Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.

Деятельность клубных учреждений Рязанской области

ЦВЕТНЫЕ НИТИ МАСТЕРСТВА

В нашем регионе 9 февраля впервые прошел Единый день народных промыслов и реме­сел, участие в котором приняли различные культурные учреждения Рязани и области: музеи, клубы, дома культуры, библиотеки, студии, дома творчества.

В историческом музее в этот день прошла лекция-пре­зентация «Цветные нити михай­ловского кружева». Светлана Феофанова рассказала гостям об истории и развитии промыс­ла, а на экране представали перед зрителями удивительной красоты произведения михай­ловских мастеров: скатерти, салфетки, одежда. Материал к лекции-презентации подгото­вила заслуженный художник Российской Федерации Ирина Николаевна Копытина.

ИСТОРИЯ МИХАЙЛОВСКОГО КРУЖЕВА

Обращаясь к материалу лекции, можно почерпнуть для себя много интересного. Ми­хайловское кружево - уникаль­ное, самобытное явление в прикладном искусстве, со сво­им особым характером. В го­родских слободах издавна за­нимались ремеслом, и именно в этой среде, вероятно в пер­вой половине XIX века, возник­ло кружевоплетение.

В разные периоды време­ни преобладали различные типы плетения: многопарное кружево «рязанского манера», «травчатое», а также сцепное. Основные мотивы орнамента сначала были растительными, а затем стали геометричными. Расцвет сцепной техники, кото­рая на языке михайловских ма­стериц называлась «выклады­вать вавилоны», относится к 1820-1840 годам. «Вавилона­ми» обрисовывались деревья, кусты, птицы, животные. Кру­жева приобретало михайлов­ское купечество в приданое до­черям. Постепенно купцы бед­нели и не могли уже покупать дорогостоящие работы, поэто­му в конце XIX века в городе осталось лишь две-три семьи, в которых плели трудоемкое многопарное кружево. Еще раньше исчезло сцепное.

Есть еще один способ пле­тения - численный. Именно плотными узорами геометри­ческого характера: «бубенца­ми», «мысами», «павлинками», «балалайками»; яркой цветовой гаммой, построенной на соче­тании белого, красного, сине­го цветов.

Наше кружево широко рас­пространилось, вышло за пре­делы Рязанщины, а во второй половине XIX века оно стало

численное кружево получило широкую известность под на­званием «михайловского». Цветные михайловские круже­ва отличаются от остальных предметом не только внутрен­ней, но и заграничной торгов­ли. Постепенно, вместе с ис­чезновением старинной одеж­ды, угасло и производство цветного кружева. Большой урон развитию промысла на­несли Первая мировая и Гражданская войны. В 20-е годы в стране началось возрождение кружевоплетения и художе­ственной вышивки, в 1927 году была создана артель «Тружени­ца», объединившая кружевниц и вышивальщиц.

Практически все события в стране находили воплощение в произведениях наших масте­риц. И сегодня «Труженица» по-прежнему выпускает товары народного потребления, пре­красные изделия для домашне­го интерьера. Сохраняя тради­ции старины, наши художники привносят в изделия и совре­менность.

Одна из важных забот - обучение мастериц. Мастер­ству кружевоплетения обучают на производстве, в михайлов­ских школах работают кружки, воспитанники которых регу­лярно принимают участие в выставках и конкурсах как в Ря­зани, так и за ее пределами. В «Труженице» работает музей­но-ассортиментный кабинет, где проводятся экскурсии для гостей из Москвы, Тулы, Ряза­ни и других городов.

МАСТЕР-КЛАССЫ И ДЕФИЛЕ

Не зря говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Поэтому для гостей встречи были показаны два за­мечательных мастер-класса: по вышивке от заслуженного ху­дожника Российской Федера­ции Ирины Копытиной и по кружевоплетению от руководителя объединения «Кружевница» при первой городской школе Оль­ги Клименовой и ее учениц. Также юные мастерицы прове­ли дефиле русских народных костюмов из фондов музея.

Ольга Клименова рассказа­ла о том, как передавалось ма­стерство кружевоплетения в ее семье:

- Мне 62 года, плету кру­жево около 40 лет. Плела моя бабушка, которая родилась в 1910 году. Плела она с 8 лет, так как семья была зажиточная. Если семья была бедной, то плести кружево сажали в 6-7 лет. Моя прабабушка была хо­рошей кружевницей, родилась она в 1870 году, плела кружево где-то лет с семи. Ее научила ее бабушка, которую в свое время так же рано посадили плести кружево. Сколков тогда не было, бумага была дорогая, плели по числу, отсюда и назва­ние - численное, счетное кру­жево. Вместо иголок пользова­лись рыбьими косточками. Проня была судоходная, рыбы было много, выбирали длинные прямые косточки и использова­ли их для того, чтобы плести кружево. Несколько косточек моя бабушка видела своими глазами и с помощью них пле­ла, эти косточки ценились на вес золота. Иголки тогда уже были. Нитки красили, исполь­зовали для этого растительные красители: красная свекла шла в ход, желуди, луковая шелуха.

От учителя перенимают мастерство воспитанницы. Фатима, сидящая около по­душки с кружевом, рассказала, что в салфетке, которую она сейчас плетет, использу­ется 19 пар коклюшек. Ольга Владимировна, в свою оче­редь, рассказывает, что это далеко не предел - одна из ее девочек плетет сейчас поло­тенце-прошву, где задейство­вано 34 пары коклюшек.

Фатима охотно рассказыва­ет, как пришла к занятиям кружевоплетением:

- Сначала моя сестра запи­салась со своими одноклассни­цами на этот кружок. Я посмот­рела, какие красивые работы получаются, и решила тоже пойти, заняться этим рукодели­ем. Плету второй год, мне очень нравится. Уже много салфеток сплела, больше десяти.

В этот день все гости му­зея своими руками смогли при­коснуться к древнему искусст­ву вышивки и кружевоплетения. Отрадно, что к народным про­мыслам не утихает интерес и традиции старых мастеров про­должают жить и в наше время.

Ярослава БЕСПАЛОВА

Газета "Михайловские вести"

15 февраля 2019 г.

Размер шрифта ААА

Архив новостей клубных учреждений по годам

по районам


© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области