Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.

Деятельность клубных учреждений Рязанской области

ЗОЛОТОШВЕЙКА ИЗ САСОВА

Уроженка города Сасово Марина Митрофанова про­фессионально занимается церковной вышивкой. В мире таких людей не так уж и много. Она не только вышивает иконы и церковное убранство, но ещё и разрабатывает программы вышивки и уникальные схемы картин, обу­чает новичков работе на компьютерных вышивальных машинах. Люди со всего света лично и дистанционно обращаются к ней за советом.

У вышивальщицы высшее экономическое образование, и работа её всю жизнь свя­зана с цифрами, но, как она сама признаётся, благодаря творческой натуре её всегда тянуло заняться чем-то та­ким... для души. В детстве, ещё до школы, Марина вяза­ла крючком и спицами, плела макраме. Этому её научили мама с бабушкой. А вышив­кой девочка, напротив, увле­калась мало. Поэтому сложно было даже представить, что спустя годы она освоит это ремесло в совершенстве.

Непосредственно церков­ной православной вышивкой Марина Владимировна заня­лась в 2010 году. А до этого был длинный путь к рукоде­лию путём проб и ошибок.

ИСТОРИЯ, ИЗМЕНИВШАЯ ЖИЗНЬ

Православная христианка Марина Митрофанова - при­хожанка Архангельского хра­ма, что находится в микро­районе. Частенько после бо­гослужения, чем могла, по ме­лочам помогала в церкви: прибиралась, шила шторы. Бывший настоятель архиман­дрит Феодосий всегда очень ратовал за богатое убранство храма. Однажды в 2007 году он вынес воздУх, расшитый золотыми нитями. Так в хри­стианском богослужении на­зывается большой плат, ко­торый используется для по­крытия Святых Даров, при­готовленных к освящению. И, указывая на него, вдруг неожиданно при всех обра­тился к прихожанке Марине Митрофановой с вопросом: «Вот так сможешь вышить?»

- Прошло уже много лет, но этот вопрос до сих пор звучит у меня в голове. Я робко ответила: «Никогда!» Но батюшка, не обращая на это внимания, благосло­вил меня словами: «Вот и с Богом!» Я была пора­жена и растеряна. На тот момент даже не могла себе представить, что когда-нибудь смогу создать нечто подобное. Но пути Господни неисповедимы. И то, что я могу теперь вышить, не то же самое, а даже лучше ори­гинала. Не чудо ли? Архи­мандрит Феодосий каким- то образом смог во мне раз­глядеть творческое начало. Он вселил в меня уверен­ность и подтолкнул к новым свершениям. Для меня действительно началась но­вая жизнь: яркая, интерес­ная и необычная. И, конеч­но, без Божьего благосло­вения ничего бы не получи­лось, - поделилась Марина Владимировна.

Этот случай стал точкой отсчёта. На помощь пришёл Интернет, и начались поиски информации по церковной вышивке. «Но если Богу угод­но, Он даёт и возможности» - сказала мастерица. Очень быстро нашёлся сайт мас­терской церковного шитья «Убрус» при Оптиной пусты­ни, которая находится в Санкт-Петербурге. Там спе­циалисты по церковной вы­шивке занимаются изучени­ем творчества мастериц ста­ринного церковного шитья и обучают этому всех желаю­щих. Руководит мастерской группа творческих увлечён­ных людей, имеющих соот­ветствующее образование, которые стараются восстано­вить большой пласт приклад­ного творчества, утерянного в эпоху разорения храмов и церквей. В этой мастерской Марина Владимировна по­знакомилась с интересными людьми и нашла единомыш­ленников. Прошла обучаю­щие курсы «Орнаментальное шитьё» и «Лицевое шитьё», участвовала в конференциях, стажировалась и советова­лась с профессионалами в этой области. Окончив обу­чение и набравшись опыта, потихоньку начала самосто­ятельно пробовать расшивать церковную утварь при храме, в чём имелась боль­шая потребность. Архиман­дрит Феодосий воодушев­лял и поддерживал начина­ющую мастерицу.

Работы оказалось очень много, и одной физически просто невозможно было всё успеть, учитывая то, что кро­ме любимого дела была ещё основная работа на государ­ственной службе. Нашлись и помощницы, которых внача­ле нужно было обучить эле­ментарным знаниям. Так воз­никла мини-мастерская при храме, в которой трудились четыре мастерицы под её руководством. Работа у них спорилась.

- Работали во славу Божию в основном вечерами и по выходным. Ведь для люби­мого дела всегда найдётся минутка, - уверена мастерица. - Несколько раз мы демонстрирова­ли свои работы на вы­ставках-конференциях по церковной вышивке: в 2013 году в городе Боровске Калужской области, в 2014 году - в Новодевичьем мона­стыре. Оценки работ всегда были высокие. Это нас радовало и вдохновляло творить дальше и только лучше.

БАТЮШКА, БЛАГОСЛОВИТЕ!

Набив руку и набравшись опыта, рукодельница не ста­ла останавливаться на дос­тигнутом. Следующим важ­ным шагом стала вышивка святых ликов. Работа эта архисерьёзная и архиответ- ственная, к которой допуска­ют далеко не всех. Однажды Марина Владимировна поде­лилась с отцом Феодосием своей сокровенной мечтой - создать плащаницу Пресвя­той Богородицы, которую выносят на поклонение в ка­нун празднования Успения Божией Матери, на что по­лучила его благословение, и с Божьей помощью начала работать.

- Признаться честно, это было дерзновение с моей стороны. Потому как этому учат людей чуть ли не с дет­ства. Не могу объяснить по­чему, но у меня внутри была уверенность в том, что я справлюсь. Конечно, нельзя было просто так взяться за работу. К этому нужно было прийти. И я шла... долгих семь лет. Эта работа требо­вала не только профессиона­лизма, так как необходимо было придерживаться цер­ковных канонов и избегать каких-либо вольностей в творчестве, но и духовного роста. Ведь моя мечта под­разумевала позволить себе прикоснуться к святая свя­тых. Работа по созданию пла­щаницы была и радостной, и очень непростой. Слава Богу за то, что он дал нам возмож­ность послужить ему. Плаща­ница удалась. Работа над со­зданием плащаницы Пресвя­той Богородицы продолжа­лась девять месяцев. И на праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богоро­дицы, по Уставу, плащаница была торжественно вынесе­на для поклонения прихожа­нам. Это было потрясением: у меня на глазах были слёзы. Само осознание того, что ка­кая-то частица моего труда будет теперь всегда при хра­ме служить людям, не может не окрылять, - рассказала Марина Владимировна.

После этой работы масте­рица решилась испросить благословение ещё на одну наисерьёзнейшую работу - плащаницу Спасителя Госпо­да нашего Иисуса Христа и, получив его, трудилась над ней три года. Ниточка к ни­точке, стежок к стежку, мил­лионы проколов иглой и ки­лометры ниточек, и главное - молитва, и в результате те­перь любой прихожанин, пришедший накануне Свет­лой Пасхи в Архангельский храм, может оценить её труд, с трепетом и молитвой при­ложиться к плащанице, на ко­торой вышито тело Спасите­ля. Каждый год в Страстную пятницу православные вспо­минают крестные страдания Спасителя и примерно в два или три часа дня плащаницу выносят из алтаря и устанав­ливают в центре храма для поклонения.

В НОГУ СО ВРЕМЕНЕМ

Церковное творчество так затянуло Марину Владими­ровну, что пути назад уже не было. Впереди только новые мечты и цели. Объём орна­ментальных работ оказался настолько большим, что пришлось приобрести сначала одну компьютерную выши­вальную машину, а затем другую. Освоив новую техни­ку, обучала новичков и всех, кто её просил о помощи. На­чала разрабатывать свои уникальные схемы вышивки, которые оценили коллеги по цеху. Затем освоила профес­сию дизайнера. Сейчас она создает программы для вы­шивки на компьютерных вы­шивальных машинах, кото­рые используют вышиваль­щики во всех уголках мира и по которым вышиваются предметы церковного уб­ранства. Теперь её можно смело назвать мастером своего дела, известного за пределами страны. И это не просто громкие слова.

ИТАЛЬЯНСКАЯ ИСТОРИЯ

Пелена работы сасовской мастерицы покрывает раку с мощами святителя Николая Мирликийского в итальян­ском городе Бари. А история этого такова.

Как-то к рукодельнице за помощью обратилась уро­женка Рязани с просьбой со­здать пелену на раку святи­теля Николая в Бари. Она ра­зыскала её через своих зна­комых и, воочию увидев ма­стерство и богатство вышив­ки своей землячки, не сомне­валась в своём выборе мас­тера. Марина Владимиров­на с трепетом и усердием взялась за дело, и теперь эта чудесная вещь находится в Италии, став покровом на раке с мощами святителя Николая Мирликийского.

Мастерица поделилась: «Конечно, мне очень приятно. Но я не горжусь своими дос­тижениями, от души радуюсь, ведь это промысел Божий. Я обычная золотошвейка, не более того. Все мои ошибки - это моё, а все достижения - Его. И только от Бога!»

НОВЫЕ МЕЧТЫ

Время от времени свои изделия Марина Владими­ровна дарит храмам и церк­вям. Так, некоторые свои ра­боты дарила иерею Вяче­славу Пименову, настоятелю храма Святой Блаженной Матроны в посёлке Кустарёвка. Отправляла подарки в Ермишинский район, в храм села Усады, в храмы Рязани. Мастерица часто ездит в па­ломнические поездки, рас­сматривает церковную ут­варь, расшитую её коллега­ми по цеху, и черпает из это­го что-то новое. Также прово­дит мастер-классы, обучает новичков ремеслу.

- Казалось бы, всё, о чём мечталось, исполнилось, но есть ещё планы и мечты. Есть задумки вышить имен­ные иконы для своих внуков. И одну большую икону Пре­святой Богородицы «Всецарица», - поделилась выши­вальщица.

Анна БОРИСКИНА

Газета "Сасовская неделя"

17 апреля 2020 г.

Размер шрифта ААА

Архив новостей клубных учреждений по годам

по районам


© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области