Рязанский областной научно-методический центр народного творчества

Деятельность клубных учреждений Рязанской области

Возрождение вырковской игрушки: pro et contra

Латинское выражение «pro et contra» означает анализ аргументов «за» и «против» какого-либо явления. В данной статье мы, мастера-керамисты, лично знакомые с последним мастером вырковского промысла Василием Пет­ровичем Есиным, попытались проанализировать ситуацию в отношении воз­можности и невозможности возрождения вырковской игрушки.

Изначально промысел в дерев­не Вырково Рязанской области был гончарный, в основном дела­ли крынки, горшки, корчаги, мис­ки, используя старинную техни­ку наращивания стенок жгутом. Труд этот, по воспоминаньям ста­риков, был непростой. На первом этапе пригодную глину добыва­ли на глубине от двух до пяти метров, чаще всего делали это зимой, когда вода не мешала ра­боте. Глину сваливали возле до­мов, «морозили», чтоб она стано­вилась рыхлой, более пластич­ной. И только после этого начи­нали готовить. Прямо в избе на полу, посыпанном песком, отта­ивали, разбавляли водой или под­сушивали, рубили лопатами, ме­сили ногами, выбирали камешки и корешки. Так работали, пока глина не станет мягкой и одно­родной смесью. После всего из неё лепили. Более подробно обо всех стадиях изготовления выр­ковской посуды и игрушках мож­но прочитать в книге Г. Дайн «Игрушечных дел мастера», вы­пущенной в 1994 г. издательством «Просвещение».

Изготовлением посуды зани­мались в основном мужчины, а женщины и дети помогали, иног­да лепили игрушки. Они были - побочным, сопутствующим това­ром и стоили недорого. Но в 30-е годы XX в. особый интерес ста­ли представлять именно глиня­ные вырковские игрушки, музеи заказывали их для своих коллек­ций, поэтому к их лепке посте­пенно перешли и мужчины.

Вырковские игрушки своеобраз­ны по пластике, в них заметны сле­ды пальцев мастера, иногда ассиметричны по форме и украшались белой или жёлтой глиной и поли­вой из свинцового сурика. Но, как отмечают многие исследователи народной игрушки (в частности, Г. Блинов, Е. Ковычева), к 70-м гг. XX в. вырковский промысел был на грани исчезновения. В деревне Вырково остался один мастер-игрушечник И.Л. Листов, который возродил почти забытое ремесло. Вырковская игрушка, как сказоч­ная птица феникс, восстала из пепла и просуществовала ещё по­чти тридцать лет. Но, к сожалению, сказка закончилась, и к началу XXI в. промысел всё-таки исчез. Про­изошло это потому, что умер последний мастер Василий Петро­вич Есин (1920-2010 гг.), у кото­рого не оказалось учеников, спо­собных продолжать дело предков.

Идея возрождения этого про­мысла достойна уважения и под­держки, но для этого необходи­мо соблюдение целого ряда усло­вий, исключающих его подмену.

Первое условие – продолжение традиции должно вестись в том же месте, где изначально промысел возник. Так, дымков­ской игрушкой можно назвать только игрушку, слепленную в г. Кирове или его окрестностях потомственными мастерами. Се­годня на прилавках сувенирных ларьков и в интернет-магазинах можно увидеть игрушки «под дымку», которые лепят мастера по всей стране, но, по справед­ливому замечанию М. Обоевой, см. её доклад «Формирование коллекции народной игрушки и проблемы её классификации», прочитанный на III Конгрессе фольклористов), это всего лишь копия, но не дымковская игруш­ка, также как нельзя даже хоро­шие копии работ великих худож­ников, например, Рафаэля, Ру­бенса и других, считать подлин­никами. Исходя из этого, воз­рождение вырковской игрушки должно вестись мастерами из де­ревни Вырково, поэтому игруш­ку, сделанную, например, даже в г. Касимове Рязанской облас­ти, никак нельзя официально считать вырковской.

Второе условие - мастер дол­жен работать с тем же исходным материалом. При отклонении от этого условия возникает то, что Г. Мельников в статье «Совре­менная глиняная игрушка: меж­ду фольклором и китчем» назвал реинтерпретированной традици­ей. Как известно, особенности лепки игрушки обусловлены составом местной глины, которая диктует и форму игрушки. Так, например, вытянутость по верти­кали филимоновских игрушек обусловлена тем, что глина с эле­ментами слюды очень быстро при лепке и сушке начинает сохнуть и трескаться, поэтому, чтобы до­вести до конца задуманное, мас­терам приходится постоянно смачивать игрушки водой и заглаживать трещины, и именно это заглаживание заставляет вы­тягивать игрушки. Вырковская глина тоже по своим особеннос­тям отличается от глины, добы­ваемой в другой местности: она жирная, поэтому в неё иногда приходится добавлять в опреде­лённых пропорциях песок, чтобы изделия не разрывались при об­жиге. Подмена материала сильно влияет на изделие, поэто­му игрушку, сделанную из глины, взятой в другой местности, нельзя счи­тать возрождённой вырковской.

Третье условие - хоро­шее знание особенностей бытования промысла, секретов мастерства, ис­пользование приёмов ра­боты, перенятых у масте­ров прошлого, и даже наличие навыка изготавливать инстру­менты и горн, так же, как встарь, вести обжиг игрушки, то есть полностью повторять техноло­гию подготовки и изготовления игрушки от начала и до конца. Такое знание, как правило, полу­чают непосредственно от масте­ра, что и является основой пре­емственности. При работе с иг­рушкой какого-либо промысла, важно понимать и знать, почему делалось именно так, а не иначе, важно знать историю, связанную с изделием. Механическое копи­рование позволяет лишь немно­го понять, как строится форма, но проникновения в суть про­мысла, его осмысление не про­исходит. К сожалению, произош­ла утрата преемственности в промысле вырковской игрушки, и, соответственно, исчезла тра­диция её создания.

Всё это даёт основание гово­рить о том, что сегодня уже выр­ковского промысла, некогда про­цветавшего на Рязанской земле, не существует, а возрождение его в создавшихся условиях практически невозможно. Нет среди жителей деревни Вырко­во последователей мастеров-игрушечников, нет энтузиастов, способных возродить игрушку. А попытки, предпринимаемые людьми, живущими в других городах, использующих материал иного качества, не знакомыми лично с мастерами, с их особы­ми приёмами лепки именно выр­ковской игрушки, не могут пре­тендовать на роль воссоздателей аутентичной (подлинной) выр­ковской игрушки. На память приходят грустные строки Арсе­ния Тарковского: «Наблюдать умиранье ремёсел - всё равно что себя хоронить».

К счастью, остались музейные экспонаты, частные коллекции, бережно хранящие образцы вырковской игрушки, сделанные ма­стерами прошлого, они дают богатую палитру сюжетов, де­монстрируют высокие образцы подлинно народного творчества. Остается бережно относиться к доставшемуся нам от предков наследию А. Пушкин писал: «Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образован­ность от дикости».

Статья написана в соавторстве доктора культурологии, филолога, профессора МП ГУ Алексея СВЯТОСЛАВСКОГО, кандидата педагогических наук, доцента МПГУ Оксаны ГОРДИЕНКО, члена Союза художников народного искусства России Ириды ЛЕБЕДЕВОЙ и педагога Касимовской детской художественной школы, мастера глиняной игрушки, гончара-керамиста Дмитрия ЛЕБЕДЕВА

Газета "Мещерские вести"

13 ноября 2018 г.

Размер шрифта ААА

Архив новостей клубных учреждений по годам

по районам


© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области