Рязанский областной научно-методический центр народного творчества |
|
Деятельность клубных учреждений Рязанской областиЦВЕТНЫЕ НИТИ МАСТЕРСТВАВ нашем регионе 9 февраля впервые прошел Единый день народных промыслов и ремесел, участие в котором приняли различные культурные учреждения Рязани и области: музеи, клубы, дома культуры, библиотеки, студии, дома творчества. В историческом музее в этот день прошла лекция-презентация «Цветные нити михайловского кружева». Светлана Феофанова рассказала гостям об истории и развитии промысла, а на экране представали перед зрителями удивительной красоты произведения михайловских мастеров: скатерти, салфетки, одежда. Материал к лекции-презентации подготовила заслуженный художник Российской Федерации Ирина Николаевна Копытина. ИСТОРИЯ МИХАЙЛОВСКОГО КРУЖЕВА Обращаясь к материалу лекции, можно почерпнуть для себя много интересного. Михайловское кружево - уникальное, самобытное явление в прикладном искусстве, со своим особым характером. В городских слободах издавна занимались ремеслом, и именно в этой среде, вероятно в первой половине XIX века, возникло кружевоплетение. В разные периоды времени преобладали различные типы плетения: многопарное кружево «рязанского манера», «травчатое», а также сцепное. Основные мотивы орнамента сначала были растительными, а затем стали геометричными. Расцвет сцепной техники, которая на языке михайловских мастериц называлась «выкладывать вавилоны», относится к 1820-1840 годам. «Вавилонами» обрисовывались деревья, кусты, птицы, животные. Кружева приобретало михайловское купечество в приданое дочерям. Постепенно купцы беднели и не могли уже покупать дорогостоящие работы, поэтому в конце XIX века в городе осталось лишь две-три семьи, в которых плели трудоемкое многопарное кружево. Еще раньше исчезло сцепное. Есть еще один способ плетения - численный. Именно плотными узорами геометрического характера: «бубенцами», «мысами», «павлинками», «балалайками»; яркой цветовой гаммой, построенной на сочетании белого, красного, синего цветов. Наше кружево широко распространилось, вышло за пределы Рязанщины, а во второй половине XIX века оно стало численное кружево получило широкую известность под названием «михайловского». Цветные михайловские кружева отличаются от остальных предметом не только внутренней, но и заграничной торговли. Постепенно, вместе с исчезновением старинной одежды, угасло и производство цветного кружева. Большой урон развитию промысла нанесли Первая мировая и Гражданская войны. В 20-е годы в стране началось возрождение кружевоплетения и художественной вышивки, в 1927 году была создана артель «Труженица», объединившая кружевниц и вышивальщиц. Практически все события в стране находили воплощение в произведениях наших мастериц. И сегодня «Труженица» по-прежнему выпускает товары народного потребления, прекрасные изделия для домашнего интерьера. Сохраняя традиции старины, наши художники привносят в изделия и современность. Одна из важных забот - обучение мастериц. Мастерству кружевоплетения обучают на производстве, в михайловских школах работают кружки, воспитанники которых регулярно принимают участие в выставках и конкурсах как в Рязани, так и за ее пределами. В «Труженице» работает музейно-ассортиментный кабинет, где проводятся экскурсии для гостей из Москвы, Тулы, Рязани и других городов. МАСТЕР-КЛАССЫ И ДЕФИЛЕ Не зря говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Поэтому для гостей встречи были показаны два замечательных мастер-класса: по вышивке от заслуженного художника Российской Федерации Ирины Копытиной и по кружевоплетению от руководителя объединения «Кружевница» при первой городской школе Ольги Клименовой и ее учениц. Также юные мастерицы провели дефиле русских народных костюмов из фондов музея. Ольга Клименова рассказала о том, как передавалось мастерство кружевоплетения в ее семье: - Мне 62 года, плету кружево около 40 лет. Плела моя бабушка, которая родилась в 1910 году. Плела она с 8 лет, так как семья была зажиточная. Если семья была бедной, то плести кружево сажали в 6-7 лет. Моя прабабушка была хорошей кружевницей, родилась она в 1870 году, плела кружево где-то лет с семи. Ее научила ее бабушка, которую в свое время так же рано посадили плести кружево. Сколков тогда не было, бумага была дорогая, плели по числу, отсюда и название - численное, счетное кружево. Вместо иголок пользовались рыбьими косточками. Проня была судоходная, рыбы было много, выбирали длинные прямые косточки и использовали их для того, чтобы плести кружево. Несколько косточек моя бабушка видела своими глазами и с помощью них плела, эти косточки ценились на вес золота. Иголки тогда уже были. Нитки красили, использовали для этого растительные красители: красная свекла шла в ход, желуди, луковая шелуха. От учителя перенимают мастерство воспитанницы. Фатима, сидящая около подушки с кружевом, рассказала, что в салфетке, которую она сейчас плетет, используется 19 пар коклюшек. Ольга Владимировна, в свою очередь, рассказывает, что это далеко не предел - одна из ее девочек плетет сейчас полотенце-прошву, где задействовано 34 пары коклюшек. Фатима охотно рассказывает, как пришла к занятиям кружевоплетением: - Сначала моя сестра записалась со своими одноклассницами на этот кружок. Я посмотрела, какие красивые работы получаются, и решила тоже пойти, заняться этим рукоделием. Плету второй год, мне очень нравится. Уже много салфеток сплела, больше десяти. В этот день все гости музея своими руками смогли прикоснуться к древнему искусству вышивки и кружевоплетения. Отрадно, что к народным промыслам не утихает интерес и традиции старых мастеров продолжают жить и в наше время. Ярослава БЕСПАЛОВА Газета "Михайловские вести" 15 февраля 2019 г. |
Размер шрифта ААА
Архив новостей клубных учреждений по годампо районам |
© ГБУК РОНМЦ НТ Размер шрифта ААА
|
Минстерство культуры и туризма Рязанской области |