Рязанский областной научно-методический центр народного творчества |
|
Деятельность клубных учреждений Рязанской областиЭто феномен!Или почему рязанские поневы есть в каждом краеведческом музее страны. Сегодня в рамках Форума древних городов впервые в нашем городе проходит фестиваль-конкурс рязанского костюма. Мероприятие, задуманное Центром народного творчества как областное, еще на стадии приглашения участников стало межрегиональным. На фестиваль «Рязанскую поневу за кремлем видно» приехали более 200 человек - отдельные авторы и коллективы из 17 районов Рязанской области, а также из самой Рязани и Скопина. Выразили .желание и сегодня принимают участие в фестивале- конкурсе представители Москвы и Орла. О том, зачем все эти люди и коллективы собрались сегодня в нашем городе, рассказывает «зачинщица» проведения первого областного фестиваля рязанского костюма «Рязанскую поневу за кремлем видно», сотрудница центра Екатерина СОКОЛОВА. ЗАЧЕМ НАМ ЭТО? - Идея фестиваля-конкурса рязанского костюма зрела уже давно. Вот смотрите, как получается: практически в каждом городе Российской Федерации вы обязательно найдете в краеведческом или художественном музее, если не в экспозиции, то в фондах, хотя бы один комплекс женского праздничного костюма Рязанской губернии. Это феномен! А все потому, что рязанская земля всегда удивляла искусствоведов, ученых-этнографов, музейных сотрудников и художников богатством палитры народного костюма. Ведь такого количества разнообразных и ярких комплексов традиционного народного костюма, настолько самобытных и не похожих друг на друга не было ни в каком другом уголке России. И сегодня, уже в двадцать первом веке, практически в каждом районе Рязанской области существуют фольклорные коллективы, одетые в настоящие аутентичные костюмы! На нашем конкурсе 12 из них представляют костюмы, доставшиеся им от бабушек и дедушек и бережно сохраненные. В этом-то и есть цель конкурса - сохранить это истинное богатство, часть большой самобытной культуры и искусства Рязанщины, без которой нет полного представления об ее истории. А сделать это можно только путем кропотливого изучения, бережного сохранения и развития традиции народного костюма. А также путем деликатной трансформации его в современные формы существования. ИЗ ВЧЕРА - В ЗАВТРА - Уже на протяжении десятилетий Центр народного творчества ведет серьезную научную работу. Сотрудники совершают этнографические экспедиции, собирают информацию и издают научные сборники «Рязанского этнографического вестника», посвященные в том числе и традиционному костюму рязанского края. Мы проводим фестивали и конкурсы аутентичной народной культуры, научно-практические конференции, постоянно ведем и пополняем каталог нематериального культурного наследия, где костюм занимает значительное место. И все это ради изучения и фиксации традиционных форм бытования народного костюма. Но сейчас такой работы уже мало. Новым этапом развития традиционного костюма должны стать его новые формы бытования - на сцене и в современной одежде. Вот мы и хотим стимулировать научно-исследовательскую и творческую активность профессиональных и любительских творческих коллективов, мастеров и работников культуры не только в области сохранения и развития рязанского народного аутентичного костюма, хотя уделяем этому огромное внимание, но и сценического и современного авторского костюма. МЫ РАЗНЫЕ, НО МЫ ВМЕСТЕ - Посмотрите, у нас на одной площадке проходят мастер-класс по ткачеству двухосновной касимовской поневы орловской мастерицы Елены Великасовой, творческая лаборатория по реконструкции и реставрации аутентичного народного костюма руководителя Народного коллектива - студии традиционного костюма «Русские начала» Татьяны Вальковой. Проходит демонстрация сценических костюмов руководителя Народного коллектива - театра моды «Кокетка» Натальи Секач и преподавателя Рязанского художественного училища Елены Селивановой. Выступление фольклорных коллективов, в том числе детского, мурминской школы под руководством Анны Щетининой. Специально для этого фестиваля девочкам были пошиты новые сценические народные костюмы. К сожалению, аутентичных мурминских костюмов не сохранилось. Я рисовала эскиз девичьих нарядов, отталкиваясь от черно-белой фотографии конца XIX века. Рисунок для рубахи был взят с орнаментельных закладов, находящихся в экспозициях РИАМЗ, и прорисован с помощью графической компьютерной программы, а затем напечатан на ткани с помощью современной техники. И сегодня, благодаря вот такому простому и недорогому, способу, мы имеем возможность увидеть интерпретацию того утерянного костюма. По крою, по колориту, по орнаментике мы ни разу не солгали. Да, самыми важными участниками фестивальной программы являются коллективы, которые демонстрируют аутентичные костюмы: они непосредственные носители традиции. Но еще мы стремимся к тому, чтобы сохранение нашей аутентичности, нашей причастности к истории, в том числе и в костюме, шло и через новые, современные формы работы с ним. Екатерина Детушева Газета "Рязанские ведомости" 16 августа 2019 г. Другие события
|
Размер шрифта ААА
Архив новостей клубных учреждений по годампо районам |
© ГБУК РОНМЦ НТ Размер шрифта ААА
|
Минстерство культуры и туризма Рязанской области |