Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.

Деятельность клубных учреждений Рязанской области

Ах, эта свадьба!

Старинные русские обряды и обычаи почти ушли из нашей жизни. Или нет?

Наверное, единственное место, где они сохранились иногда в несколько видоизмененном, а порой даже и в первоздан­ном виде, - свадьба. На нее-то мы - бабы рязанские - и отправились, продолжая наш проект. А проводником из времен былых в наши дни стала Наталья Секач - руководитель народно­го коллектива театра моды «Кокетка», она же - сваха.

КАК МЫ НА СВАДЬБУ ПОПАЛИ ДА ПОДРУЖКАМИ СТАЛИ

А произошло все совершен­но спонтанно. Наталья как-то упомянула в беседе, что к кор­ням нашим, славянским, моло­дежь сегодня неравнодушна. На свадьбах вновь популярны стрые обряды. А тут как раз моя добрая знакомая Анна замуж собралась. Слово за слово, на том и пореши­ли: нас, баб рязанских, пригла­сили на свадьбу. В таком амплуа мы ни разу не выступали. Вот «примерить на себя» аутентич­ный костюм и всю его историю пропустить, так сказать, через душу, самоидентифицироваться и передать эмоции вам - нашим читателям - пожалуйста. А вы­ступить в роли подружки... Тут мастерство нужно актерское.

Подружка, как оказалось, - роль особая. Стать ею наши бабушки-прабабушки мечтали. Можно сказать, спали и видели. Побыть рядом со счастливицей- невестой (не будем забывать, что целью и смыслом жизни любой женщины на Руси было создание семьи и рождение детей) - зна­чит «притянуть» столь же удач­ливую долю к себе. Отсюда и многочисленные обряды, кото­рые проходили с участием подру­жек. Тот же девичник, например. Суть его отличалась от современ­ных гуляний женской компании.

Молодая собирала незамужних девушек, чтобы они помогли ей вышить свадебную одежду и подготовить приданое. И зани­мались этой почетной работой подружки не один день, сбли­жаясь за своим рукоделием все больше и больше. Активно они участвовали и в самой веселой части свадьбы - выкупе. Наши предки любили подшутить над женихом, например, предлагая ему другую девушку - то есть подружку.

Какие-то ритуалы почти ка­нули в Лету. Но вот кидание бу­кета... Удивлю вас, если скажу, что в старину в некоторых губер­ниях в толпу подружек невеста кидала подушку с тем же посы­лом - кто из девушек поймает, той следующей замуж и выхо­дить? А еще добавлю, что уже много столетии существует тра­диция - после выхода из церкви закрывать символический замок на ключ и бросать его в реку.

ЗДРАВСТВУЙТЕ, Я ВАША СВАХА!

Самая завидная роль на свадь­бе всегда была у свахи. Это ведь тот человек, который, собствен­но говоря, ее и устроил. Когда де­вушка вступала в брачную пору, именно сваха начинала присма­тривать ей жениха. Она знала молодых людей подходящего возраста во всех окружных де­ревнях. Потом были смотрины, на которых молодые люди хоть одним глазком да могли взгля­нуть друг на друга, ведь зачастую они были даже незнакомы. А еще именно через сваху обговаривал­ся каждый элемент свадебного пира, где ей в знак благодарно­сти отводилось лучшее место за столом. Во время всех торжеств она наблюдала за всем происхо­дящим и по тому, как проходил тот или иной этап свадебного об­ряда, делала выводы: быть ли мо­лодоженам счастливыми.

«Увы!» или «Ура!» - для кого как, но сегодня свах на свадьбах нет. Хотя нашим молодоженам - Анне и Дмитрию - очень повез­ло. Наталья Секач, выступившая в этой роли, внесла в торжество какие-то особые ноты теплоты. Чего только стоил старинный об­ряд соединения рук рушником. И трогательно, и ответственно, и символично. А еще одно риту­альное действо, призванное объ­единить молодоженов, стало на­стоящим мастер-классом по ра­боте в команде. Семейный тим­билдинг, так сказать. Это когда Аня левой рукой, а Дима - пра­вой, обнявшись, повязывали на тонких березовых веточках раз­ноцветные ленты - одну за дру­гой, как символ будущего благо­получия и счастливой жизни.

Конечно, мы не пытались воз­родить какие-либо обряды в пол­ной мере. Старинный русский свадебный обряд ушел из жизни в деревне в 30-е годы прошлого века, а в городе еще раньше. Но и сегодня многие не могут пред­ставить себе свадебное торжество без каравая или заменяющего его свадебного торта, без рушника

или «свадебных поездов», только вместо колокольчиков сегодня новобрачным сигналят машины. Все это стало частью традиций, которые складывались веками. А лично нам и семье Кубышкиных обращение к традиционному русскому свадебному ритуалу по­могло провести торжество ориги­нально и очень интересно. Такая свадьба надолго запомнится, по­тому что выделяется из ряда ша­блонных семейных застолий.

Подводя итог наших свадебных приключений, отмечу еще вот что: традиции, пусть и в из­мененном виде, живы! Провере­но, как говорится, на себе!

Екатерина Детушева

Газета "Рязанские ведомости"

Размер шрифта ААА

Архив новостей клубных учреждений по годам

по районам


© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области