Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.

Деятельность клубных учреждений Рязанской области

ЯРКИЕ КРАСКИ ЧЕРНАВСКОЙ ЖИЗНИ

Есть в Рязанской области места, где прошлое не просто тихо и мирно со­седствует с настоящим, но и живет в нем своей особенной жизнью, наполняя современность новыми смыслами. Древ­нее село Чернава Милославского района - одно из таких мест. Те, кто здесь родились, выросли и живут, по-настоящему дорожат историей этих краев и берегут все, что свя­зано с прошлым. Берегут в своей памяти, берегут в своих сундуках.

Все это мы увидели, когда недавно побыва­ли в Милославском районе, пообщались там с местными жителями, собирая материалы для очередного выпуска нашей традиционной ру­брики «День в районе». О том, что осталось за рамками рубрики, мы рассказываем сегодня.

ТОЛЬКО СВОЕ, РОДНОЕ...

Идея поехать в Чернаву не отпускала меня с осени прошлого года. Мысль возникла после посещения прошедшей в райках Единого дня краеведения в Рязани выставки-презентации чернавского костюма. Народное дефиле фольк­лорного коллектива «Берегиня», пусть и в го­родском антураже, произвело тогда сильное впечатление. Казалось, что богатой и колорит­ной чернавской срядой (а именно так раньше называли комплект одежды) можно любовать­ся бесконечно, разглядывая ее во всех мельчай­ших деталях. И как-то сразу появилось желание примерить на себя эти многослойные одежды, почувствовать себя не просто бабой рязанской, а жительницей древней Чернавы, где так тща­тельно сохраняют традиции ношения народ­ного костюма.

Участница «Берегини» Галина Мишунина - женщина энергичная, модная и современная. Эти качества чудесным образом сочетаются в ней с преданностью своему селу, знанием корней, любовью ко всему исконному. Собирать и восстанавливать аутентичные костюмы она начала десять лет назад, когда встал вопрос о том, в чем выступать новому фольклорному коллективу. Сразу было решено: только в сво­ем, местном!

- Когда коллектив создавали, думали, ка­кие костюмы у нас должны быть. А зачем выдумывать-то, если сами мы все чернавские, наших костюмов краше не найдешь. Вот и стали потихоньку не только петь, но и шить- перешивать, обновлять, восстанавливать наш народный чернавский костюм. Что-то нам ба­бушки местные передают, достают из своих сундуков и приносят. Что-то мы сами по ста­рым схемам шьем. Когда мы только начинали одеваться в эти костюмы, казалось, что одеж­ды слишком много, было как-то тяжело. Но со временем привыкли и стали комфортно себя чувствовать - в жару не потеем, в холод не мерзнем, - рассказывает Галина Мишунина. Со временем в коллекции местного дома куль­туры собралось больше 80 костюмов. У чернавских сряд характерные общие черты; цвета ко­стюмов соответствуют периодам в жизни жен­щины, временам года, православным празд­никам, тесно связаны с обрядами и обычаями. Одежды многослойны, имитируют дородность, яркие фартуки с крылышками создают празд­ничный образ. А шерстяные чулки «черноножки» в сочетании с лаковыми калошами делают наряд еще и практичным.

ЦВЕТ НАСТРОЕНИЯ КРАСНЫЙ

Мне для примерки достался, пожалуй, са­мый яркий чернавский наряд. Я назвала бы его даже костюм-праздник. Основной цвет в нем - ярко-красный, цвет жизни, защищающий, как считали наши предки, от сглаза, привлекаю­щий внимание и символизирующий готовность к продолжению рода. Такое носили молодые замужние женщины или невесты. Облачиться в этот костюм самостоятельно не получится, поэтому наряжаться мне помогали. А это сама по себе уже целая церемония. Сначала работа идет внизу. Обуваюсь; в калошах с шерстяны­ми черноножками, вязанными одной спицей, - и впрямь очень комфортно. На талии затя­гивают нижнюю юбку из домотканого холста, называемую станом, а уже поверх нее - поне­ва из семи полотнищ. Понева грубая и плот­ная; ей придается такая форма, чтобы бедра казались шире.

Смотрю на свое отражение в зеркале и по­нимаю, что визуально прибавила килограмм десять, не меньше. В реальной жизни меня это не обрадовало бы, но здесь таков образ - невеста должна быть дородной, иначе замуж не возьмут. Если объемов явно не хватало, то шли на ухищрения - по бокам подкладывали полотенца. Поверх поневы вешают пояса. Их крепят до шести штук. Считалось, чем больше поясов, тем невеста богаче. Дальше оформляет­ся верх - также в два слоя. Надеваю две рубахи, нижнюю и верхнюю, одна выглядывает из-под другой. Верхняя рубаха - атласная, красного цвета. И уже сверху всей этой многослойной конструкции - нарядный фартук с крылышками и оборками.

Пока шел процесс облачения, поймала себя на мысли, что одежда у наших предков была по- настоящему универсальной. Женский костюм легко регулировать под какой угодно размер, носить его можно было на любом сроке бере­менности, что для тех времен, когда женщины практически постоянно находись в положении и часто рожали, было особо актуально. Но все же лучше всего такая одежда смотрится, конеч­но, на женщинах с формами. То есть мою ком­плекцию с размером 42-44 (по сегодняшним меркам вполне обычную) в стародавние време­на в Чернаве сочли бы болезненной худобой.

Для полноты образа не хватило мне еще и кос. Чтобы головной убор сидел лучшим об­разом, их скручивали у висков в рожки, а за­тем уже покрывали голову. Сейчас выходят из положении, надевая на голову специальную конструкцию, имитирующую эти самые «рожки». И тогда повойник или платок ложится как надо. Мне удалось примерить и богато расши­тый праздничный повойник, и головной убор попроще - платок, который в Чернаве носили в форме домика. Последний штрих - нагруд­ное украшение из бисера - поджерелок, и об­раз готов.

Ощущения в таком наряде непривычные и неоднозначные, но точно можно сказать одно - такая примерка сродни маленькому и увлека­тельному путешествию в прошлое, соединению его с настоящим, когда ты - это вроде бы уже и не ты, а молодая жительница Чернавы, со­бирающаяся на большой сельский праздник. А костюм - это как продолжение тебя, твоя за­щита и твое украшение.

БОЛЬШЕ ЧЕМ НАРЯД

Галина Мишушина рассказывает, что в Чернаве и сейчас живут бабушки, которые не теряют связь со своими корнями и до сих пор носят традиционную одежду, повязывают плат­ки так, как это делали раньше. Для хранителей старины они главные консультанты и советчи­ки. Ведь сегодня очень важно не просто сохра­нить народную одежду как часть нашей исто­рии, но и показывать, как правильно такую одежду носили, рассказывать, сколько труда и терпения вкладывали раньше в ее создание, какими смыслами наделяли. Взять хотя бы ту же поневу, которая была основой всех южно-русских народных костюмов. Это для нас она всего лишь старинная юбка, но на самом деле раньше этот предмет женской одежды ассоци­ировалась со вспаханным полем и плодороди­ем. И так во всем.

... Из Чернавы мы уезжали с приятным чувством и желанием когда-нибудь сюда вер­нуться. Потому что самобытные территории с богатой историей всегда притягивают к себе. А если прошлое органично вплетается в день сегодняшний, то это делает населенный пункт, в данном случае Чернаву, по-настоящему уни­кальным.

Людмила Иванова

Газета "Рязанские ведомости"

9 июля 2021 г.

Размер шрифта ААА

Архив новостей клубных учреждений по годам

по районам


© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области