Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.

Деятельность клубных учреждений Рязанской области

«ВСЁ, ЧТО Я ДЕЛАЮ, - НЕ ЗРЯ»

Театр костюма «Кокетка» Подвязьевского Дома культуры - один из самых известных и, пожалуй, самых необычных театров нашего района. Об истории его создания, достижениях и особенностях рассказала создатель и идейный вдохновитель этого коллектива Наталья СЕКАЧ.

НЕНУЖНОЕ - НЕ МУСОР

Для театра стало доброй традицией использование в коллекциях не только тка­ни, но ц множество других необычных материалов. Как-то раз на ярмарке мер­ного лоскута в Иванове На­талья увидела упаковочную материю - белую, никому не нужную и брошенную на землю, чтобы вытирать но­ги. Ее никто не жалел (тем более для рязанской гос­тьи), поэтому Секач увезла оттуда три огромные сум­ки с этим материалом. Вот так никому не нужный му­сор, дополненный мереж­ками, жемчугом и макраме, превратился в коллекцию костюмов и стал основой для мини-спектакля «Бе­лые грёзы - девичьи слё­зы». С ним мастерицы по­лучили Гран-при на оче­редной «Есенинской Руси».

Когда «Кокетка» стала приобретать известность, многие, узнав о таком не­обычном коллективе, захо­тели войти в состав труп­пы. Но быть членом театра костюма непросто: нужно не только наряжаться в кра­сивые платья и эффектно дефилировать по сцене, но и много трудиться - ведь одежда сама себя не со­шьёт. Поэтому в «Кокетке» оставались только самые преданные делу создания коллекций.

ГЛАВНОЕ - РУБАХА

- Когда мы начали зани­маться народным костю­мом, я поняла, что исчер­пать этот источник вдохновения нереально, - призна­ётся Секач. - Там столько .идей, элементов, за кото­рые можно уцепиться и со­здать на их основе целую коллекцию! Вот уже почти 20 лет мы работаем, а пла­нов и замыслов у нас до сих пор хоть отбавляй.

«Начало начал» женско­го русского костюма - ру­баха. Универсальная вещь: ведь крепко сшитое изде­лие женщина могла носить начиная лет с шестнадцати и до самой старости. Выра­ботанный веками покрой этой вещи универсален и позволяет рубахе удачно «сесть» на любую фигуру, скрывая недостатки и под­чёркивая достоинства.

- И тогда я поняла, что это отличная основа для ко­стюмов. Если мы будем де­лать одежду такого кроя, то её смогут надевать женщи­ны самого разного телосло­жения, - рассказывает Се­кач. - Есть у нас подрост­ковая коллекция «Расти, се­стрица». И, поверьте мне, взрослые женщины смотрятся в этих нарядах ни­чуть не хуже подростков!

Прелесть народных мо­тивов ещё и в том, что они существуют как бы вне мо­ды, вне времени и вне кон­куренции стилей. Актуаль­ности своей они не потеря­ют никогда.

На сегодняшний день в «Кокетке» занимается бо­лее 50 человек от трёх до восьмидесяти лет, поэтому с поиском моделей для по­каза очередной коллекции проблем никогда не возни­кает. Вопрос со временем куда сложнее. Некоторые наряды можно сделать бы­стро (Наталья порой созда­ёт по одному костюму в день), другие требуют дол­гого кропотливого труда. К примеру, создание го­ловных уборов, украшен­ных семечками, для кол­лекции «Модная фантазия о прекрасной Азии» заняло больше полугода. Если на­ступает цейтнот - театр го­товится к очередному кон­курсу, - то на создание 6-7 комплектов может уйти око­ло трёх недель.

После показов наряды не отправляются в дальний сундук на радость мышам и моли. Одни костюмы уме­лые руки участниц «Кокет­ки» модернизируют и пере­делывают, даря уже неак­туальным моделям новую жизнь, другие - объединя­ют по цвету и стилю и со­здают совершенно новые коллекции. Время не поща­дило лишь самые первые платья, те самые, сшитые вручную из полиэтилено­вых скатертей. А вот «Озорные джинсы» целы и ждут своего часа - вскоре им предстоит переделка.

ОТ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ К НАШЕМУ ВРЕМЕНИ

Русский народный кос­тюм, безусловно, весьма красив, но современность диктует свои правила. «Ко­кетка» им подчиняется: в очень многих нарядах мож­но спокойно ходить по ули­цам и при этом не выгля­деть ни белой вороной, ни выходцем из XVII столетия.

- Последняя коллекция, которую мы показывали на «Окских сезонах», называ­ется «Магия бордо», - рас­сказывает Наталья. - Она абсолютно «носибельная»: я хожу в ней с удовольстви­ем, и остальные женщины охотно берут для выходов. Да, бывает, что на нас ог­лядываются на улицах, но оглядываются с приятным удивлением и восхищени­ем, а не крутя пальцем у виска. Конечно, обидно де­лать вещи, которые пригод­ны только для того, чтобы выходить в них на сцену или повесить в шкаф и лю­боваться. Хочется, чтобы в наши модели наряжались и носили их с радостью.

ЕЩЁ ОДИН ПРОЕКТ

 Когда начинаешь раз­виваться в направлении на­родной культуры, то пони­маешь, что она неделима: ограничиться только костю­мом или только интерьером практически невозможно, - говорит Наталья. - Хочется гармонично соединять всё это в единое целое, ведь оно так или иначе взаимосвяза­но. Поэтому появился театр «Плетеница». У нас были костюмы и интерьеры. Ло­гично было бы во всём этом петь и танцевать.

«Плетеница» чрезвы­чайно ловко переплетает (отсюда и название) совре­менность и народные тра­диции, новшества и теат­рализацию. Репертуар очень широк - не хватает разве что арий из опер и оперетт.

Просто выйти и спеть песню - это довольно скуч­но, решили актёры. Поэто­му на сцене во время выс­туплений проводят обряды и танцуют. Именно поэтому «Плетеница» - не вокаль­ный ансамбль, а театр пес­ни. Он организован в 2012 году, а в сентябре 2019 впер­вые (и, хочется верить, что навсегда) получил звание народного художественно­го любительского коллекти­ва Рязанской области. В его выступлении приняла уча­стие и «Кокетка».

- Мы даём понять, что нельзя оторвать традицию от песни, от культуры в це­лом, - подытоживает Ната­лья. - И она может жить не только там, в старине. Её можно перетянуть в совре­менность, и она будет выг­лядеть свежо, стильно и ин­тересно. А главное - все мы получаем от нашего творче­ства огромное удовольствие.

БЫЛ ЕЩЕ СЛУЧАИ

Коллекция «Модная фантазия о прекрасной Азии» создавалась долго - больше всего вре­мени заняло кропотливое наклеивание косто­чек слив, вишен и других ягод-фруктов на го­ловные уборы. Но, увы, полюбоваться входя­щими в коллекцию нарядами в полной комп­лектации теперь вряд ли получится: не испы­тывающие никакого почтения к ручной рабо­те мыши здорово попортили две шапки, убран­ные на хранение. Бессовестных грызунов не смутила даже несъедобная золотая краска, которой покрыли головные уборы мастерицы. Но ещё до этого прискорбного инцидента «Модная фантазия о прекрасной Азии» отлич­но послужила своим создательницам: в 2006 году она завоевала Гран-при на конкурсе го­ловных уборов «Шапо» в Москве и заслужила высокую оценку Вячеслава ЗАЙЦЕВА.

Газета "Рязанские зори"

Размер шрифта ААА

Архив новостей клубных учреждений по годам

по районам


© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области