Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.

Деятельность клубных учреждений Рязанской области

Чаепитие по-ильински, или как поневницы старину берегут

Чтобы при­общиться к старине, необязательно идти в большой музей, где пред­меты из прошлого бережно помеще­ны в стеклянные витрины. Такие условия, конеч­но же, обеспечи­вают максималь­ную сохранность экспонатов. Но ведь всегда хочет­ся прикоснуться к раритету, чтобы лучше почувство­вать связь с про­шлым.

Именно за этим недавно мы отправились в село Ильин­ка Скопинского района, где на базе местного дома культуры действует этноклуб «Скопинские поневницы». Творческие и яр­кие участницы этого объедине­ния, представляющие культуру нескольких сел своего района, приняли нас как дорогих гостей и буквально с порога погрузили в атмосферу крестьянской жизни в селах Скопинского уезда. По­невницы не просто сохраняют и возрождают местные народные традиции - они сами являются ярким воплощением всего ста­ринного и самобытного.

ТАТЬЯНА И КО

За большим столом у стили­зованной русской печи в ком­пании поневниц - Татьяны Мякушиной, Галины Савиловой, Натальи Моргуновой, Марины и Ангелины Наседкиных - мы пьем ароматный чай из трав, со­бранных на скопинских лугах, и пробуем тонкие блинчики, на­зываемые в этой местности каравайцами. Каравайцы - насто­ящий гастрономический бренд скопинской земли, выпекать их здесь умеет каждая хозяйка. На­стоящий караваец должен быть очень тоненьким и ажурным, словно кружево, обжаривают его только с одной стороны.

- Моя бабушка вчетверо ка­равайцы складывала и на ско­вороде со сливочным маслом обжаривала до корочки. Вы не представляете, какая это вкуснотища! - рассказывает по ходу нашего чаепития главная поневница, а по совместительству ди­ректор Ильинского ДК Татьяна Мякушина.

Ее жизненная история как нельзя лучше иллюстрирует русскую пословицу «Где родил­ся, там и пригодился». Сама Та­тьяна - из многодетной семьи, в которой росли девять детей. По тем, да и по нынешним време­нам - редкость. Про себя гово­рит, что в родное село - Ильин­ку - буквально корнями вросла. По словам Татьяны, ее интерес к старине будто бы предопреде­лила бабушка по материнской линии, которая завещала внучке сундук с целой коллекцией плат­ков. Юная Таня носить платки не любила и не понимала тогда, зачем ей досталось такое наслед­ство. Но время, как это часто и бывает, все расставило на свои места. И спустя много лет Та­тьяна Мякушина, на тот момент зоотехник со стажем и соответ­ствующим высшим образовани­ем, нашла себя в сфере культуры, став, по сути, хранительницей местных традиций. Так больше десяти лет назад в Ильинке появился этноклуб. Начинали с изготовления тряпичной куклы-крестушки. Дальше - больше. Стали собирать предметы старинной одеж­ды, утварь - утюги, ступы, серпы, колодки для изготов­ления валенок и много чего еще... Насобирали на целый музей! Сегодня в коллекции «Скопинских поневниц» есть, например, такой цен­ный экспонат, как мужской кушак, которому больше 150 -лет. Найден был, можно ска­зать, на свалке! Татьяна Мя­кушина считает, что тогда, десять лет назад, занялась новым для себя делом очень сво­евременно, поскольку сейчас в Ильинке старожилов, у которых сохранились бы старинные вещи и ценные воспоминания о дале­ком прошлом, в живых практи­чески не осталось.

ПОНЕВА - БАБИЙ ХОМУТ

У непосвященного челове­ка может возникнуть логичный вопрос: «А почему, собственно, поневницы?» И здесь все пре­дельно просто. Поневница - это женщина, которая носила поне­ву- шерстяную клетчатую юбку, сшитую из нескольких кусков ткани. Понева - неотъемлемая часть рязанского (и не только) народного женского костюма. Причем этот элемент одежды на­делен еще и определенным глу­боким смыслом. Когда девушка. надевала поневу, это означало, что она вступает в следующий этап своей жизни и становится замужней. «Была девка - стала баба», - говорили в народе. Был даже такой обряд - «вскакивание в поневу». А еще понева как не­пременный атрибут жены имела такой сравнительный эпитет, как «бабий хомут».

«Скопинские поневницы» не просто знают толк в местных обычаях, но и могут многие из них подробно воссоздать. У тури­стов пользуется популярностью интерактивная программа «Сва­товство девки ильинской с земли скопинской». Показывая ее го­стям, поневницы используют до­шедшие до нас традиции именно скопинских сел. Например, дев­кам и парням из Секирина запре­щено было выбирать себе пару из другого села. Если такое все же случалось, то это была настоящая семейная драма. Родителям при­ходилось чуть ли не отрекаться от сына или дочери либо встре­чаться с ними втайне от всех. А вот еще одна интересная деталь, связанная со сватовством. В кол­лекции костюмов «Скопинских поневниц» сохранилась женская рубаха-длиннорукавка. Ее на­девали на просватанную девку, которая в течение 40 дней долж­на был оплакивать свою уходя­щую беззаботную жизнь, утирая слезы длинными рукавами. Со­временные невесты, конечно, вряд ли оплакивают девичество, но все равно иногда общаются к местным традициям. И тогда на помощь им приходят участницы клуба «Скопинские поневницы», которые проводят для современ­ных пар обряды сватовства или выкупа невесты так, как это было сто и более лет назад.

КАЖДОМУ СЕЛУ - СВОЙ НАРЯД

«Поневницы» встретили нас, облачившись в подлинные празд­ничные женские костюмы, кото­рые носили в скопинских селах Секирино, Ильинка, Корневое и Поляны. Нельзя не заметить, насколько по-разному одева­лись женщины в том или ином селе. Конечно, отличия были не кардинальными, но даже нево­оруженному глазу видимыми. Например, по нижнему краю поневы, которая принадлежала жительнице Ильинки, сделана вышивка в виде лебедя. Татьяна Мякушина говорит, что это ред­кое явление. На рукавах рубахи другого костюма красуются богато расшитые полеты - по ним можно было распознать женщи­ну из села Секирино. В Корне­вом, как оказалось, носили гоф­рированную поневу. А костюм представительницы Полян (ему больше 100 лет) пошит с исполь­зованием знаменитого барановского ситца с характерным цветочным узором. Мотивом, объединяющим все комплекты, может быть разве что цвет. Он красный и везде в избытке. Не зря же скопинскую землю еще называют «красным углом» Рос­сии. Хотя и тут есть свои исклю­чения. Для автора этой публи­кации Татьяна Мякушина спе­циально отложила непохожий на другие комплект, где вместо привычного красного цвета пре­валирует ярко-голубой. Приме­рила. Голубая косынка, такой же фартук-занавеска. Смотрится свежо и интересно. Такую одеж­ду из голубых, желтых и зеленых тканей на праздники надевали в скопинском селе Петрушино. По­этому про ярко одетую женщину в те времена запросто могли бы сказать «Разрядилась, как баба петрушинская!»

БЕЗ ПРОШЛОГО НЕТ БУДУЩЕГО

Задаю «поневницам» тради­ционный вопрос о том, как они ощущают себя в образах из про­шлого. «Очень комфортно! С за­крытыми глазами можем в них нарядиться!» - практически в один голос отвечают хранитель­ницы традиции скопинскои зем­ли. А главная «поневница» Та­тьяна Мякушина добавляет, что в народном костюме она и гово­рит, и мыслит иначе. Так на нее влияет образ бабы ильинской. Оно и понятно - у подлинных вещей удивительная энергетика, они делают нас ближе к нашим истокам, дают возможность со­вершить маленькое путешествие во времени. Но «поневницы» ду­мают не только о прошлом - се­годня их более всего заботит бу­дущее. Чтобы оставались в цело­сти и сохранности все коллекции этноклуба, нужны современные условия для хранения и экспо­нирования предметов старины. Необходимо расширять музей, который сейчас размещается в здании новой сельской школы, создавать новые интерактивные зоны (крестьянского подворья, например) для встречи тури­стов. Но,, как объясняет Татьяна Мякушина, все это возможно, только когда будет капитально отремонтировано здание Ильин­ского дома культуры. «Поневни­цы» искренне верят, что все бу­дет хорошо, и как никто другой знают, что без прошлого нет бу­дущего.

Людмила Иванова

Газета "Рязанские ведомости"

Размер шрифта ААА

Архив новостей клубных учреждений по годам

по районам


© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области