Рязанский областной научно-методический центр народного творчества |
|
Деятельность клубных учреждений Рязанской области«МЫ - МОБИЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК НА КОЛЁСАХ»Режиссёр театра малых форм «Оптимист» Татьяна КАТКОВА - об особенностях своего необычного детища, его трудовых буднях и подготовке к выступлениям. Создан «Оптимист» был ещё в 1966 году Валентиной Сергеевой, работавшей тогда режиссёром в районном Доме культуры. В те времена это был не театр малых форм, а агитбригада. Собрали её с вполне понятной и отвечающей духу эпохи целью: «Оптимист» стал этаким рупором, вещающим о событиях в районе и имеющим агитационную направленность для продвижения линии партии. Коллектив не раз выступал на всесоюзных и региональных смотрах и конкурсах. Не растерял театр боевого настроя и в реалиях современности: недавно театр малых форм «Оптимист» в очередной раз подтвердил звание народного коллектива Рязанской области. А в середине августа, на областном смотре «Театральная провинция - Форуму древних городов» он был признан одним из лучших в нашей области. ОТ СОВЕТСКИХ ВРЕМЁН ДО НАШИХ ДНЕЙ С развалом Советского Союза необходимость в агитбригадах отпала. Примерно с тех пор «Оптимист» и .именуется «театром малых форм». Несмотря на смену определения, направленность и особенности сохраняются. Коллектив по-прежнему выступает на полевых станах, на праздновании дней малого села в районе, праздниках и фестивалях с короткими представлениями на злобу дня. Звание народного коллектива Рязанской области театру впервые было присвоено в 1975 году, и с тех пор он регулярно его подтверждает. В костюмерных районного ДК до сих пор сохранились комбинезоны с эмблемой «Оптимиста». Правда, в постановках они уже не используются. В советские времена нарядов для выступлений у этого коллектива была масса, но непростые 90-е годы не прошли бесследно даже для костюмов. Сейчас артисты активно сотрудничают как с районными, так и с городскими театрами и при надобности запросто «ныряют» в их костюмерные в поисках достойного облачения. Что-то шьёт на заказ известная своими золотыми руками Наталья СЕКАЧ из Подвязья, и театр постепенно вновь обрастает комплектами для спектаклей. Сегодня коллектив насчитывает двенадцать человек - в основном это работники администрации и методического центра. В советские времена число актёров доходило до тридцати. - Все годы существования «Оптимиста» руководство района относилось к нему очень лояльно и всячески поддерживало, - отмечает Каткова. - Мы аги- тационныи коллектив и на каждое мало-мальски значительное событие обязаны были реагировать чем- то новым, свежим и, главное, актуальным. Бывает, что о предстоящем выступлении мы узнаём накануне. Утром пишется сценарий, вечером проходит репетиция, и на следующий день мы уже выходим на сцену. ПЛЮСЫ И МИНУСЫ РАБОТЫ «ПОД ПЛЮС» Но когда не случается такого форс-мажора, актёры «Оптимиста» работают «под плюс» — то есть под заранее подготовленную звуковую дорожку, на которой записаны и реплики, и музыка. Современная техника стала большим помощником в этом деле. Она позволяет создавать настоящие радиоспектакли, которые очень выручают в тех случаях, когда выступать нужно на крупных площадках перед большой аудиторией. Например на «Рязанском каравайце» или фестивале «В Рязани - грибы с глазами» всегда бывает множество зрителей разных возрастов. Сцену могут видеть не все, но слова актёров должны долетать до самого последнего ряда. А те, кто благодаря качественной озвучке слышит выразительные, интонационно окрашенные реплики, могут представить мимику, и жесты артистов. - Я считаю, что в этом нет ничего зазорного, - рассуждает Татьяна. - Конечно, при этом работать «под плюс» может быть не совсем удобно. Но на выезде это настоящее спасение: ведь не всегда есть возможность доставить к месту празднования звукооператора со всей его аппаратурой. Куда проще работать по такой заготовке. ОБОЙДЁМСЯ БЕЗ ШЕКСПИРА «Оптимист» никогда не замахнётся на «Вильяма, понимаете ли, нашего Шекспира». Представление театра малых форм не имеет практически ничего общего с классическим драматическим спектаклем и больше похоже на выступление эстрадных артистов: оно состоит из скетчей, сценок, песен и коротких рубленых фраз, сплетающихся в быстрые диалоги. На репертуар сильно влияет время, которое можно потратить на представление: как правило, у зрителей агитбригады или театра малых форм (го- стей фестиваля, праздника, дня малого села) нет возможности чинно просидеть пару часов в полнейшей тишине. Кроме того, актёры скованы самим форматом их коллектива: они, конечно, могут поставить что-то для души, но прежде всего обязаны реагировать на все более-менее значимые события, которые происходят в районе. Они - мастера на все руки: на сцене и поют, и танцуют, и произносят речи, а между выступлениями ещё и сочиняют сценарии на злободневные темы. По словам Татьяны, в Интернете редко находится что-то достойное. В основном сценарии приходится придумывать самим. - Как-то у меня всё буднично происходит — кладу руки на клавиатуру, и процесс идёт, - рассказывает Каткова. - Муза - барышня своевольная, дожидаясь её, можно бесплодно просидеть много времени - и в результате ничего не написать. Поэтому одно из основных моих умений - вызывать вдохновение именно в тот момент, когда оно необходимо. Кроме того, работать над сценарием значительно легче, когда хорошо знаешь актёров и представляешь их в образе. Роли пишутся под людей. Более того, частенько персонаж со сцены произносит реплики, вполне свойственные человеку, который его отыгрывает. Репетируют в «Оптимисте» мало - это не тот театр, который может позволить себе отшлифовывать выступление в течение длительного времени. Формат диктует свои законы: пока будешь доводить до совершенства все сцены, тема, которым они посвящены, может утратить свою актуальность. После двух-трёх репетиций актёры уже делают аудиозапись, которая потом будет служить им прекрасным подспорьем на выступлениях. - Мы - мобильный праздник на колёсах, - улыбается Татьяна. - Одна из главных задач нашего театра - проведение дней малого села в тех деревнях, где своих клубов. Попеть со взрослыми, поиграть с детьми, предложить какую-то развлекательную программу, интересную всем... Летом график таких выступлений бывает очень плотный. «ОПТИМИСТ» ВНОВЬ НАРОДНЫЙ 17 августа на областном смотре коллективов театров малых форм в Рязани «Оптимист» занял третье место, подтвердив звание народного. На суд строгого жюри артисты представили мини-спектакль, посвящённый 90-летию Рязанского района (именно его, кстати, увидели в конце августа гости фестиваля «Рязанский караваец»), - Первоначально мы готовили его ко Дню местного самоуправления. Потом вывезли на смотр. И на «Каравайце», как мне кажется, зрителям очень понравилось. Вот такое многоплановое представление получилось. Настоящий гимн нашему Рязанскому району, его труженикам, его истории, его жителям, - рассказывает Татьяна. - На смотрах мы всегда обмениваемся с коллегами наработками и сценариями. И этот сценарий я уже отдала, люди доработают его по своим реалиям, и он послужит ещё многим коллективам. Всегда приятно, когда материал, который мы придумываем, нравится другим. Ксения ЧАЙКОВА Газета "Рязанские зори" 13 сентября 2019 г. Другие события
|
Размер шрифта ААА
Архив новостей клубных учреждений по годампо районам |
© ГБУК РОНМЦ НТ Размер шрифта ААА
|
Минстерство культуры и туризма Рязанской области |