Рязанский областной научно-методический центр народного творчества |
|
Деятельность клубных учреждений Рязанской областиРаботники культуры в поисках исторического наследияУчастники круглого стола, прошедшего в читальном зале Старожиловской библиотеки, за основу своих выступлений взяли важные проблемы сохранения и развития древних населённых пунктов на территории района. Приветствуя собравшихся, заместитель главы администрации района по экономике и социальным вопросам Мария Салахова рассказала о волонтёрском десанте, расчищавшем в селе Столицы территорию возле сохранившегося здания игольной фабрики, являющегося объектом исторического наследия регионального значения. Мария Николаевна выразила надежду, что и встреча за круглым столом в рамках III Форума древних городов будет полезной и значимой. - В нынешних условиях пандемии коронавируса сегодняшний круглый стол проходит в особенном формате, - сказала модератор встречи, директор Старожиловской библиотеки Марина Боровова. - На повестке четыре выступления наших спикеров. СОХРАНЯЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ Главный методист центральной библиотеки Любовь Захарова отметила, что Старожиловский район обладает уникальными историческими памятниками, среди которых несколько грандиозных памятников архитектуры XVIII-XIX веков. - Это и усадебно-промышленный комплекс Хлебниковых-Полторацких в селе Истье, и усадебно-промышленный комплекс в селе Коленцы, и комплекс строений игольной фабрики в селе Столицы, и усадебно-промышленные комплексы строений фон Дервизов в рабочем посёлке Старожилово и в деревне Соха, - сказала Любовь Алексеевна. И это далеко не полный перечень памятников и исторических мест нашего района, дающий поле деятельности для сотрудников сельских библиотек по изучению и сохранению историко-культурного наследия. - Для библиотек района краеведение уже несколько десятилетий является важнейшим направлением деятельности, - продолжила Любовь Захарова. - За это время накоплен обширный материал по истории родного края. Каждая библиотека района имеет краеведческий отдел. Библиотекари активно занимаются поисково-исследовательской работой, собирают воспоминания старожилов, изучают историю сёл и деревень, ведут летопись населённых пунктов, выявляют выдающихся людей, рождённых на нашей земле... КАК РАЗВИТЬ ТУРИЗМ В РАЙОНЕ О развитии туризма в районе, имеющем немало интересных исторических и архитектурных объектов, рассказала методист по туризму районного клубного объединения Олеся Васильева. Акцентируя внимание участников круглого стола на множестве составляющих для открытия интересных туристических маршрутов, выступающая отметила, что отсутствие инфраструктуры является сдерживающим фактором развития туристической индустрии в нашем районе. При этом специалист рассказала о своих наработках по созданию туристического кластера, «В гостях у Дервизов» и другом. О РОДИНЕ РУССКИХ ИГОЛОК Раскрывая тему родины русских иголок, методист Шелковского СДК Ирина Ермаченко сказала: - Наше село в летописях упоминается так: «Столпянское городище, ранний железный век XI-XVI веков... Академик, археолог A.JL Монгайт отождествляет древнерусский слой городища и его укрепления с древнерусским городом Ожск, впервые упомянутом в летописи под 1207 годом». В грамоте 1567 года о нашем селе говорится так: «...деревня Столицы, на реке Проня при устье речки Итья, вотчина Рязанского владыки. Живут владычные бортники». Такой же промысловой деревушкой Столпцы значатся и по писцовой книге 1628-1629 годов. В то время деревня насчитывала 5 крестьянских дворов, 6 бобыльских и 6 пустых дворовых мест. Обитатели её по-прежнему добывали в бортном лесу душистый мёд диких пчёл и ловили в озёрах рыбу для рязанского епископа и его двора. На изобиловавших рыбой реках устраивались многочисленные бобровые гоны. Со строительством игольной фабрики в Столицах значительно изменилась жизнь. Интересный рассказ Ирины Ермаченко прозвучал о кулачных боях, которые были положены в этих местах возле Столпянской игольной фабрики. Воспоминания о них из поколения в поколение передаются местными жителями. КУЛАЧНЫЕ БОИ По рассказам старожилов, бои на фабрике начались давно. Сначала бились рабочие цеха на цех - «горнозаводские» с «мещеряками». На такое разделение были свои причины. Первые составляли особый квалифицированный пласт рабочих, пользовавшихся некоторыми привилегиями от фабрики, а вторые, будучи переселены барином из крепостной своей деревни в лесах Мещеры, находились на правах чернорабочих. Различие в положении создавало рознь между обеими категориями. И это всячески поддерживалось в своих целях администрацией фабрики, а вместе с тем, на потеху себе, ею всячески поощрялись кулачные бои, которые постепенно входили в порядок жизни фабрики. Спустя некоторое время объединённые фабричные рабочие пошли на состязание с крестьянами села Столпцы. Потом команды распределялись по церковным приходам - в одной из села Столпцы, а в другой все остальные соседские поселения: Мелекшино, Аристово, Лучинск, с сохранением отличительных боевых названий. Для первых - « фабричные чижи», а для вторых - «ягуны». И с этого момента бои уже проходили один раз в год - на Масленицу. Изменилось и место боя. Вместо моста через речку Итья между Столицами и Татар- кино облюбовали другой мост - через овраг с речушкой Винотор, разделяющий Татаркино и Мелекшино. Место, с точки зрения кулачных боёв, лучше желать нечего - «и смотреть хорошо - с горы весь ход боя, как на ладони, и биться удобно - как в котле, пятиться некуда. А если надо стенкой навалиться - тоже с горы подсобно. Бои начинались обычно в первый день Масленицы и продолжались всю неделю. До пятницы бились вечерами с участием главным образом молодёжи. А с пятницы, когда наступала широкая Масленица, бои проходили днём, в открытую, так сказать, и продолжались обычно до сумерек. В них участвовали уже все боевые силы деревень. Открывали кулачный бой по традиции подростки 12-15 лет. Затем к ним присоединялась взрослая молодёжь, так называемые «женихи». А под вечер, в самый разгар боя, вступали все - и старые, и молодые, в ком кипела «удаль молодецкая». В боевую свалку, не утерпев, втискивались и посторонние - любопытные, приехавшие поглазеть из окрестностей, гости. Всем был приём безотказный. Число бойцов обычно доходило до нескольких сот, а в иные годы и до тысячи. На Виноторе собиралось море людей, словно в древнем Колизее. По взгоркам и наверху оврага тысячная толпа любопытных - дети, бабы, девки, парни, мужики, седобородые старики... Яблоку упасть негде. Все наряжены «по-масленичному» - платки, шубы, шарфы пестреют разными цветами. Внизу, в котловине, обняв мост, «кишали» бойцы разных возрастов, стенками бросаясь друг на друга... Пар валит от бойцов столбом, будто из бани. Там и сям, вне строя, видны раненые: у кого нос кровью истекает, кто за бок держится, кто глазом не проглянет. От говора, движения и выкриков бойцов, от ударов гул стоял над котловиной Винотора... Вот сломлена одна из сторон, побежала... Начинался гон беглецов победителями вдоль всей деревни, пока несчастные не попрячутся, как мыши по задворкам своих хат или у знакомых. Однако торжество победителей продолжалось недолго. Позор за побеждённых поднимал глубокие резервы деревни. Из изб выскакивали почтенного возраста бородачи, старики, и откуда-то как из земли, вырастал матёрый боец. За ними, оставляя засаду, спешили ободрённые побитые бойцы. Начиналось обратное наступление - картина менялась - гнали уже, беспощадно избивая, победителей. И так с переменным успехом, лишь наступающая вечерняя темнота вносила перемирие и откладывала бой до следующего дня. В традициях кулачных боёв существовали некоторые условности, которые обязаны были соблюдать бойцы. В их числе - не бить лежачего, не одевать на руки и не брать в руки тяжеловесных или острых предметов - кастетов, гирь и т. д. Нарушители правил подвергались лишению права участия в боях, а чаще избивались соперниками. У каждой стороны были свои премированные бойцы-силачи, которых держали в резерве, выпуская только в определённые моменты. За такими бойцами всячески ухаживали: поили вином, угощали, а иногда даже дарили целого барана. Особой известностью тогда пользовался боец по прозвищу Канун. Вспоминая его, старые любители боёв идеализировали его силу по-былинному, считая его чуть ли не богатырём. О ФРОНТОВИКАХ И СТАРИННОМ СЕЛЕ Ведущий библиотекарь из Истья Светлана Зверева рассказала о работе библиотеки к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Она отметила, что на протяжении трёх лет в рамках проекта «Нам жить и помнить!» библиотекари вели большую исследовательскую и поисковую работу, направленную на увековечение памяти земляков, ушедших на защиту Родины в годину испытаний. - В первый год проекта совместно с читателями- волонтёрами, на основе списков участников Великой Отечественной войны нашего Истьинского поселения, мы создали электронную версию книги «Имя тебе - Победитель», о наших земляках, встретивших Победу, - рассказывает Светлана Анатольевна. По словам выступающей, во второй год реализации проекта в марте 2019-го библиотекари совместно с волонтёрами (пенсионерами, детьми, членами клуба «Ветеран»), провели презентацию 9-го тома областной книги «Солдаты Победы», участвовали в историко-краеведческой акции «Солдаты Победы истьинской земли». Они сверяли имена, устраняли опечатки, неточности, ошибки. 8 мая 2018 года учителя школы, работники сельского Дома культуры, ветераны участвовали в акции «Память наших сердец», убирали могилы фронтовиков на сельском кладбище. На третьем этапе проекта была разработана историко-патриотическая акция «Никто не забыт, ничто не забыто». Её цель состоит в расшифровке имён на обелиске в селе, чтобы проследить за судьбами земляков павших в боях за нашу Родину. В связи с последними событиями в стране, библиотека работала в онлайн- режиме. На основании собранных документов удалось создать электронную версию «Вахты памяти», прозвучавшей 8 мая 2020 года на площади села. Светлана Зверева отметила, что информация о поисковой работе библиотеки систематически отражается в социальной сети «Одноклассники» и это помогает расширить круг пользователей, живущих вдали от Родины. В настоящее время библиотека участвует в онлайн-проекте поискового движения России и Общероссийского народного фронта «Судьба солдата» по сбору заявок на установление фронтовой судьбы родственников, погибших или пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны. Помимо такой важной даты как юбилей Великой Победы, в рамках тематики круглого стола Светлана Анатольевна рассказала о социально-просветительской работе библиотеки. В течение восьми лет при библиотеке работает историко-краеведческая экспозиция по теме «Истье - село старинное». На её базе для жителей и гостей села проводятся тематические вечера, лекции, уроки краеведения, экскурсии. Основная цель этой работы состоит в том, чтобы сохранить историю своего края, не дать времени стереть память о прошлом, о людях и их деятельности. НАТАЛЬЯ ЛАПШОВА Газета "Старожиловские просторы" 20 августа 2020 г.
|
Размер шрифта ААА
Архив новостей клубных учреждений по годампо районам |
© ГБУК РОНМЦ НТ Размер шрифта ААА
|
Минстерство культуры и туризма Рязанской области |