Рязанский областной научно-методический центр народного творчества |
|
Деятельность клубных учреждений Рязанской областиВозрождение вырковской игрушки: pro et contraЛатинское выражение «pro et contra» означает анализ аргументов «за» и «против» какого-либо явления. В данной статье мы, мастера-керамисты, лично знакомые с последним мастером вырковского промысла Василием Петровичем Есиным, попытались проанализировать ситуацию в отношении возможности и невозможности возрождения вырковской игрушки. Изначально промысел в деревне Вырково Рязанской области был гончарный, в основном делали крынки, горшки, корчаги, миски, используя старинную технику наращивания стенок жгутом. Труд этот, по воспоминаньям стариков, был непростой. На первом этапе пригодную глину добывали на глубине от двух до пяти метров, чаще всего делали это зимой, когда вода не мешала работе. Глину сваливали возле домов, «морозили», чтоб она становилась рыхлой, более пластичной. И только после этого начинали готовить. Прямо в избе на полу, посыпанном песком, оттаивали, разбавляли водой или подсушивали, рубили лопатами, месили ногами, выбирали камешки и корешки. Так работали, пока глина не станет мягкой и однородной смесью. После всего из неё лепили. Более подробно обо всех стадиях изготовления вырковской посуды и игрушках можно прочитать в книге Г. Дайн «Игрушечных дел мастера», выпущенной в 1994 г. издательством «Просвещение». Изготовлением посуды занимались в основном мужчины, а женщины и дети помогали, иногда лепили игрушки. Они были - побочным, сопутствующим товаром и стоили недорого. Но в 30-е годы XX в. особый интерес стали представлять именно глиняные вырковские игрушки, музеи заказывали их для своих коллекций, поэтому к их лепке постепенно перешли и мужчины. Вырковские игрушки своеобразны по пластике, в них заметны следы пальцев мастера, иногда ассиметричны по форме и украшались белой или жёлтой глиной и поливой из свинцового сурика. Но, как отмечают многие исследователи народной игрушки (в частности, Г. Блинов, Е. Ковычева), к 70-м гг. XX в. вырковский промысел был на грани исчезновения. В деревне Вырково остался один мастер-игрушечник И.Л. Листов, который возродил почти забытое ремесло. Вырковская игрушка, как сказочная птица феникс, восстала из пепла и просуществовала ещё почти тридцать лет. Но, к сожалению, сказка закончилась, и к началу XXI в. промысел всё-таки исчез. Произошло это потому, что умер последний мастер Василий Петрович Есин (1920-2010 гг.), у которого не оказалось учеников, способных продолжать дело предков. Идея возрождения этого промысла достойна уважения и поддержки, но для этого необходимо соблюдение целого ряда условий, исключающих его подмену. Первое условие – продолжение традиции должно вестись в том же месте, где изначально промысел возник. Так, дымковской игрушкой можно назвать только игрушку, слепленную в г. Кирове или его окрестностях потомственными мастерами. Сегодня на прилавках сувенирных ларьков и в интернет-магазинах можно увидеть игрушки «под дымку», которые лепят мастера по всей стране, но, по справедливому замечанию М. Обоевой, см. её доклад «Формирование коллекции народной игрушки и проблемы её классификации», прочитанный на III Конгрессе фольклористов), это всего лишь копия, но не дымковская игрушка, также как нельзя даже хорошие копии работ великих художников, например, Рафаэля, Рубенса и других, считать подлинниками. Исходя из этого, возрождение вырковской игрушки должно вестись мастерами из деревни Вырково, поэтому игрушку, сделанную, например, даже в г. Касимове Рязанской области, никак нельзя официально считать вырковской. Второе условие - мастер должен работать с тем же исходным материалом. При отклонении от этого условия возникает то, что Г. Мельников в статье «Современная глиняная игрушка: между фольклором и китчем» назвал реинтерпретированной традицией. Как известно, особенности лепки игрушки обусловлены составом местной глины, которая диктует и форму игрушки. Так, например, вытянутость по вертикали филимоновских игрушек обусловлена тем, что глина с элементами слюды очень быстро при лепке и сушке начинает сохнуть и трескаться, поэтому, чтобы довести до конца задуманное, мастерам приходится постоянно смачивать игрушки водой и заглаживать трещины, и именно это заглаживание заставляет вытягивать игрушки. Вырковская глина тоже по своим особенностям отличается от глины, добываемой в другой местности: она жирная, поэтому в неё иногда приходится добавлять в определённых пропорциях песок, чтобы изделия не разрывались при обжиге. Подмена материала сильно влияет на изделие, поэтому игрушку, сделанную из глины, взятой в другой местности, нельзя считать возрождённой вырковской. Третье условие - хорошее знание особенностей бытования промысла, секретов мастерства, использование приёмов работы, перенятых у мастеров прошлого, и даже наличие навыка изготавливать инструменты и горн, так же, как встарь, вести обжиг игрушки, то есть полностью повторять технологию подготовки и изготовления игрушки от начала и до конца. Такое знание, как правило, получают непосредственно от мастера, что и является основой преемственности. При работе с игрушкой какого-либо промысла, важно понимать и знать, почему делалось именно так, а не иначе, важно знать историю, связанную с изделием. Механическое копирование позволяет лишь немного понять, как строится форма, но проникновения в суть промысла, его осмысление не происходит. К сожалению, произошла утрата преемственности в промысле вырковской игрушки, и, соответственно, исчезла традиция её создания. Всё это даёт основание говорить о том, что сегодня уже вырковского промысла, некогда процветавшего на Рязанской земле, не существует, а возрождение его в создавшихся условиях практически невозможно. Нет среди жителей деревни Вырково последователей мастеров-игрушечников, нет энтузиастов, способных возродить игрушку. А попытки, предпринимаемые людьми, живущими в других городах, использующих материал иного качества, не знакомыми лично с мастерами, с их особыми приёмами лепки именно вырковской игрушки, не могут претендовать на роль воссоздателей аутентичной (подлинной) вырковской игрушки. На память приходят грустные строки Арсения Тарковского: «Наблюдать умиранье ремёсел - всё равно что себя хоронить». К счастью, остались музейные экспонаты, частные коллекции, бережно хранящие образцы вырковской игрушки, сделанные мастерами прошлого, они дают богатую палитру сюжетов, демонстрируют высокие образцы подлинно народного творчества. Остается бережно относиться к доставшемуся нам от предков наследию А. Пушкин писал: «Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости». Статья написана в соавторстве доктора культурологии, филолога, профессора МП ГУ Алексея СВЯТОСЛАВСКОГО, кандидата педагогических наук, доцента МПГУ Оксаны ГОРДИЕНКО, члена Союза художников народного искусства России Ириды ЛЕБЕДЕВОЙ и педагога Касимовской детской художественной школы, мастера глиняной игрушки, гончара-керамиста Дмитрия ЛЕБЕДЕВА Газета "Мещерские вести" 13 ноября 2018 г. Другие события
|
Размер шрифта ААА
Архив новостей клубных учреждений по годампо районам |
© ГБУК РОНМЦ НТ Размер шрифта ААА
|
Минстерство культуры и туризма Рязанской области |