Рязанский областной научно-методический центр народного творчества

Деятельность клубных учреждений Рязанской области

Дорогие мои, хорошие...

Удивительные встречи да­рят подчас журналист­ские командировки. В одной из недавних поездок нам посчастливилось пообщаться с Василием КАШАЕВЫМ - на­шим коллегой, человеком, ко­торый посвятил себя изучению родной пителинской земли. Василий Валентинович рабо­тает заместителем главного редактора районной газеты «Сельская жизнь», пишет сти­хи и прозу, руководит литера­турным клубом при местной библиотеке, занимается крае­ведением. Он - почетный граж­данин Пителинского района, член Союза писателей России. А еще Василий Кашаев - иссле­дователь творчества писате­ля Бориса Можаева, уроженца пителинской земли. Сегодня мы в сокращении публикуем очерк Василия Кашаева о пителинцах, чьи образы из реаль­ной жизни перекочевали на страницы произведений Бори­са Можаева, став прототипа­ми самобытных литературных героев.

Сердце Бориса Андрееви­ча Можаева перестало биться 2 марта 1996 года. Писатель, публицист, сценарист, который в своем творчестве неоднократ­но обращался к преданиям и историческим событиям родно­го края, к непростым, а порой и трагическим судьбам одно­сельчан.

В УГЛУ НА МОТКАХ

Действительно, трудно пере­числить, сколько ярких и само­бытных образов своих земля­ков показал писатель в статьях и документальных очерках, ро­мане «Мужики и бабы» (хрони­ке событий 1929-1930 годов, имевших место на пителинской земле), в повестях и расска­зах из книги «Старые истории» (1978 г.).

[...]

Книгу «Старые истории» от­крывает нашумевшая в свое вре­мя повесть «Живой» (впервые опубликована под названием «Из жизни Федора Кузькина» в журнале «Новый мир» в июле 1966-го).

[...]

Один из снимков, поме­щенных в посмертное изда­ние писателя «Земля ждет хо­зяина» (2003), снабжен под­писью: «Б. Можаев с земляком (прототип Федора Кузькина, повесть «Живой»)». Имеется в виду бывший начальник Савро-Мамышевской пристани Петр Кузьмич Юняков. Он и послужил прообразом Федора Кузькина - поначалу комичного и незадач­ливого колхозника, но по мере прочтения текста все более вы­зывающего уважение своим бес­корыстием, бойкостью характе­ра и природной смекалкой.

Впрочем, о повести «Жи­вой» написаны десятки литера­туроведческих статей. Поэтому перейдем к рассказам книги. Все они в той или иной степени отражают реальное прошлое и географию родного для писате­ля пителинского края.

Еще с юношеской поры меня привлек занятный сюжет расска­за «Как мы отдыхали» (1969). Автор ясно указывает, где про­исходит этот отдых: «В углу на Мотках... Возле самой реки. Ну, там, где стол выкопан». И в са­мом деле, на берегу реки Мокша имелся круглый земляной «стол» (за него садились, опуская ноги в открытую кольцевую траншейку). Однажды там, «в углу на Мотках», вместе с Борисом Можаевым отдыхал и его друг Александр Солженицын.

Главные персонажи рассказа легко расшифровываются. Иван Батурин - это председатель кол­хоза имени Парижской комму­ны, кавалер ордена Ленина Иван Михайлович Шашурин, Влади­мир Гладких - 2-й секретарь Пителинского райкома КПСС Владимир Васильевич Сизых, Семен Бородин - двоюродный брат писателя Иван Иванович Можаев.

[...]

Широко представлена родня писателя в рассказе «Домой на побывку» (1970): его тетки по отцу, кузены и племянницы, се­мья Ивана Ивановича Можаева практически в полном составе. Правда, и здесь требуется опре­деленная расшифровка. Рассказ насыщен событиями местной жизни, передает родовые преда­ния, щедро приправлен острым, порой по-деревенски грубова­тым юмором.

НЕ СЛОМЛЕННАЯ ДУХОМ СТАРИЦА

С большим участием и сим­патией поведал Борис Андреевич о трудной, полной мытарств и незаслуженных обид судьбе уро­женки д. Марьевка Анны Ива­новны Прохоровой («Старица Прошкина», 1966). Она рано оси­ротела, батрачила на барыню. После революции стала актив­ной сторонницей нового строя. Муж - «смирный мужик, но из себя так, лядащий» - бросил ее. Вот как об этом вспоминает ге­роиня рассказа:

«Меня уж тут во всей округе знали... Выбрали в комбед. Днем работаешь - вечером на собра­нии. А тут еще в ликбез посту­пила. То учишься, то заседаешь. И стали над моим мужиком на­смехаться: «Не баба при тебе, а ты при ней состоишь».

Прохорова пережила семей­ную трагедию. Вступила в пар­тию, работала в райцентре культорганизатором. После окончания двухгодичной партшколы возглавила в 1930-е колхоз име­ни Блюхера (д. Кононовка) - прежнего председателя убили кулаки. Позже от их рук погиб и юный помощник Анны Иванов­ны, секретарь сельсовета и ком­сорг Филипп Панов.

Грозили смертью и самой председательше, но запугать не смогли. Тогда против деятель­ного руковдителя пошли в ход другие средства. По ложному до­носу Прохорова попала под суд, отсидела десять лет в тюрьме. Вернувшись в родные края, об­наружила, что дом ее сожгли и что никто тут ее не ждет.

Волевая женщина не отсту­пила перед обстоятельствами - вырыла землянку, сама и печ­ку сложила, и нехитрую мебель смастерила. Постепенно завела домашнюю птицу, небольшую пасеку. Все лучше, чем в доме ин­валидов. «Там от безделья да от тоски помрешь. А тут сама себе хозяйка...» - рассуждает она.

[]

Годы страданий и лишений превратили прежнюю бой-бабу в диковатую отшельницу, но не сломили ее твердый дух, стрем­ление во всяком деле добиваться правды и справедливости.

[…]

До конца своих дней Анна Ивановна Прохорова придержи­валась этой по-большевистски прямолинейной установки, сиг­нализируя районным и област­ным властям о замеченных фак­тах хищения народного имуще­ства, разгильдяйства, халатно­сти. Действовала так, невзирая на оскорбления и угрозы в свой адрес (однажды ее халупу по­дожгли). Умерла она 1 февраля 1974 года в возрасте 80 лет.

ТИХОН КОЛОБУХИН И ДРУГИЕ

Таким же правдоискателем, Жак и старица Прошкина, выве­ден Можаевым герой рассказа «Тихон Колобухин» (1970). Чело­век, высоко ценящий благород­ный крестьянский труд на земле, взялся посадить и вырастить колхозный сад и блестяще справил­ся с этой задачей. Но наступает время, когда он не может боль­ше мириться с тем, как бездум­но и самоуправно, во вред обще­му делу, распоряжается плодами кропотливого труда его бригады колхозное руководство.

Тихон не сдается, не молчит, остро выступает на правлении. Когда же понимает, что его «не услышали», развешивает на вид­ных местах листки «народного контроля». Ставшего неугодным садовода снимают с работы и от­правляют на пенсию.

[…]

А вот зарисовка сада воз­ле дома Колобухина: «И каких только чудес нет в этом саду! Тут тебе и малина величиной с кулак, и фрукты-ягоды, похо­жие сразу и на вишню, и на ря­бину - и кислят, и сластят, и во рту тают. И груши с яблоками растут на одном дереве. А под окном дальневосточный лимон­ник переплетается с виноградом «Мадлен-Анжевин».

[...]

Прообразом Тихона Колобу­хина послужил замечательный садовод колхоза им. Парижской коммуны Филипп Сергеевич Кат­ков (1907-1984). Будучи энтузиастом своего дела, он вел активную переписку с Ленинградским институтом растениеводства, главным ботаническим садом Академии наук СССР, садово­дами Рязанщины и других ре­гионов. На своем приусадебном участке в открытом грунте выра­щивал виноград четырех сортов и арбузы. Тогда, в начале 1950-х, это выглядело диковинкой.

[...]

А героя рассказа «Симпати­ческие письма» (1982) я угадал и по описанию места его прожива­ния, и, главное, по внешности:

«Меня встретил возле дома здоровенный мужчина, шири­ной в два обхвата. Седеющие волосы непробиваемой, как ба­ранья шуба, густоты спадали на лоб по самые брови и придавали его широкому скуластому лицу выражение угрюмой нелюди­мости... Руки лежат на коленях, пальцы отдают вороненым бле­ском и согнуты, как зубья кон­ных граблей. Серая рубаха по­верху расстегнута, кажется, что ее и не натянешь на эту камен­ную бугристую грудь».

Таков портрет Ивана Горбу­нова. По нему и по удивительно точно переданной писателем ин­тонации речи персонажа тут же вспомнился мне богатырского сложения механик Пителинской ПМК Дмитрий Константинович Грибков, с которым довелось когда-то вместе работать. Да, глыба был человек! И характе­ром - основательным и незави­симым - под стать внешности.

Увы, нет уже никого из того сонма самобытных, сметливых, а в чем-то трогательно наивных земляков-тружеников. Но оста­ются они еще в памяти люд­ской и в явь живыми предстают в художественных образах на страницах можаевских произ­ведений.

Газета "Рязанские ведомости"

21 августа 2020 г.

Размер шрифта ААА

Архив новостей клубных учреждений по годам

по районам


© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области