Красной Армии, и все "узники" получали свободу. Вот на фотографии наша "труппа" после спектакля. В центре - режиссер-постановщик Татьяна Фомина. Рядом с ней "актеры" в разномастных костюмах, которые собирали, где только могли. Слева - "спекулянтка" в плисовом жакете и теплом платке на голове. Рядом - "красноармеец" в кожаной тужурке и "революционной" кепке. Строгая одежда с темной шалью у "учительницы-подпольщицы". Длинная самодельная юбка и безрукавка на "крестьянке", "по-сельски" повязано целых два платка на голове. Советская школьная форма вполне достоверно изображала одежду гимназистки предреволюционных лет. Но самым трудным оказалось "одеть" Соньку. Из современной одежды мало что можно было подобрать для "воровайки" начала века. Решили импровизировать. Подошла удлиненная узкая синяя юбка, сшитая моей мамой по моде 70-х для подросшей дочери. Подруга принесла майку-тельняшку десантника, а одна чучковская модница Одолжила туфли на высоких каблуках. Завершила «образ» привезенная с курорта плетеная пляжная шляпа, которую Сонька эффектно роняла с головы, когда ее вталкивали в камеру. Спектакль выдержал несколько показов и "гастроли” по сельским клубам, а потом закрылся, потому что актерам надо было готовиться к школьным экзаменам. АХ, ВОДЕВИЛЬ, ВОДЕВИЛЬ... Во втором спектакле я не участвовала, уже училась в Рязани. Но на сцене "блистали" моя жилетка как элемент театрального костюма и массивная пудреница, в качестве реквизита изображавшая табакерку. На этот раз Татьяна Фомина, вдохновляемая древнегреческой музой комедии Талией, поставила водевиль в одном действии "Беда от нежного сердца". Пьесу в 1850 году написал современник Пушкина Владимир Александрович Сологуб. В спектакле участвовали сотрудники Дома культуры, районной библиотеки и Чучковской музыкальной школы. Мне довелось присутствовать на репетициях и побывать на премьере. И вновь открылся театральный занавес. На сцене - гостиная в доме помещицы Дарьи Семеновны Бояркиной: мягкий диван с вычурной спинкой, круглый стол с кружевной скатертью, комнатные цветы, старинная картина на стене. За фортепиано - Машенька, дочка Бояркиной, вернее играющая эту роль Марина Кувшинова (в замужестве Золотова). Окончившая музыкальную школу, она музицирует по-настоящему и поет романс "Дремлют плакучие ивы". В противоположном углу слуга-парикмахер причесывает Дарью Семеновну (в исполнении педагога музыкальной школы Татьяны Овчинниковой). Вот причесанная Дарья Семеновна встает с кресел и начинает, как Мачеха Золушку, распекать вышедшую на сцену бедную воспитанницу-сироту Настеньку, которую в доме "держат из милости". Машенька в это время вместе с освободившимся парикмахером репетирует менуэт. Далее действие разворачивается так: у Бояркиных появляется Александр Золотников (его играл Сергей Пудиков) - сын богатого откупщика. У него одна задача - жениться. Но сердце у Александра - "такое нежное, только юбку увидит, так и растает; что ни день, то влюблен". Эта характеристика полностью оправдывается: герой пьесы влюбляется во всех девушек, которых видит - и в Настеньку, и в Машеньку, и в Катеньку Кубыркину (в исполнении Надежны Колиной), которая вместе со своей матушкой Аграфеной Григорьевной приезжает к Бояркиным в гости. Надо сказать, что Аграфену Григорьевну Кубыркину весьма комично играла Нина Гавриловна Харитонова, в то время сотрудница районного Дома культуры. Это она "нюхала табак" из моей пудреницы, простите - "табакерки". Далее по ходу пьесы все запутывалось, потому что Александр сделал предложение всем трем девушкам. Бедная сирота Настенька ему сразу отказывает, а две богатые невесты начинают конкурировать между собой за миллионера-жениха. Но тут приходит известие, что отец Александра - банкрот. Так пустившийся на хитрость старший Золотников разрешает запутанную ситуацию. ГОТОВИЛИСЬ ОСНОВАТЕЛЬНО В швейной мастерской комбината бытового обслуживания заказали платья в стиле середины XIX века. Головы героинь старшего поколения украсили парики, молодым сделали прически из собственных волос. И опять с одним из героев возникли затруднения - где взять фрак для Александра? Этот сложный предмет и сегодня не всякое театральное ателье сошьет правильно. Опять решили импровизировать. И вот герой в современном костюме, но с пышными усами и с взбитым "коком" на голове целует дамам ручки. А наряднее всех выглядел (вернее выглядела) слуга-парикмахер: красные туфли Татьяны Фоминой, белые чулки с атласными лентами, алые панталоны, пышный парик и моя зеленая жилетка... "А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ-ТИХИЕ" Следующий спектакль я не видела. Это была постановка по мотивам повести Бориса Васильева "А зори здесь тихие". Сохранилась фотография: героини в военной форме стоят в строю - Надежда Колина, Татьяна Кузькина (Киселева), Марина Кувшинова (Золотова)... Вот что вспоминает участница этой постановки Марина Золотова: - В день премьеры мы очень волновались. Зрителей был полный зал, среди них - представитель областного отдела культуры, приехавший принимать спектакль. Кое-кто из актеров от волнения забывал текст, приходилось тихонечко подсказывать. Действие шло не только на сцене, но и за сценой. Там Евгений Кузькин, Юрий Крыканов и Сергей Ефремов "играли роли" фашистских диверсантов, громко топая тяжелыми сапогами, когда это было нужно по ходу действия. Спектакль продолжался почти два часа. Все это время в зале стояла тишина, и никто из зрителей не ушел. "Чучковцы любят свой театр", - высказался после спектакля проверяющий из области. ТЕАТРАЛЬНАЯ ФОТОЛЕТОПИСЬ В 1981 году Чучковский народный театр закрылся - Татьяна Фомина уехала от нас, отработав положенное по распределению время. Но благодаря стараниям Михаила Егоровича Кузнецова сохранились фотографии, запечатлевшие театральные события тех времен. И, рассматривая теперь уже ставшие старыми снимки, мы имеем возможность вспоминать чучковские театральные постановки 70-80-х и их участников. А через много-много лет в нашем поселке появилась театральная "Маска" под руководством Светланы Митиной. Вновь в Чучкове репетируют "актеры" и "актрисы", изготавливаются декорации, шьются костюмы, накладывается грим на лица. И под музыку открывается театральный занавес... Людмила ШАТАЛОВА Газета "Новая искра" 30 марта 2018 г. |
Размер шрифта ААА
Архив новостей клубных учреждений по годампо районам |
© ГБУК РОНМЦ НТ Размер шрифта ААА
|
Минстерство культуры и туризма Рязанской области |