Рязанский областной научно-методический центр народного творчества

Деятельность клубных учреждений Рязанской области

«МЫ - МОБИЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК НА КОЛЁСАХ»

Режиссёр театра малых форм «Оптимист» Татьяна КАТКОВА - об особенностях своего необычного детища, его трудовых буднях и подготовке к выступлениям.

Создан «Оптимист» был ещё в 1966 году Вален­тиной Сергеевой, работав­шей тогда режиссёром в районном Доме культуры. В те времена это был не те­атр малых форм, а агитб­ригада.

Собрали её с вполне по­нятной и отвечающей духу эпохи целью: «Оптимист» стал этаким рупором, ве­щающим о событиях в рай­оне и имеющим агитацион­ную направленность для продвижения линии партии. Коллектив не раз выступал на всесоюзных и региональных смотрах и конкурсах. Не растерял театр боевого настроя и в реалиях современности: недавно театр малых форм «Оптимист» в очередной раз подтвердил звание на­родного коллектива Рязан­ской области. А в середине августа, на областном смот­ре «Театральная провинция - Форуму древних горо­дов» он был признан од­ним из лучших в нашей области.

ОТ СОВЕТСКИХ ВРЕМЁН ДО НАШИХ ДНЕЙ

С развалом Советского Союза необходимость в агитбригадах отпала. При­мерно с тех пор «Опти­мист» и .именуется «теат­ром малых форм». Не­смотря на смену опреде­ления, направленность и особенности сохраняют­ся. Коллектив по-прежне­му выступает на полевых станах, на праздновании дней малого села в райо­не, праздниках и фестива­лях с короткими представ­лениями на злобу дня.

Звание народного кол­лектива Рязанской области театру впервые было при­своено в 1975 году, и с тех пор он регулярно его под­тверждает. В костюмерных районного ДК до сих пор сохранились комбинезоны с эмблемой «Оптимиста». Правда, в постановках они уже не используются. В со­ветские времена нарядов для выступлений у этого коллектива была масса, но непростые 90-е годы не прошли бесследно даже для костюмов. Сейчас ар­тисты активно сотруднича­ют как с районными, так и с городскими театрами и при надобности запросто «ныряют» в их костюмер­ные в поисках достойного облачения. Что-то шьёт на заказ известная своими зо­лотыми руками Наталья СЕКАЧ из Подвязья, и те­атр постепенно вновь обра­стает комплектами для спектаклей.

Сегодня коллектив на­считывает двенадцать чело­век - в основном это работ­ники администрации и ме­тодического центра. В со­ветские времена число ак­тёров доходило до тридца­ти.

- Все годы существова­ния «Оптимиста» руковод­ство района относилось к нему очень лояльно и вся­чески поддерживало, - от­мечает Каткова. - Мы аги- тационныи коллектив и на каждое мало-мальски зна­чительное событие обяза­ны были реагировать чем- то новым, свежим и, глав­ное, актуальным. Бывает, что о предстоящем выступ­лении мы узнаём накану­не. Утром пишется сцена­рий, вечером проходит ре­петиция, и на следующий день мы уже выходим на сцену.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ РАБОТЫ «ПОД ПЛЮС»

Но когда не случается такого форс-мажора, актё­ры «Оптимиста» работают «под плюс» — то есть под заранее подготовленную звуковую дорожку, на ко­торой записаны и реплики, и музыка. Современная техника стала большим по­мощником в этом деле. Она позволяет создавать настоящие радиоспектак­ли, которые очень выруча­ют в тех случаях, когда вы­ступать нужно на крупных площадках перед большой аудиторией. Например на «Рязанском каравайце» или фестивале «В Рязани - грибы с глазами» всегда бывает множество зрите­лей разных возрастов. Сце­ну могут видеть не все, но слова актёров должны до­летать до самого последне­го ряда. А те, кто благода­ря качественной озвучке слышит выразительные, интонационно окрашенные реплики, могут представить мимику, и жесты артистов.

- Я считаю, что в этом нет ничего зазорного, - рассуждает Татьяна. - Ко­нечно, при этом работать «под плюс» может быть не совсем удобно. Но на вы­езде это настоящее спасе­ние: ведь не всегда есть возможность доставить к месту празднования звуко­оператора со всей его ап­паратурой. Куда проще ра­ботать по такой заготовке.

ОБОЙДЁМСЯ БЕЗ ШЕКСПИРА

«Оптимист» никогда не замахнётся на «Вильяма, понимаете ли, нашего Шек­спира». Представление те­атра малых форм не имеет практически ничего общего с классическим драматиче­ским спектаклем и больше похоже на выступление эс­традных артистов: оно со­стоит из скетчей, сценок, песен и коротких рубленых фраз, сплетающихся в быс­трые диалоги. На реперту­ар сильно влияет время, ко­торое можно потратить на представление: как прави­ло, у зрителей агитбригады или театра малых форм (го- стей фестиваля, праздника, дня малого села) нет воз­можности чинно просидеть пару часов в полнейшей ти­шине.

Кроме того, актёры скованы самим форматом их коллектива: они, конеч­но, могут поставить что-то для души, но прежде всего обязаны реагировать на все более-менее значимые события, которые проис­ходят в районе. Они - мас­тера на все руки: на сцене и поют, и танцуют, и про­износят речи, а между вы­ступлениями ещё и сочи­няют сценарии на злобод­невные темы. По словам Татьяны, в Интернете ред­ко находится что-то дос­тойное. В основном сцена­рии приходится придумы­вать самим.

- Как-то у меня всё буднично происходит — кладу руки на клавиатуру, и про­цесс идёт, - рассказывает Каткова. - Муза - барыш­ня своевольная, дожидаясь её, можно бесплодно про­сидеть много времени - и в результате ничего не на­писать. Поэтому одно из основных моих умений - вызывать вдохновение именно в тот момент, ког­да оно необходимо. Кроме того, работать над сцена­рием значительно легче, когда хорошо знаешь актё­ров и представляешь их в образе. Роли пишутся под людей. Более того, час­тенько персонаж со сцены произносит реплики, впол­не свойственные человеку, который его отыгрывает.

Репетируют в «Опти­мисте» мало - это не тот театр, который может позволить себе отшлифовы­вать выступление в тече­ние длительного времени. Формат диктует свои зако­ны: пока будешь доводить до совершенства все сце­ны, тема, которым они по­священы, может утратить свою актуальность. После двух-трёх репетиций актё­ры уже делают аудиозапись, которая потом будет слу­жить им прекрасным под­спорьем на выступлениях.

- Мы - мобильный празд­ник на колёсах, - улыбает­ся Татьяна. - Одна из глав­ных задач нашего театра - проведение дней малого села в тех деревнях, где сво­их клубов. Попеть со взрос­лыми, поиграть с детьми, предложить какую-то раз­влекательную программу, интересную всем... Летом график таких выступлений бывает очень плотный.

«ОПТИМИСТ» ВНОВЬ НАРОДНЫЙ

17 августа на област­ном смотре коллективов театров малых форм в Ря­зани «Оптимист» занял третье место, подтвердив звание народного. На суд строгого жюри артисты представили мини-спек­такль, посвящённый 90-летию Рязанского района (именно его, кстати, увиде­ли в конце августа гости фестиваля «Рязанский караваец»),

- Первоначально мы го­товили его ко Дню местно­го самоуправления. Потом вывезли на смотр. И на «Ка­равайце», как мне кажется, зрителям очень понрави­лось. Вот такое многоплано­вое представление получи­лось. Настоящий гимн на­шему Рязанскому району, его труженикам, его исто­рии, его жителям, - расска­зывает Татьяна. - На смот­рах мы всегда обмениваем­ся с коллегами наработками и сценариями. И этот сценарий я уже отдала, люди доработают его по своим ре­алиям, и он послужит ещё многим коллективам. Все­гда приятно, когда матери­ал, который мы придумыва­ем, нравится другим.

Ксения ЧАЙКОВА

Газета "Рязанские зори"

Размер шрифта ААА

Архив новостей клубных учреждений по годам

по районам


© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области