Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.

Деятельность клубных учреждений Рязанской области

Работники культуры в поисках исторического наследия

Участники круглого стола, прошедшего в читальном зале Старожиловской библиотеки, за основу своих выступлений взяли важные проблемы сохранения и развития древних населённых пунктов на территории района.

Приветствуя собравшихся, заместитель главы администрации района по экономике и социальным вопросам Мария Салахова рассказала о волонтёрском десанте, расчищавшем в селе Столицы территорию возле сохранившегося здания игольной фабрики, яв­ляющегося объектом исторического наследия регио­нального значения. Мария Николаевна выразила на­дежду, что и встреча за круглым столом в рамках III Форума древних городов будет полезной и значимой.

- В нынешних условиях пандемии коронавируса сегодняшний круглый стол проходит в особенном формате, - сказала модератор встречи, директор Старожиловской библиотеки Марина Боровова. - На повестке четыре выступления наших спикеров.

СОХРАНЯЯ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ

Главный методист цент­ральной библиотеки Лю­бовь Захарова отметила, что Старожиловский рай­он обладает уникальными историческими памятни­ками, среди которых не­сколько грандиозных па­мятников архитектуры XVIII-XIX веков.

- Это и усадебно-про­мышленный комплекс Хлебниковых-Полторац­ких в селе Истье, и усадеб­но-промышленный комп­лекс в селе Коленцы, и комплекс строений иголь­ной фабрики в селе Стол­ицы, и усадебно-промыш­ленные комплексы строе­ний фон Дервизов в рабо­чем посёлке Старожилово и в деревне Соха, - сказа­ла Любовь Алексеевна.

И это далеко не полный перечень памятников и исторических мест нашего района, дающий поле дея­тельности для сотрудни­ков сельских библиотек по изучению и сохранению историко-культурного на­следия.

- Для библиотек района краеведение уже несколь­ко десятилетий является важнейшим направлением деятельности, - продолжи­ла Любовь Захарова. - За это время накоплен об­ширный материал по исто­рии родного края. Каждая библиотека района имеет краеведческий отдел. Биб­лиотекари активно зани­маются поисково-исследо­вательской работой, собирают воспоминания старожилов, изучают историю сёл и деревень, ведут лето­пись населённых пунктов, выявляют выдающихся людей, рождённых на на­шей земле...

КАК РАЗВИТЬ ТУРИЗМ В РАЙОНЕ

О развитии туризма в районе, имеющем немало интересных исторических и архитектурных объектов, рассказала методист по ту­ризму районного клубного объединения Олеся Василь­ева. Акцентируя внимание участников круглого сто­ла на множестве составля­ющих для открытия инте­ресных туристических маршрутов, выступающая отметила, что отсутствие инфраструктуры является сдерживающим фактором развития туристической индустрии в нашем районе.

При этом специалист рассказала о своих нара­ботках по созданию тури­стического кластера, «В го­стях у Дервизов» и другом.

О РОДИНЕ РУССКИХ ИГОЛОК

Раскрывая тему родины русских иголок, методист Шелковского СДК Ирина Ермаченко сказала:

- Наше село в летописях упоминается так: «Столпянское городище, ранний железный век XI-XVI ве­ков... Академик, археолог A.JL Монгайт отождеств­ляет древнерусский слой городища и его укрепления с древнерусским горо­дом Ожск, впервые упомя­нутом в летописи под 1207 годом».

В грамоте 1567 года о нашем селе говорится так: «...деревня Столицы, на реке Проня при устье реч­ки Итья, вотчина Рязанско­го владыки. Живут вла­дычные бортники». Такой же промысловой деревуш­кой Столпцы значатся и по писцовой книге 1628-1629 годов. В то время деревня насчитывала 5 крестьянс­ких дворов, 6 бобыльских и 6 пустых дворовых мест. Обитатели её по-прежнему добывали в бортном лесу душистый мёд диких пчёл и ловили в озёрах рыбу для рязанского епископа и его двора. На изобиловавших рыбой реках устраивались многочисленные бобровые гоны.

Со строительством игольной фабрики в Стол­ицах значительно измени­лась жизнь. Интересный рассказ Ирины Ермаченко прозвучал о кулачных боях, которые были поло­жены в этих местах возле Столпянской игольной фабрики. Воспоминания о них из поколения в поколение передаются мест­ными жителями.

КУЛАЧНЫЕ БОИ

По рассказам старожи­лов, бои на фабрике нача­лись давно. Сначала би­лись рабочие цеха на цех - «горнозаводские» с «ме­щеряками». На такое раз­деление были свои причи­ны. Первые составляли особый квалифицирован­ный пласт рабочих, пользовавшихся некото­рыми привилегиями от фабрики, а вторые, буду­чи переселены барином из крепостной своей де­ревни в лесах Мещеры, на­ходились на правах черно­рабочих. Различие в поло­жении создавало рознь между обеими категория­ми. И это всячески под­держивалось в своих це­лях администрацией фаб­рики, а вместе с тем, на потеху себе, ею всячески поощрялись кулачные бои, которые постепенно входили в порядок жизни фабрики.

Спустя некоторое время объединённые фабричные рабочие пошли на состяза­ние с крестьянами села Столпцы. Потом команды распределялись по церков­ным приходам - в одной из села Столпцы, а в другой все остальные соседские поселения: Мелекшино, Аристово, Лучинск, с сохранением отличительных боевых названий. Для пер­вых - « фабричные чижи», а для вторых - «ягуны».

И с этого момента бои уже проходили один раз в год - на Масленицу. Изме­нилось и место боя. Вмес­то моста через речку Итья между Столицами и Татар- кино облюбовали другой мост - через овраг с ре­чушкой Винотор, разделя­ющий Татаркино и Мелекшино. Место, с точки зре­ния кулачных боёв, лучше желать нечего - «и смот­реть хорошо - с горы весь ход боя, как на ладони, и биться удобно - как в кот­ле, пятиться некуда. А если надо стенкой навалиться - тоже с горы подсобно. Бои начинались обычно в пер­вый день Масленицы и продолжались всю неделю. До пятницы бились вече­рами с участием главным образом молодёжи. А с пятницы, когда наступала широкая Масленица, бои проходили днём, в откры­тую, так сказать, и продол­жались обычно до суме­рек. В них участвовали уже все боевые силы деревень.

Открывали кулачный бой по традиции подрост­ки 12-15 лет. Затем к ним присоединялась взрослая молодёжь, так называемые «женихи». А под вечер, в самый разгар боя, вступа­ли все - и старые, и моло­дые, в ком кипела «удаль молодецкая». В боевую свалку, не утерпев, втиски­вались и посторонние - любопытные, приехавшие поглазеть из окрестностей, гости. Всем был приём бе­зотказный. Число бойцов обычно доходило до не­скольких сот, а в иные годы и до тысячи.

На Виноторе собиралось море людей, словно в древ­нем Колизее. По взгоркам и наверху оврага тысячная толпа любопытных - дети, бабы, девки, парни, мужи­ки, седобородые старики... Яблоку упасть негде. Все наряжены «по-масленичному» - платки, шубы, шарфы пестреют разными цветами.

Внизу, в котловине, об­няв мост, «кишали» бойцы разных возрастов, стенка­ми бросаясь друг на дру­га... Пар валит от бойцов столбом, будто из бани. Там и сям, вне строя, вид­ны раненые: у кого нос кро­вью истекает, кто за бок держится, кто глазом не проглянет. От говора, дви­жения и выкриков бойцов, от ударов гул стоял над кот­ловиной Винотора...

Вот сломлена одна из сторон, побежала... Начи­нался гон беглецов побе­дителями вдоль всей де­ревни, пока несчастные не попрячутся, как мыши по задворкам своих хат или у знакомых. Однако торже­ство победителей продол­жалось недолго. Позор за побеждённых поднимал глубокие резервы деревни. Из изб выскакивали почтенного возраста боро­дачи, старики, и откуда-то как из земли, вырастал ма­тёрый боец. За ними, ос­тавляя засаду, спешили ободрённые побитые бой­цы. Начиналось обратное наступление - картина ме­нялась - гнали уже, беспо­щадно избивая, победите­лей. И так с переменным успехом, лишь наступаю­щая вечерняя темнота вносила перемирие и от­кладывала бой до следую­щего дня.

В традициях кулачных боёв существовали некото­рые условности, которые обязаны были соблюдать бойцы. В их числе - не бить лежачего, не одевать на руки и не брать в руки тя­желовесных или острых предметов - кастетов, гирь и т. д. Нарушители правил подвергались лишению права участия в боях, а чаще избивались соперни­ками. У каждой стороны были свои премированные бойцы-силачи, которых держали в резерве, выпус­кая только в определённые моменты. За такими бойцами всячески ухаживали: поили вином, угощали, а иногда даже дарили цело­го барана. Особой извест­ностью тогда пользовался боец по прозвищу Канун. Вспоминая его, старые лю­бители боёв идеализирова­ли его силу по-былинному, считая его чуть ли не бога­тырём.

О ФРОНТОВИКАХ И СТАРИННОМ СЕЛЕ

Ведущий библиотекарь из Истья Светлана Зверева рассказала о работе биб­лиотеки к 75-летию Побе­ды в Великой Отечествен­ной войне.

Она отметила, что на протяжении трёх лет в рамках проекта «Нам жить и помнить!» библиотекари вели большую исследова­тельскую и поисковую ра­боту, направленную на увековечение памяти зем­ляков, ушедших на защи­ту Родины в годину испы­таний.

- В первый год проекта совместно с читателями- волонтёрами, на основе списков участников Вели­кой Отечественной войны нашего Истьинского посе­ления, мы создали элект­ронную версию книги «Имя тебе - Победитель», о наших земляках, встре­тивших Победу, - расска­зывает Светлана Анатоль­евна.

По словам выступающей, во второй год реа­лизации проекта в марте 2019-го библиотекари со­вместно с волонтёрами (пенсионерами, детьми, членами клуба «Ветеран»), провели презентацию 9-го тома областной книги «Солдаты Победы», участ­вовали в историко-крае­ведческой акции «Солдаты Победы истьинской зем­ли». Они сверяли имена, устраняли опечатки, не­точности, ошибки.

8 мая 2018 года учителя школы, работники сельс­кого Дома культуры, вете­раны участвовали в акции «Память наших сердец», убирали могилы фронто­виков на сельском кладби­ще. На третьем этапе про­екта была разработана ис­торико-патриотическая акция «Никто не забыт, ничто не забыто». Её цель состоит в расшифровке имён на обелиске в селе, чтобы проследить за судь­бами земляков павших в боях за нашу Родину.

В связи с последними событиями в стране, биб­лиотека работала в онлайн- режиме. На основании со­бранных документов удалось создать электронную версию «Вахты памяти», прозвучавшей 8 мая 2020 года на площади села.

Светлана Зверева отме­тила, что информация о поисковой работе библио­теки систематически отра­жается в социальной сети «Одноклассники» и это по­могает расширить круг пользователей, живущих вдали от Родины. В насто­ящее время библиотека участвует в онлайн-проекте поискового движения России и Общероссийского народного фронта «Судьба солдата» по сбору заявок на установление фронто­вой судьбы родственников, погибших или пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны.

Помимо такой важной даты как юбилей Великой Победы, в рамках темати­ки круглого стола Светла­на Анатольевна рассказа­ла о социально-просвети­тельской работе библио­теки. В течение восьми лет при библиотеке работает историко-краеведческая экспозиция по теме «Истье - село старинное». На её базе для жителей и гос­тей села проводятся тема­тические вечера, лекции, уроки краеведения, экс­курсии. Основная цель этой работы состоит в том, чтобы сохранить историю своего края, не дать време­ни стереть память о про­шлом, о людях и их дея­тельности.

НАТАЛЬЯ ЛАПШОВА

Газета "Старожиловские просторы"

Размер шрифта ААА

Архив новостей клубных учреждений по годам

по районам


© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области