Рязанский областной научно-методический центр народного творчества |
|
Деятельность клубных учреждений Рязанской области«ВСЁ, ЧТО Я ДЕЛАЮ, - НЕ ЗРЯ»Театр костюма «Кокетка» Подвязьевского Дома культуры - один из самых известных и, пожалуй, самых необычных театров нашего района. Об истории его создания, достижениях и особенностях рассказала создатель и идейный вдохновитель этого коллектива Наталья СЕКАЧ. НЕНУЖНОЕ - НЕ МУСОР Для театра стало доброй традицией использование в коллекциях не только ткани, но ц множество других необычных материалов. Как-то раз на ярмарке мерного лоскута в Иванове Наталья увидела упаковочную материю - белую, никому не нужную и брошенную на землю, чтобы вытирать ноги. Ее никто не жалел (тем более для рязанской гостьи), поэтому Секач увезла оттуда три огромные сумки с этим материалом. Вот так никому не нужный мусор, дополненный мережками, жемчугом и макраме, превратился в коллекцию костюмов и стал основой для мини-спектакля «Белые грёзы - девичьи слёзы». С ним мастерицы получили Гран-при на очередной «Есенинской Руси». Когда «Кокетка» стала приобретать известность, многие, узнав о таком необычном коллективе, захотели войти в состав труппы. Но быть членом театра костюма непросто: нужно не только наряжаться в красивые платья и эффектно дефилировать по сцене, но и много трудиться - ведь одежда сама себя не сошьёт. Поэтому в «Кокетке» оставались только самые преданные делу создания коллекций. ГЛАВНОЕ - РУБАХА - Когда мы начали заниматься народным костюмом, я поняла, что исчерпать этот источник вдохновения нереально, - признаётся Секач. - Там столько .идей, элементов, за которые можно уцепиться и создать на их основе целую коллекцию! Вот уже почти 20 лет мы работаем, а планов и замыслов у нас до сих пор хоть отбавляй. «Начало начал» женского русского костюма - рубаха. Универсальная вещь: ведь крепко сшитое изделие женщина могла носить начиная лет с шестнадцати и до самой старости. Выработанный веками покрой этой вещи универсален и позволяет рубахе удачно «сесть» на любую фигуру, скрывая недостатки и подчёркивая достоинства. - И тогда я поняла, что это отличная основа для костюмов. Если мы будем делать одежду такого кроя, то её смогут надевать женщины самого разного телосложения, - рассказывает Секач. - Есть у нас подростковая коллекция «Расти, сестрица». И, поверьте мне, взрослые женщины смотрятся в этих нарядах ничуть не хуже подростков! Прелесть народных мотивов ещё и в том, что они существуют как бы вне моды, вне времени и вне конкуренции стилей. Актуальности своей они не потеряют никогда. На сегодняшний день в «Кокетке» занимается более 50 человек от трёх до восьмидесяти лет, поэтому с поиском моделей для показа очередной коллекции проблем никогда не возникает. Вопрос со временем куда сложнее. Некоторые наряды можно сделать быстро (Наталья порой создаёт по одному костюму в день), другие требуют долгого кропотливого труда. К примеру, создание головных уборов, украшенных семечками, для коллекции «Модная фантазия о прекрасной Азии» заняло больше полугода. Если наступает цейтнот - театр готовится к очередному конкурсу, - то на создание 6-7 комплектов может уйти около трёх недель. После показов наряды не отправляются в дальний сундук на радость мышам и моли. Одни костюмы умелые руки участниц «Кокетки» модернизируют и переделывают, даря уже неактуальным моделям новую жизнь, другие - объединяют по цвету и стилю и создают совершенно новые коллекции. Время не пощадило лишь самые первые платья, те самые, сшитые вручную из полиэтиленовых скатертей. А вот «Озорные джинсы» целы и ждут своего часа - вскоре им предстоит переделка. ОТ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ К НАШЕМУ ВРЕМЕНИ Русский народный костюм, безусловно, весьма красив, но современность диктует свои правила. «Кокетка» им подчиняется: в очень многих нарядах можно спокойно ходить по улицам и при этом не выглядеть ни белой вороной, ни выходцем из XVII столетия. - Последняя коллекция, которую мы показывали на «Окских сезонах», называется «Магия бордо», - рассказывает Наталья. - Она абсолютно «носибельная»: я хожу в ней с удовольствием, и остальные женщины охотно берут для выходов. Да, бывает, что на нас оглядываются на улицах, но оглядываются с приятным удивлением и восхищением, а не крутя пальцем у виска. Конечно, обидно делать вещи, которые пригодны только для того, чтобы выходить в них на сцену или повесить в шкаф и любоваться. Хочется, чтобы в наши модели наряжались и носили их с радостью. ЕЩЁ ОДИН ПРОЕКТ Когда начинаешь развиваться в направлении народной культуры, то понимаешь, что она неделима: ограничиться только костюмом или только интерьером практически невозможно, - говорит Наталья. - Хочется гармонично соединять всё это в единое целое, ведь оно так или иначе взаимосвязано. Поэтому появился театр «Плетеница». У нас были костюмы и интерьеры. Логично было бы во всём этом петь и танцевать. «Плетеница» чрезвычайно ловко переплетает (отсюда и название) современность и народные традиции, новшества и театрализацию. Репертуар очень широк - не хватает разве что арий из опер и оперетт. Просто выйти и спеть песню - это довольно скучно, решили актёры. Поэтому на сцене во время выступлений проводят обряды и танцуют. Именно поэтому «Плетеница» - не вокальный ансамбль, а театр песни. Он организован в 2012 году, а в сентябре 2019 впервые (и, хочется верить, что навсегда) получил звание народного художественного любительского коллектива Рязанской области. В его выступлении приняла участие и «Кокетка». - Мы даём понять, что нельзя оторвать традицию от песни, от культуры в целом, - подытоживает Наталья. - И она может жить не только там, в старине. Её можно перетянуть в современность, и она будет выглядеть свежо, стильно и интересно. А главное - все мы получаем от нашего творчества огромное удовольствие. БЫЛ ЕЩЕ СЛУЧАИ Коллекция «Модная фантазия о прекрасной Азии» создавалась долго - больше всего времени заняло кропотливое наклеивание косточек слив, вишен и других ягод-фруктов на головные уборы. Но, увы, полюбоваться входящими в коллекцию нарядами в полной комплектации теперь вряд ли получится: не испытывающие никакого почтения к ручной работе мыши здорово попортили две шапки, убранные на хранение. Бессовестных грызунов не смутила даже несъедобная золотая краска, которой покрыли головные уборы мастерицы. Но ещё до этого прискорбного инцидента «Модная фантазия о прекрасной Азии» отлично послужила своим создательницам: в 2006 году она завоевала Гран-при на конкурсе головных уборов «Шапо» в Москве и заслужила высокую оценку Вячеслава ЗАЙЦЕВА. Газета "Рязанские зори" 25 октября 2019 г
Другие события
|
Размер шрифта ААА
Архив новостей клубных учреждений по годампо районам |
© ГБУК РОНМЦ НТ Размер шрифта ААА
|
Минстерство культуры и туризма Рязанской области |