Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.

Деятельность клубных учреждений Рязанской области

НА СЦЕНЕ ЧУЧКОВСКОГО ТЕАТРА

Покровительница театра муза Мельпомена впервые появилась в Чуйкове осенью 1977 года, когда работающая в то время в районном Доме культуры режиссер народного театра Татьяна Фомина собрала из старшеклассников Чучковской школы первую театральную "труппу" и поставила первый театральный спектакль.

МЫ ВЕРИМ В СВЕТЛОЕ БУДУЩЕЕ

Название спектакля и под­робности сценического дей­ствия в памяти не сохранились, уж очень много времени про­шло. Не получилось их вспом­нить и с помощью всезнающего Интернета - так далеко ушла современная действительность от идеологии тех лет. Это была одноактная пьеса о событиях во времена Гражданской войны.

В 70-е ее часто ставили самоде­ятельные театральные коллек­тивы и студии. С нее и начинал­ся чучковский "театр".

Некоторое время продол­жался репетиционно-подготови­тельный период. Распределили и выучили роли. Прошли самые на­стоящие репетиции. Придумали и собрали костюмы. Мастер на все руки киномеханик Михаил Его­рович Кузнецов нарисовал де­корации. И вот - премьера.

Как в настоящем театре, от­крылся занавес. На сцене - тю­ремная камера в белогвар­дейском застенке. Тяжелые "кир­пичные" стены с "осыпающейся" штукатуркой, "окно" с прочной решеткой... На стенах надписи "Мы верим в светлое будущее", "За нас отомстят". Вдоль стен тюремные нары, на которых си­дят "заключенные". Здесь и учи­тельница-подпольщица, и юная гимназистка, и бабка-спекулянт­ка, и случайно попавшая в го­род крестьянка. Разворачивает­ся действие. Герои общаются между собой, произносят моно­логи. Время от времени "конво­ир" уводит "заключенных", кого "на допрос", кого "на расстрел". И вдруг за сценой, то есть "в тю­ремном коридоре" раздается за­лихватское: "А шарабан мой - американка, а я девчонка..." Это я в образе Соньки-воровки на­хально пою, вернее ору заполошно. Для достоверности действия меня за кулисами сильно толка­ют в спину, я вылетаю на сцену, качаясь на каблуках, и победно заканчиваю в самой середине "тюремной камеры": "...да шар­латанка!!!" Осмотревшись и оце­нив обстановку, начинаю наводить свои порядки - приструниваю спекулянтку, беру под защи­ту и подбадриваю гимназистку: "Не дрейфь, ангелочек..."

ПЕРВЫЕ ИСПОЛНИТЕЛИ

Надо сказать, все мы "игра­ли" в меру своих способностей, но одна из нас, Марина Семе­нова (в замужестве Ахмедшина), играла свою роль гимнази­стки по-настоящему, професси­онально. На сцене с ней что-то происходило, она переключа­лась, наверное, входила в образ, и перед нами была уже не Ма­рина, а молоденькая гимназис­тка, потрясенная допросом. Она так достоверно произносила свой монолог у рампы, что зрительный зал взрывался аплодис­ментами. Константин Сергеевич Станиславский сказал бы ей: "Верю". Думаю, она вполне бы одолела конкурс в театральное училище, а отечественное искус­ство в ее лице потеряло выдаю­щуюся актрису.

Тем временем наш спек­такль подходил к концу - в го­род вступали "красные". В ка­мере появлялся вооруженный боец Красной Армии, и все "уз­ники" получали свободу.

Вот на фотографии наша "труппа" после спектакля. В цен­тре - режиссер-постановщик Татьяна Фомина. Рядом с ней "актеры" в разномастных костю­мах, которые собирали, где толь­ко могли. Слева - "спекулянтка" в плисовом жакете и теплом плат­ке на голове. Рядом - "красно­армеец" в кожаной тужурке и "ре­волюционной" кепке. Строгая одежда с темной шалью у "учи­тельницы-подпольщицы". Длин­ная самодельная юбка и безру­кавка на "крестьянке", "по-сельски" повязано целых два платка на голове. Советская школьная форма вполне досто­верно изображала одежду гим­назистки предреволюционных лет. Но самым трудным оказа­лось "одеть" Соньку. Из совре­менной одежды мало что можно было подобрать для "воровайки" начала века. Решили импро­визировать. Подошла удлинен­ная узкая синяя юбка, сшитая моей мамой по моде 70-х для подросшей дочери. Подруга при­несла майку-тельняшку десант­ника, а одна чучковская модница Одолжила туфли на высоких каблуках. Завершила «образ» привезенная с курорта плетеная пляж­ная шляпа, которую Сонька эф­фектно роняла с головы, когда ее вталкивали в камеру.

Спектакль выдержал не­сколько показов и "гастроли” по сельским клубам, а потом за­крылся, потому что актерам надо было готовиться к школьным эк­заменам.

АХ, ВОДЕВИЛЬ, ВОДЕВИЛЬ...

Во втором спектакле я не участвовала, уже училась в Ря­зани. Но на сцене "блистали" моя жилетка как элемент театраль­ного костюма и массивная пуд­реница, в качестве реквизита изображавшая табакерку.

На этот раз Татьяна Фоми­на, вдохновляемая древнегре­ческой музой комедии Талией, поставила водевиль в одном действии "Беда от нежного сер­дца". Пьесу в 1850 году написал современник Пушкина Влади­мир Александрович Сологуб. В спектакле участвовали сотруд­ники Дома культуры, районной библиотеки и Чучковской музы­кальной школы. Мне довелось присутствовать на репетициях и побывать на премьере.

И вновь открылся театраль­ный занавес. На сцене - гости­ная в доме помещицы Дарьи Се­меновны Бояркиной: мягкий ди­ван с вычурной спинкой, круг­лый стол с кружевной скатер­тью, комнатные цветы, старин­ная картина на стене. За форте­пиано - Машенька, дочка Бояр­киной, вернее играющая эту роль Марина Кувшинова (в замужестве Золотова). Окон­чившая музыкальную школу, она музицирует по-настоящему и поет романс "Дремлют плакучие ивы".

В противоположном углу слуга-парикмахер причесывает Дарью Се­меновну (в исполнении педагога музыкальной школы Татьяны Овчин­никовой). Вот приче­санная Дарья Семеновна встает с кресел и начина­ет, как Мачеха Золушку, распекать вышедшую на сцену бедную воспитанницу-сироту Настеньку, которую в доме "держат из милости". Машенька в это время вместе с осво­бодившимся парикмахером репетирует менуэт.

Далее действие разворачи­вается так: у Бояркиных появля­ется Александр Золотников (его играл Сергей Пудиков) - сын богатого откупщика. У него одна задача - жениться. Но сердце у Александра - "такое нежное, только юбку увидит, так и рас­тает; что ни день, то влюблен". Эта характеристика полностью оправдывается: герой пьесы влюбляется во всех девушек, ко­торых видит - и в Настеньку, и в Машеньку, и в Катеньку Кубыркину (в исполнении Надежны Колиной), которая вместе со своей матушкой Аграфеной Григорьевной приезжает к Боярки­ным в гости. Надо сказать, что Аграфену Григорьевну Кубыркину весьма комично играла Нина Гавриловна Харитонова, в то время сотрудница районного Дома культуры. Это она "нюха­ла табак" из моей пудреницы, простите - "табакерки". Далее по ходу пьесы все запутывалось, потому что Александр сделал предложение всем трем девуш­кам. Бедная сирота Настенька ему сразу отказывает, а две бо­гатые невесты начинают конку­рировать между собой за миллионера-жениха. Но тут прихо­дит известие, что отец Алексан­дра - банкрот. Так пустивший­ся на хитрость старший Золот­ников разрешает запутанную си­туацию.

ГОТОВИЛИСЬ ОСНОВАТЕЛЬНО

В швейной мастерской ком­бината бытового обслуживания заказали платья в стиле середи­ны XIX века. Головы героинь стар­шего поколения украсили пари­ки, молодым сделали прически из собственных волос. И опять с одним из героев возникли затруд­нения - где взять фрак для Алек­сандра? Этот сложный предмет и сегодня не всякое театральное ателье сошьет правильно. Опять решили импровизировать. И вот герой в современном костюме, но с пышными усами и с взбитым "коком" на голове целует дамам ручки. А наряднее всех выглядел (вернее выглядела) слуга-парик­махер: красные туфли Татьяны Фоминой, белые чулки с атлас­ными лентами, алые панталоны, пышный парик и моя зеленая жилетка...

"А ЗОРИ ЗДЕСЬ ТИХИЕ-ТИХИЕ"

Следующий спектакль я не видела. Это была постановка по мотивам повести Бориса Васи­льева "А зори здесь тихие". Со­хранилась фотография: героини в военной форме стоят в строю - Надежда Колина, Татьяна Кузькина (Киселева), Марина Кувшинова (Золотова)...

Вот что вспоминает участ­ница этой постановки Марина Золотова:

- В день премьеры мы очень волновались. Зрителей был полный зал, среди них - пред­ставитель областного отдела культуры, приехавший прини­мать спектакль. Кое-кто из ак­теров от волнения забывал текст, приходилось тихонечко подсказывать. Действие шло не только на сцене, но и за сценой. Там Евгений Кузькин, Юрий Крыканов и Сергей Ефре­мов "играли роли" фашистских диверсантов, громко топая тя­желыми сапогами, когда это было нужно по ходу действия. Спектакль продолжался почти два часа. Все это время в зале

стояла тишина, и никто из зри­телей не ушел. "Чучковцы лю­бят свой театр", - высказался после спектакля проверяющий из области.

ТЕАТРАЛЬНАЯ ФОТОЛЕТОПИСЬ

В 1981 году Чучковский на­родный театр закрылся - Тать­яна Фомина уехала от нас, от­работав положенное по распре­делению время. Но благодаря стараниям Михаила Егоровича Кузнецова сохранились фото­графии, запечатлевшие теат­ральные события тех времен. И, рассматривая теперь уже став­шие старыми снимки, мы имеем возможность вспоминать чучковские театральные постанов­ки 70-80-х и их участников.

А через много-много лет в нашем поселке появилась теат­ральная "Маска" под руковод­ством Светланы Митиной. Вновь в Чучкове репетируют "актеры" и "актрисы", изготав­ливаются декорации, шьются костюмы, накладывается грим на лица. И под музыку откры­вается театральный занавес...

Людмила ШАТАЛОВА

Газета "Новая искра"

30 марта 2018 г.

Размер шрифта ААА

Архив новостей клубных учреждений по годам

по районам


© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области