Рязанский областной научно-методический центр народного творчества |
|
Деятельность клубных учреждений Рязанской областиЯРКИЕ КРАСКИ ЧЕРНАВСКОЙ ЖИЗНИЕсть в Рязанской области места, где прошлое не просто тихо и мирно соседствует с настоящим, но и живет в нем своей особенной жизнью, наполняя современность новыми смыслами. Древнее село Чернава Милославского района - одно из таких мест. Те, кто здесь родились, выросли и живут, по-настоящему дорожат историей этих краев и берегут все, что связано с прошлым. Берегут в своей памяти, берегут в своих сундуках. Все это мы увидели, когда недавно побывали в Милославском районе, пообщались там с местными жителями, собирая материалы для очередного выпуска нашей традиционной рубрики «День в районе». О том, что осталось за рамками рубрики, мы рассказываем сегодня. ТОЛЬКО СВОЕ, РОДНОЕ... Идея поехать в Чернаву не отпускала меня с осени прошлого года. Мысль возникла после посещения прошедшей в райках Единого дня краеведения в Рязани выставки-презентации чернавского костюма. Народное дефиле фольклорного коллектива «Берегиня», пусть и в городском антураже, произвело тогда сильное впечатление. Казалось, что богатой и колоритной чернавской срядой (а именно так раньше называли комплект одежды) можно любоваться бесконечно, разглядывая ее во всех мельчайших деталях. И как-то сразу появилось желание примерить на себя эти многослойные одежды, почувствовать себя не просто бабой рязанской, а жительницей древней Чернавы, где так тщательно сохраняют традиции ношения народного костюма. Участница «Берегини» Галина Мишунина - женщина энергичная, модная и современная. Эти качества чудесным образом сочетаются в ней с преданностью своему селу, знанием корней, любовью ко всему исконному. Собирать и восстанавливать аутентичные костюмы она начала десять лет назад, когда встал вопрос о том, в чем выступать новому фольклорному коллективу. Сразу было решено: только в своем, местном! - Когда коллектив создавали, думали, какие костюмы у нас должны быть. А зачем выдумывать-то, если сами мы все чернавские, наших костюмов краше не найдешь. Вот и стали потихоньку не только петь, но и шить- перешивать, обновлять, восстанавливать наш народный чернавский костюм. Что-то нам бабушки местные передают, достают из своих сундуков и приносят. Что-то мы сами по старым схемам шьем. Когда мы только начинали одеваться в эти костюмы, казалось, что одежды слишком много, было как-то тяжело. Но со временем привыкли и стали комфортно себя чувствовать - в жару не потеем, в холод не мерзнем, - рассказывает Галина Мишунина. Со временем в коллекции местного дома культуры собралось больше 80 костюмов. У чернавских сряд характерные общие черты; цвета костюмов соответствуют периодам в жизни женщины, временам года, православным праздникам, тесно связаны с обрядами и обычаями. Одежды многослойны, имитируют дородность, яркие фартуки с крылышками создают праздничный образ. А шерстяные чулки «черноножки» в сочетании с лаковыми калошами делают наряд еще и практичным. ЦВЕТ НАСТРОЕНИЯ КРАСНЫЙ Мне для примерки достался, пожалуй, самый яркий чернавский наряд. Я назвала бы его даже костюм-праздник. Основной цвет в нем - ярко-красный, цвет жизни, защищающий, как считали наши предки, от сглаза, привлекающий внимание и символизирующий готовность к продолжению рода. Такое носили молодые замужние женщины или невесты. Облачиться в этот костюм самостоятельно не получится, поэтому наряжаться мне помогали. А это сама по себе уже целая церемония. Сначала работа идет внизу. Обуваюсь; в калошах с шерстяными черноножками, вязанными одной спицей, - и впрямь очень комфортно. На талии затягивают нижнюю юбку из домотканого холста, называемую станом, а уже поверх нее - понева из семи полотнищ. Понева грубая и плотная; ей придается такая форма, чтобы бедра казались шире. Смотрю на свое отражение в зеркале и понимаю, что визуально прибавила килограмм десять, не меньше. В реальной жизни меня это не обрадовало бы, но здесь таков образ - невеста должна быть дородной, иначе замуж не возьмут. Если объемов явно не хватало, то шли на ухищрения - по бокам подкладывали полотенца. Поверх поневы вешают пояса. Их крепят до шести штук. Считалось, чем больше поясов, тем невеста богаче. Дальше оформляется верх - также в два слоя. Надеваю две рубахи, нижнюю и верхнюю, одна выглядывает из-под другой. Верхняя рубаха - атласная, красного цвета. И уже сверху всей этой многослойной конструкции - нарядный фартук с крылышками и оборками. Пока шел процесс облачения, поймала себя на мысли, что одежда у наших предков была по- настоящему универсальной. Женский костюм легко регулировать под какой угодно размер, носить его можно было на любом сроке беременности, что для тех времен, когда женщины практически постоянно находись в положении и часто рожали, было особо актуально. Но все же лучше всего такая одежда смотрится, конечно, на женщинах с формами. То есть мою комплекцию с размером 42-44 (по сегодняшним меркам вполне обычную) в стародавние времена в Чернаве сочли бы болезненной худобой. Для полноты образа не хватило мне еще и кос. Чтобы головной убор сидел лучшим образом, их скручивали у висков в рожки, а затем уже покрывали голову. Сейчас выходят из положении, надевая на голову специальную конструкцию, имитирующую эти самые «рожки». И тогда повойник или платок ложится как надо. Мне удалось примерить и богато расшитый праздничный повойник, и головной убор попроще - платок, который в Чернаве носили в форме домика. Последний штрих - нагрудное украшение из бисера - поджерелок, и образ готов. Ощущения в таком наряде непривычные и неоднозначные, но точно можно сказать одно - такая примерка сродни маленькому и увлекательному путешествию в прошлое, соединению его с настоящим, когда ты - это вроде бы уже и не ты, а молодая жительница Чернавы, собирающаяся на большой сельский праздник. А костюм - это как продолжение тебя, твоя защита и твое украшение. БОЛЬШЕ ЧЕМ НАРЯД Галина Мишушина рассказывает, что в Чернаве и сейчас живут бабушки, которые не теряют связь со своими корнями и до сих пор носят традиционную одежду, повязывают платки так, как это делали раньше. Для хранителей старины они главные консультанты и советчики. Ведь сегодня очень важно не просто сохранить народную одежду как часть нашей истории, но и показывать, как правильно такую одежду носили, рассказывать, сколько труда и терпения вкладывали раньше в ее создание, какими смыслами наделяли. Взять хотя бы ту же поневу, которая была основой всех южно-русских народных костюмов. Это для нас она всего лишь старинная юбка, но на самом деле раньше этот предмет женской одежды ассоциировалась со вспаханным полем и плодородием. И так во всем. ... Из Чернавы мы уезжали с приятным чувством и желанием когда-нибудь сюда вернуться. Потому что самобытные территории с богатой историей всегда притягивают к себе. А если прошлое органично вплетается в день сегодняшний, то это делает населенный пункт, в данном случае Чернаву, по-настоящему уникальным. Людмила Иванова Газета "Рязанские ведомости" 9 июля 2021 г.
|
Размер шрифта ААА
Архив новостей клубных учреждений по годампо районам |
© ГБУК РОНМЦ НТ Размер шрифта ААА
|
Минстерство культуры и туризма Рязанской области |