Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.

Деятельность клубных учреждений Рязанской области

«С ТВОРЧЕСТВОМ ИДТИ ПО ЖИЗНИ ЛЕГЧЕ»

О новшествах, появившихся в работе Туряатовского Дома культуры за послед­ний год, рассказала его художественный руководитель Татьяна МЕТЁЛКИНА.

Татьяна МЕТЁЛКИНА работает в этой должно­сти чуть больше года. За это время формат выступ­лений творческих коллек­тивов сильно изменился. И изменился, по мнению зрителей и самих артис­тов, в лучшую сторону.

ОТ ПЕСЕН И ТАНЦЕВ - К СЦЕНИЧЕСКОЙ ИГРЕ

По образованию Татья­на - руководитель народно­го хора. Но, как и многие другие, работает она не по специальности. У Метёлкиной есть опыт театральной деятельности, и именно он помог ей организовать ра­боту в Турлатовском ДК на новом, непривычном для всех уровне.

- Когда я сюда пришла, то увидела, что называет­ся, поле непаханое рабо­ты, - рассказывает Татья­на. - Но главное - здесь есть с кем, что называет­ся, «пахать»! Изначально, конечно, я просто при­сматривалась, изучала, как в Доме культуры проходят концерты и праздники. И уже тогда подумала, что надо привносить что-то новое, интересное.

Что может быть инте­ресным? По словам Татья­ны, она всегда старается поставить себя на место зрителя, взглянуть на про­исходящее его глазами, представить, что ещё хоте­лось бы увидеть.

И решение нашлось са­мо собой. Если раньше хо­ровой коллектив «Музы­кальные узоры» выходил на сцену и просто испол­нял песни, то теперь его члены ещё и разыгрывают небольшие театрализован­ные представления.

- Самой первой мы по­ставили сценку «Стирка» для прошлогоднего фести­валя «Рязанский караваец», - вспоминает Метёлкина. - В давние времена на долю женщин выпадало много тяжёлой монотон­ной работы. Но наши пра­бабушки никогда не забы­вали, что песня помогает жить и справляться с лю­быми тяготами. Поэтому и сценку мы поставили соот­ветствующую: деревенские бабы выходят с тазами и бельём, стирают и поют.

Получилось, на взгляд самих артистов, свежо, ин­тересно и очень оригиналь­но. Хор взрослых женщин в новом амплуа понравил­ся не Только зрителям, но также и самим исполните­лям (что для самодеятель­ности, наверное, даже важ­нее). Конечно, репетиции заняли немало времени - участницам надо было объяснить роль и характер её персонажа. Но результат определённо того стоил.

На сегодняшний день на счету самодеятельных коллективов Турлатовского Дома культуры - почти целый десяток разножан­ровых сценок и пять теат­рализованных концертов, которые приурочены к раз­ным праздникам - Дню пожилых людей, Дню матери, Новому году, празднику урожая. К этим мини-спек­таклям, в которых участву­ют в основном хористки «Музыкальных узоров», частенько присоединяются и дети из фольклорного ан­самбля «Подснежник», и танцоры из народного хо­реографического коллек­тива «Колечко».

- С маленькими детка­ми вообще очень интерес­но работать, - улыбается Татьяна. - А уж когда они вживаются в роль, понима­ют, как её сыграть... От них идёт огромная отдача. Это очень здорово! И знаете, я заметила, что зрителей у нас с каждым спектаклем становится всё больше. Многие перед праздником интересуются: «Так, а что-нибудь новенькое придума­ли?» Поэтому мы стараем­ся порадовать публику чем- то оригинальным. Уходя с наших представлений, все благодарят, но также гово­рят: «Мало!» И это, наряду с аплодисментами, - самая большая для нас награда!

Теперь даже «класси­ческий» формат выступле­ния - когда творческий коллектив в красивых ко­стюмах просто стоит и поёт - интересно обыгры­вается: например, хорист­ки выходят, раскланиваясь друг с другом, или делают расходки.

КАК СЫГРАТЬ ЛЕНТЯЯ?

Для постановки спек­такля, пусть даже неболь­шого, нужно очень многое. Прежде всего - идея. Зача­стую её подаёт само время (например, коллективы ДК готовятся к празднику). Однако бывает и так, что на интересную мысль мо­жет натолкнуть случайная строчка, анекдот, жизненный случай. Чтобы поста­новка была интересной, очень важны герои - они должны быть похожи на кого-то, чтобы зритель ви­дел не каких-то «нежиз­ненных» персонажей, а уз­навал: «О, у меня сосед так делает! Ба, а этот - ну со­всем как я!». Но тут очень важно не перегнуть палку: образ ни в коем случае не должен на все сто процен­тов копировать или паро­дировать настоящего чело­века, ибо это может быть обидно и оскорбительно. Часто актёры сами что-то придумывают для своих персонажей, импровизи­руют и сочиняют - это только приветствуется.

Нет работы без сложно­стей. А тем более, если это творческая работа с людь­ми. Некоторые актёры не всегда могут отделить себя от персонажа и отказываются от ролей, боясь, что зрители осудят или осмеют их.

- Когда человек вжива­ется в роль - это замеча­тельно, - рассуждает Тать­яна. - Но не всем легко да­ётся осознание, что окру­жающие не изменят свое­го к тебе отношения, даже если ты на сцене изобра­зишь лентяя или распустё­ху. Люди, знающие тебя, будут по-прежнему к тебе относиться. Мы - те, кто мы есть. Мы вживаемся в роль и оставляем личные эмоции за кулисами.

ЗАЧЕМ НА СЦЕНЕ ТАЗ?

Для спектакля необхо­димы костюмы и реквизит. Бабушкины сундуки и шка­фы частенько выручают ар­тистов: где ещё можно най­ти старенький халат, теле­фонный аппарат с диском, доску для стирки или таз? Таз, к слову, личный, Тать­янин. Он сопровождал свою хозяйку во время переездов с одного места жительства на другое, пока не оказал­ся, наконец, в закромах Турлатовского ДК и не принял на себя почётную роль сце­нического реквизита.

Хористки уже в совер­шенстве освоили технику скоростного переодевания и меняют наряды между номерами с быстротой про­фессиональных артистов. Не обходится порой и без казусов: однажды кто-то из женщин, уйдя со сцены, за­был отключить микрофон гарнитуры, и во время сле­дующего номера зрители отлично слышали и встреча­ли смехом её команды под­ругам: «Ну, переодевайся быстрее, мы не успеваем!».

- Иногда мне хочется просто взять камеру и снимать на виде абсолютно всё - и репетиции, и выс­тупления, чтобы создавать архив и пересматривать потом время от времени, - рассказывает Татьяна. - Столько смешных, забавных и милых случаев про­исходит! Помню, когда мы ставили «Стирку», я по ходу действия якобы в сердцах таз бросала. Нам всем ужасно смешно было, мы хохотали во время репетиций, а одна женщина все­гда вздрагивала от этого звука, хотя прекрасно зна­ла, в какой момент таз по­летит. А сколько таких мо­ментов уже забылось...

Газета "Рязанские зори"

Размер шрифта ААА

Архив новостей клубных учреждений по годам

по районам


© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области