Рязанский областной научно-методический центр народного творчества |
|
Деятельность клубных учреждений Рязанской областиПЕШКОМ ПО САПОЖКОВСКОМУ УЕЗДУ
«Сапожковский уезд исстари отличается богатой и самобытной культурой», - так считала известный ученый-этнограф Наталия Ивановна Лебедева, еще в 1923 году посетившая наш край, чтобы собрать сведения по истории населенных мест, о средствах передвижения, обрядовой пище, а главное - изучить одежду и жилища. Особенно ее интересовал в этом плане Сапожок и его окрестности. Уроженка Рязани Лебедева - большой ученый, посвятившая жизнь созданию фундаментальных работ по истории, археологии и этнографии нашего края. Со дня рождения ее в этом году исполняется 125 лет. Не случайно Наталия Ивановна стремилась запечатлеть неповторимую красоту русской традиционной одежды. Она видела, что народный костюм выходит из обихода, и, пока не поздно, старалась собрать и зафиксировать одежду и отдельные ее детали, чтобы передать в музей с наиболее полным описанием. А музейные коллекции станут «живыми существами, полными дыхания жизни, смысла и значения». Поразительно, что, доехав до Шилова, молодой ученый (ей было 29 лет) дальше прошла пешком через Ибердь, Желудево, Авдонинку до границ Сапожковского уезда, а далее обследовала деревни Поляки, Черную Слободу, Лашмановку, Песочную, Васильевку, Кривель, Красное и Красный Угол. Посетив Морозо- вы-Борки, Сапчаково и Можары (все это входило в Сапожковский уезд), она отмечала, что особенно интересны здесь головные уборы и женские сапоги мордовского типа. В советский период по всей стране начались административно-территориальные преобразования. В Сапожковском уезде среди существенных изменений в жизни местных жителей Лебедева отметила рост мелких поселений, появление ряда хуторов под названиями в духе времени - Ленинский поселок, Заря Свободы, Ясная Поляна, Советская Поляна, Просвет, Успех. Их прежние наименования - Рехаловка, Нахаловка, Чирьевка, Завертяловка, явно данные потому, что их население было несимпатично людям. Опрашивать селян, записывать их рассказы, фотографировать было нелегко, поскольку они с недоверием относились к приезжим. Сапожок с его пригородными слободами порадовал богатством материала по костюму и оригинальными временными постройками- «кроватями». Здесь же на базаре Наталия Ивановна обнаружила «пониток» — ранее неизвестный исследователям вид мужской и женской одежды, имеющей иногда обрядовое значение. Через деревни Уда, Черная Речка она посетила точное место бытования этих предметов - Новокрасную Слободу недалеко от д. Самодуровка. Особенно интересный материал по одежде удалось получить в д. Александровка. Здесь крестьянки носили старинные рубашки с «окошечками», то есть с длинными рукавами, наверху которых было отверстие, чтобы просовывать руку и завязывать рукава сзади, когда нужно было выполнять хозяйственные обязанности. В этой же деревне - женский головной убор, представлявший новую форму рогов. Особенное впечатление произвел местный музей, созданный известным врачом и краеведом Павлом Петровичем Стахановым. (И сегодня преемник того музея - Сапожковский краеведческий - является визитной карточкой наших мест.) «Считая необходимым создание этнографического отдела при местном музее, зная, сколько драгоценных сведений могут дать местные люди, - писала Лебедева, - желая проверить собранный материал, я решила временно оставить юго-западную часть уезда и отправиться в однодворческий район». То есть в те селения, которые давно были заселены однодворцами - переселенцами из центральных и южных регионов, призванными на военную службу для защиты русских границ от татар. Это были прежние служивые люди, стрельцы, пушкари, плотники, пахотные солдаты, засечные сторожа, которые наряду с населением принимали активное участие в формировании этнического состава Рязанского края. По одежде, жилищу, поведению однодворцы очень отличались от местных. Но время для исследований было неспокойное: глушь, испортившаяся погода, бандиты на дорогах Сапожковского уезда заставили свернуть работу в этой местности. Относительно типов жилища в Сапожковском уезде Лебедева установила, что для ряда населенных пунктов был характерен северно-русский тип двора и избы, казалось, ушедший в область преданий. Но велико было и влияние юго-востока. Ею был изучен новый тип избы-пятистенки, делающей натиск на старый тип изб, которые существовали «искони». По одежде ученый выделила две группы. Женский комплекс включал красные и полосатые юбки, корсетки, шубки с белкой, фартук, надеваемый по талии («застилка»), белые без всякого украшения шушпаны, рубахи с прямыми вставками («Роликами») и откладным воротником, янтарные бусы. У мужчин это были поддевки, рубахи без всяких украшений и старинные шапки «гречневики». Вторая группа: местный комплекс одежды включал черные завой для обертки ног наподобие черных анучей или повил. Из другой обуви бытовали лапти с курками. Женщины носили синюю клетчатую паневу, нагрудники, шушпаны с богатыми затканками и головные уборы, в основе которых лежали рога. Для мужчин были характерны рубахи с примитивно прорезанным воротом, роскошно убранными по рукавам затканками и кружевами. Собранные материалы легли в основу работы «Материалы по народному костюму Рязанской губернии», опубликованной в 1929 г. в «Трудах общества исследователей Рязанского края». Они стали ценным источником для реконструкции истории заселения Рязанского края и формирования социального состава его жителей. В наш век высоких компьютерных технологий повседневная культура русских все больше нивелируется, и те различия в традициях, которые в прошлом сильно отличали жителей каждого поселения от их же соседей, постепенно стираются, а некоторые ушли навсегда. Тем интереснее обратиться к тому, что было характерно для культуры жителей Сапожковского уезда почти сто лет назад. Татьяна ВОРОНИНА, доктор исторических наук Газета "Сапожковские вести" 4 октября 2019 г. Другие события
|
Размер шрифта ААА
Архив новостей клубных учреждений по годампо районам |
© ГБУК РОНМЦ НТ Размер шрифта ААА
|
Минстерство культуры и туризма Рязанской области |