Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.

Деятельность клубных учреждений Рязанской области

Истинно русский голос

Мастер Алексей Калинин - о «мощи и дерзости» баяна, буднях столяра и экспериментах с музыкальными инструментами.           

В просторной ма­стерской тихо, лишь едва доно­сится шум автострады и стук инструментов. Мель­чайшая древесная пыль танцует свой беспечный та­нец и садится на заготовки, столы, бытовые приборы и самого мастера. Алексей Калинин играет на много­тембровом четырехголосом баяне, который когда-то собрал себе сам. Ловкими движениями звуки пере­ключаются - и инструмент выдает то плясовую, то джаз, то мелодию, похожую на органную.

Пока мы беседуем, корпу­са будущих баянов источают ароматы смолы, лета и тепла. Для изготовления инструмен­тов используются ценные по­роды дерева, например, пих­та. Каждая доска придирчиво осматривается и прослушива­ется, чтобы готовый инстру­мент хорошо резонировал при игре. Алексей работает на фа­брике, где над каждым баяном трудятся сразу несколько чело­век. Они вытачивают корпуса, склеивают меха из специально­го картона, дерева и кожи, собирают и тщательно настраи­вают звуковые системы. Ведь в баяне на одну ноту приходится восемь голосов, а в стандарт­ном концертном инструменте их около 800!

Кстати, баян привычных размеров создается полгода - хотя бы потому, что корпус «по старинке» покрывается целлу­лоидом, после чего «отдыхает» полтора месяца. «Ничего лучше пока не придумали,- поясняет Алексей, поглаживая лощеный черный бок опытного образ­ца. - Целлулоид обтягивает по­верхность, как перчатка. А если при работе допустить сквозняк, слой пойдет пузырями! Зато уж если покрытие схватилось, оно очень долговечное». Пока я пы­таюсь переварить эту информа­цию, мне между делом сообща­ют стоимость такой роскоши ручной работы. Качественный баян отечественного производ­ства может обойтись и в 800 ты­сяч, и в миллион! Поневоле за­думаешься, какая все-таки бес­ценная вещь - культура.

***

В роду Алексея Калинина несколько поколений плот­ников. Еще мальчиком он на­блюдал за работой отца и деда и постепенно начал мастерить что-то сам. «Хорошо, что тогда в школах были нормальные уро­ки труда, - смеется мастер. - Я договаривался с трудовиком, приходил после уроков и де­лал различные проекты. Даже сделал арбалет, который хоте­ли показать на городской вы­ставке, но забраковали: мол, холодное оружие, пусть и не действующее!»

А заняться музыкой сыну предложила мама. «Просто спросила: пойдешь в музыкаль­ную школу на баян?» - с улыб­кой вспоминает мой собесед­ник. Всего Алексей проучился 17 лет, но карьера музыканта не сложилась, хотя он любил и умел играть. Сыграла роль давняя любовь к работе с де­ревом.

«На выпускных экзаменах в музучилище я честно ска­зал педагогам: у меня лучше получается делать инстру­менты, - признается Алек­сей. - Уже тогда я помогал однокурсникам с ремонтом. Поэтому после училища и ар­мии я поехал в Москву устраи­ваться на одну из лучших фа­брик в стране. Периодически езжу отвозить продукцию, а в основном делаю норму дома». Алексей гордится своей ра­ботой: на баянах его фабри­ки играют во всем мире. Так, трио баянистов «Остинато» Рязанской филармонии вы­ступает именно с этими ин­струментами.

Обширные навыки помога­ют мастеру и в быту. Для квар­тиры, где Алексей живет с же­ной, он изготовил кухонный гарнитур, и сейчас собирает комплект. Супруге смастерил

рабочее место для занятий ру­коделием. А летом будет за­ниматься отделкой и благоу­стройством дома на дачном участке. Словом, мастер - это образ жизни.

***

Хобби Алексея Калинина напрямую связано с работой: он любит модернизировать инструменты. Среди его экспе­риментов -деревянный вибра­фон и полуакустическая элек­тронная балалайка-контрабас! А однажды мастер случайно заинтересовался гуслями. «Готовый баян - продукт коллек­тивного труда, а мне было ин­тересно попробовать сделать что-то самому от и до. Первые пять образцов гуслей ушли на растопку, - смеется мастер. - А затем методом проб и ошибок я пришел к тому, что знают и умеют профессионалы». На этой почве Алексей подружил­ся с фолк-исполнительницей Ольгой Глазовой.

«Я люблю баян за его непо­вторимый голос, напор, даже дурь, если можно так сказать, - говорит мне Алексей на проща­ние. - Инструмент с таким голо­сом умеют делать только в Рос­сии. И я не жалею, что выбрал для себя именно этот путь».

Газета "Рязанские ведомости"

21 мая 2021 г.

Размер шрифта ААА

Архив новостей клубных учреждений по годам

по районам


© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области