Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.

Деятельность клубных учреждений Рязанской области

Высший пилотаж Игоря Погодина

На праздновании 55-летнего юбилея города, кото­рый кораблинцы отметили в конце августа, Игоря Пого­дина, заведующего отделом информации телеканала «Кораблино», наградили знаком губернатора области 125 лет со дня рождения Сергея Есенина». Награда неслучайная. Кораблинцы знают Погодина не только как корреспонден­та телевидения, где он трудится со дня основания теле­компании, но и как актера народного театра, ведущего и участника всевозможных праздничных программ, солис­та народного хора, депутата горсовета.

В июле Игорю Арсениевичу исполнилось 60 лет. 40 из них он служит культуре, не являясь при этом официаль­ным работником этой сферы.

Что Игорь «талантливый пацан» Татьяна Кочеткова, ре­жиссер народного театра «ТРаМ», знала чуть ли не с дет­ства: жили в одном бараке, дружили семьями, играли, общались. В школе он выделялся среди других, всегда был на виду: пел на французском языке, читал стихи, иг­рал в сценках... Спустя годы судьба их связала с народ­ным театром и, как оказалось, на всю жизнь.

- Первый раз я вышел на сцену во Дворце культуры текстильщиков благодаря другу Алексею Пилипчуку. Он привел меня к режиссеру народного театра Владимиру Измайловичу Насырову, который ставил спектакль по Шолохову о коллективизации, и ему нужен был мальчик для небольшой роли, - сказал Игорь Арсениевич. - По­том сыграл деда Щукаря в школьном спектакле. О том, чтобы связать будущую профессию с театром или с куль­турой, мысли не было. Выбрал политехнический, но не поступил.

После службы в армии Погодин работал в отделочном производстве на комбинате шелковых тканей. Активно­го, энергичного молодого человека заметили: сначала выбрали секретарем первичной организации «отделки», а потом секретарем комитета комсомола предприятия. Но, видимо, от судьбы не уйдешь.

Татьяна Кочеткова, как- то встретив Игоря, предло­жила ему роль немецкого солдата в «Варшавском на­бате» по пьесе Вадима Коростылева. А спустя вре­мя - принца Лимона в сказке Джанни Родари «Чиполлино».

Игорь Арсениевич при­знался, что с этого време­ни он заболел театром.

С 90-х годов Погодин - один из ведущих актеров «ТРаМа». В послужном списке актера - около ста ролей. Разноплановых - от комедийных до трагикоми­ческих. И, кажется, ему все­гда удавалось понять самое главное в своем герое и показать это, органично сыграть, как бы примерив на себя чужую жизнь.

Татьяна Кочеткова, отме­чая эту способность актера к перевоплощению, расска­зала:

- В 1995 году к 100-летию Сергея Есенина мы подго­товили спектакль «Устал я жить в родном краю», (в ос­нове сценария - поэма «Черный человек»). Его по­казывали в Смоленске на открытии памятника Твар­довскому, в других городах России. И везде зрители были в восторге от игры По­година, от того, как он чи­тает стихи поэта-земляка. А когда постановку показа­ли на родине Есенина в Кон­стантинове, многие решили, что в роли поэта - артист из московского театра: с таким надрывом, так органично су­мел он показать и внутрен­ний конфликт героя, и его борьбу с самим собой, и жажду творчества...

Непростая задача - пред­стать в постановке в не­скольких образах. С ней Игорь блестяще справился, перевоплощаясь в моно­спектакле «1812» в Кутузо­ва, Багратиона. Там же чи­тал оды, стихи, отрывки из воспоминаний современни­ков событий войны с Наполеоном.

ДУМАЮЩИЙ АКТЕР

С 1997-го «ТРаМ» ежегод­но становится лауреатом фестиваля «Губернские под­мостки», а Игорь 4 раза - лауреатом в номинации «Лучшая мужская роль». Именно благодаря ему, по утверждению режиссера, Москва дважды отбирала театр на Всероссийский фестиваль лучших люби­тельских театральных кол­лективов «Успех», прохо­дивший в Костромской об­ласти, на родине драматур­га Николая Островского. В 2013 году «ТРаМ» показал там спектакль «Бесконеч­ный апрель» по пьесе Ярос­лавы Пулинович. За него коллектив получил звание лауреата 3-й степени, а Игорь за исполнение глав­ной роли признан лучшим актером фестиваля.

Думающий актер - так охарактеризовала Погоди­на педагог Тамбовского ин­ститута культуры. Поэто­му ему удаются роли, тре­бующие глубокого осмыс­ления. Думающий Погодин- актер - в спектакле «Сад без земли» Людмилы Разу­мовской, думающий и экс­центричный - в «Самоубий­це» Николая Эрдмана, ко­медийный - в «Сценах из деревенской жизни»…

Думающий, а еще умею­щий импровизировать так, что это органично вписыва­ется в замысел автора пье­сы и режиссера постановки.

- Сколько своего он вносит в спектакль, не выходя из сверхзадачи, которую я ставлю перед актером, - сказала Татьяна Кочетко­ва. - Например, в спектак­ле «Гитлер и Гитлер» по пье­се Константина Костенко он сумел показать процесс перехода от человека к чу­довищу. Там есть сцена, где герой Погодина мерзко рассуждает на темы физи­ологии. По этическим при­чинам этого нельзя было говорить. И не говорить - тоже нельзя. И мы придума­ли такой ход: некоторые монологи Гитлера Игорь проговаривал на немецком языке. Зрители языка не знали, но по игре актера понимали, о чем идет речь. Режиссер скопинского мо­лодежного театра «Предел» Владимир Дель сказал об Игоре: «Я не понимаю, как можно так играть... Это выс­ший пилотаж!» А когда смотрел Погодина в «Само­убийце», хохотал, получая удовольствие от его работы.

Сам Игорь Арсениевич на вопрос о том, как ему уда­ется «так играть», ответил:

- Любую роль нужно по­любить.

За это умение полюбить, помноженное на талант и труд, актер получает глав­ное: любовь и благодар­ность зрителей. Татьяна Кочеткова, руководящая театром 40 лет, сказала:

- Я не знаю, что бы мы без него делали. В этом году Минкультуры России присвоило «ТРаМу» звание «Заслуженный творческий коллектив». И это благода­ря актерам театра и, в пер­вую очередь, Игорю Пого­дину. У Игоря в силу обсто­ятельств долго не было главных ролей. И мы сейчас работаем над постановкой пьесы Островского «Не все коту масленица», где он бу­дет играть роль главного героя - Ермила Ахова.

О ХОРЕ, НАСТАВНИКЕ И НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКЕ

С 1992 года Погодин - артист народного хора, ко­торым в то время руководил Виктор Александрович Аб­рамов. Со временем кол­лектив начал выезжать с выступлениями в Герма­нию, в пригород Мюнстера Заербек. Это стало возмож­ным благодаря Александру Михайловичу Напалкову.

- Мне повезло, что в моей жизни был этот заме­чательный человек. Наше общение началось со шко­лы - Александр Михайло­вич был моим классным ру­ководителем - и никогда не прекращалось. Он учил нас простым человеческим ис­тинам: какие качества дол­жен воспитывать в себе юноша, как правильно вы­бирать цели... В общем, обозначил направле­ние, которому я стара­юсь в жизни следо­вать, - сказал Игорь. - Благодаря ему я выучил немецкий, пел на этом языке. Помню, с каким восторгом немцы вос­приняли мое исполне­ние популярной у них песенки о маленькой пивной (в Германии та­кие заведения не ред­кость - люди приходят туда пообщаться).

 Как-то в один из приездов в Кораблино один из гостей спросил, почему у нас с Алексан­дром Михайловичем та­кие добрые отношения. Видимо, обратили вни­мание, что наше обще­ние не было формаль­ным, - сказал Игорь. - И добавил:

- Я его вечный уче­ник...

Последний раз Кораблинский хор побы­вал на немецкой зем­ле в 2015 году. В про­грамме были песни на стихи Есенина, русские-народные... А «Подмос­ковные вечера» и «До­рогой длинною» артис­ты исполнили на немецком.

- Нас всегда встречали с искренней теплотой, - ска­зал он. - Но когда бы ни приезжали немецкие гости в Рязань из Мюнстера (это города-побратимы), всегда изъявляли желание посе­тить кораблинскую землю. Видимо, наши радушие и гостеприимство так притя­гивали их сюда.

ИСТОРИЮ ЧЕЛОВЕКА - ЧЕРЕЗ СЕРДЦЕ

- Щеки не надувать, и не мудрить. Общаться с людь­ми без помпезности, уважи­тельно. И самое главное - искренне, от души. Пропус­кать историю человека, его судьбу через свое серд­це, - обозначил Погодин главное в своей работе на телевидении.

За почти 30 лет он подго­товил к эфиру тысячи ре­портажей, телеочерков, бесконечное количество интервью...

 Работа тележурналиста сложная. Надо найти под­ход к человеку, чтобы он не был «зажат», чтобы диалог получился живой. Важно подготовить правильные вопросы. Они не должны быть банальными, пустыми и в то же время чересчур сложными, - сказал Игорь Арсениевич. - Меня обви­няют в том, что я много го­ворю. Но разве это плохо?

На вопрос, изменилось ли что-то в его подходе к подготовке материалов, он ответил:

- По мере накопления опыта репортажи стали бо­лее глубокими. И обяза­тельно даю свою оценку тому, о чем идет речь, де­лаю выводы.

Вот что сказала о быв­шем коллеге Нина Влади­мировна Лебедева, руково­дившая телерадиокомпани­ей «Кораблино» с 2006 по 2013 год:

- Когда я работала, мы делали в неделю по 14 ма­териалов (программа шла три часа). Пять-шесть из них готовил Игорь - это большой труд. Он относил­ся к работе творчески, ду­мал, как лучше подать ма­териал. Не был равнодушен к тому, что делает.

Альбина Полякова, глав­ный редактор ТВ «Корабли­но» отметила:

- Из любого материала Погодин может сделать ин­тересный репортаж, привно­ся в него свое отношение.

«БЕЗ НЕГО - НИКУДА»

Без Игоря Погодина не обходится ни один празд­ник, ни один концерт. Ди­ректор Кораблинского Дворца культуры Елена По­пова отметила:

- Актера такого уровня, как Погодин, у нас в городе нет. Он и праздники ведет, и стихи читает, и в хоре поет, и как солист выступа­ет... Его очень ценят в об­ластном научно-методиче­ском центре. Мы без него - никуда. А ее заместитель Наталья Малько добавила:

 Очень скрупулезно отно­сится к делу, продумывает все до детали. Пока не до­ведет все до совершенства, не успокоится и нас не оста­вит в покое. Кстати, у него феноменальная память. Он быстро запоминает доста­точно большие тексты, будь то проза или поэзия.

ПОЭЗИЯ - ПОТРЕБНОСТЬ ДУШИ...

Еще одна большая любовь Погодина - поэзия. Служа в армии, в ГДР, он наткнулся в «учебке» на томик стихов Николая Доризо. С тех пор с его стихами не расстается: настолько поэт современен, актуален, настолько близок своей поэтикой, философи­ей самому Игорю. Может цитировать Доризо по лю­бому поводу.

Игорь Арсениевич хоро­шо знает творчество Буни­на, Анненского, Бодлера, Верлена, Гейне... Кстати, стихотворение последнего «Беседа о любви» читал немцам на их языке.

Поэзия не раз выручала его. Проводя сотни концер­тов, он едва ли не в каждом читал зрителям стихи люби­мых авторов.

В свободное время Игорь любит в гараже занимать­ся машиной. Ремонтирует обувь и делает это с удо­вольствием и качественно.

А еще обожает общаться с дочерью Еленой, возить­ся с внуками: 8-летней Настей и 4-летним Сашей. Ему есть, что передать им, есть чему научить.

Светлана МИТИНА

Газета "Кораблинские вести"

17 сентября 2020 г.

Размер шрифта ААА

Архив новостей клубных учреждений по годам

по районам


© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области