Рязанский областной научно-методический центр народного творчества |
|
Деятельность клубных учреждений Рязанской областиЧЕРНАВСКАЯ ПОНЕВА - ХРАНИТЕЛЬНИЦА ИСТОРИИ И ТРАДИЦИЙ НАРОДА
По обычаю лучшие женщины рода (хорошо живущие с мужьями) переодевали невесту - надевали свадебную сряду, состоящую из рубахи с красными расшитыми рукавами, а также первую в ее жизни поневу, затем красный фартук, поясной убор, и украшения. Эта сряда молодой замужней женщины получила название - красота. После этого обряда невеста уже не могла показываться с непокрытой головой. Этот обычай в селе хранят пожилые женщины и поныне. Замужние женщины без платка не ходят. По окончании свадьбы шушка откладывалась и в определенное время жизни пожилой женщины включалась в состав своей смертной обряды. Переход девки в вековуху отмечался облачением в толстую шушку, в которой она бессменно ходила всю оставшуюся жизнь, меняя ее по мере износа на такую же. ЗАНАВЕСКУ НОСИЛИ ПОВЕРХ РУБАХИ Еще один вид нагрудно-плечевой одежды, бытовавший в Чернавском женском наряде, это - занавеска. Ее надевали поверх рубахи с поневой и носили как в женском комплекте одежды (поневном), так и с шушкой в девичьем. Занавеска предохраняла одежду от загрязнения, служила дополнительным украшением праздничного наряда, придавала всему костюму законченный и монументальный вид. В качестве орнамента на нагруднике занавески использовался узор из горизонтальных и вертикальных полос, контрастирующих по цвету с фоном. Подол украшался каймой из ткани, кружев или махров. Занавески из покупных тканей со сборками относились к праздничным, а без сборок - к повседневным. Печальные (горевые) занавески было принято надевать на похороны и после похорон. Ключевые печальные цвета - белый, черный, синий, коричневый - определяли рубежные переходы печали, а также степень родства кручинящихся с умершим. Печальные (горевые) занавески по близким родственникам носили три года, а по дальним – сорок дней. Количество рубцов на занавеске называли дорожками (в две дорожки, в три дорожки). Если умирали близкие родственники, то занавески носили со сплошными дорогами. У ГАЛЯНКИ РУКАВА СТРОЧЕНЫЕ Следующий вид нагрудно-плечевой одежды - это галянка. Она носилась бабами поверх рубахи и поневы, а девками - на шушке. Отличие галянки от занавески состоит в том, что рукава занавески шились без сборок у запястья, они всегда были пришиты к стану. Существовали галянки, состоящие из двух отдельных, не сшитых между собой частей: собственно, галянки и рукавов. Гаянки подразделялись на строченую и галянку с затыками. В Чернаве и сейчас говорят: «Как тогда наряжались-то! В галянках, в пушках! У галянок были и рукава строченые!» Строченая вышивка - это шитье белыми нитками по продернутому полотну. Такая вышивка считается древнейшей техникой шитья и несет в себе особый смысл. Основные узоры вышивки - разновидности ромбов, косые кресты и ярга. Все это свидетельствует о глубокой древности Чернавской культуры. По словам ученых Сергиево-Посадского музея, «в изделиях, вышитых белой перевитью, все дышит архаикой: технические приемы, ограниченный набор образов геометрического орнамента, устойчивая структура всей орнаментированной части, будь то подол передника или конец полотенца.... Все это свидетельствует, по-видимому, о древних устойчивых представлениях, «зашифрованных» в орнаментике предметов, которым придавалось очень важное значение...». ЧЕРНАВСКАЯ ПОСЛОВИЦА Белая строчная галянка будучи свадебной посадской одеждой являлась в то же время и погребальной. В Чернаве существует пословица: «В чем посадили, в том и положили» (садиться на посад, ложиться в гроб). Другое изложение пословицы: «В чем под венец, в том и под конец». Расшивную галянку девки и бабы надевали, отправляясь кататься на гору в дни широкой Масленицы. Соответственно галянке надевались и рубахи, и головной убор. Платки повязывались от темных до ярких красных расцветок: баламутные (кумашные, набивные), в красную, желтую клетку, красные полушалки. ПОЯСНОЙ УБОР Хочется обратить особое внимание на широкое разнообразие покромок, кушаков, кушачков, поясов, поясков в Чернавском народном костюме, которое говорит о целесообразности выделения такого понятия, как «поясной убор». Разнообразие «поясного убора» связывали с временами года, возрастами и степенями праздничности и печали. В бедной крестьянской одежде пояском для девочки могла служить любая достаточно прочная лента. В более богатых семьях у девушки поясок-покромка имел концы с махрами и бисером. Становясь невестами, девушки переходили на ношение широких шерстяных тканых кушаков. Они были значительно шире покромок. Обычно носили по два кушака. Концы завязывали сзади, оставляя Их длинными. Старожилы вспоминают: «В кушаки девки наряжались по два. Оба разные, подпоясывались и перематывались узлами сзади». Как уже говорилось, основным предназначением женщины было продолжение рода или жизненного круга. Поэтому, если уж девушка не выходила замуж (свое предназначение не выполняла), то она всю жизнь ходила в шушке! Ни поневы, ни когачи на голове не носила, но и пояса красивые ей тоже носить не полагалось, и поэтому подпоясывалась она всю жизнь одним печальным пояском, а чаще всего веревкой. Также подпоясывались солдатки и вдовы. ПРАЗДНИЧНЫЙ КОСТЮМ Праздничный женский костюм, который бытует в Чернаве в настоящее время изменился, но типология костюма осталась прежней: комплект с поневой и ряд старинных деталей. Рубашка и передник шьются из одинаковых ярких фабричных тканей (излюбленные цвета - ярко-зеленый, оранжевый и малиновый). Рубаха кроится с прямыми поликами и широкими, собранными на манжеты, рукавами. Передник или занавеска, приобрел сборчатые воланы на плечах. Сохранились пояса с пышными кистями, которые носят в Чернаве по два, по бокам сзади. Пояса также расшиты яргическими узорами. В качестве шейных украшений используют бисерные ожерелья, имеющие вид воротника, плотно прилегающего к шее. Местное название этого украшения - поджерелок. Вместе с поджерелком надевают стеклянные бусы в несколько рядов, порой спускающиеся ниже пояса. Стойкой традицией по-прежнему является окручивание головы по- старинному. Сначала делают рожки из волос и тряпочек (по-местному когач), сверху повязывают концами назад тонкий нижний платок, который шьют из фабричной ткани. Затем надевают еще один платок - ситцевый - концами вперед, с высоким мысиком надо лбом - кочетом. Платок обязательно красного цвета с желтым рисунком, «с вилюшечками», как говорят в Чернаве. К ушам или серьгам прикрепляют пушки - шарики из гусиного пуха. Вызывает большой интерес местный прием увеличения ширины фигуры путем подкладывания специальных подушечек (их привязывают к бедрам под широкую поневу, ниспадающими прямыми жесткими складками). Кроме того, вниз надевают вторую нижнюю юбку из более грубого льняного или конопляного полотна с плотной, с отдельно пришитой кокеткой, образующей тугие складки вокруг бедер. Это соответствует старинным критериям женской красоты, которая определялась не утонченностью и стройностью фигуры, а значительностью и силой. И совсем поздним украшением костюма являются пышные шелковые банты, завязываемые на запястьях. Сегодня полюбоваться женским народным костюмом в Чернаве можно на большой церковный праздник, когда местные жительницы преклонного возраста идут в храм. Это говорит о том, что большие церковные и особенно местные престольные праздники в основе своей восходят к древнейшим ритуальным моментам, память о которых живет в народе до сих пор. Время уходит от нас безвозвратно, и мы должны задуматься, что уникальный Чернавский костюм - это не просто одежда, а хранитель истории и традиций русского народа. Это не просто часть нашей культуры, а еще и часть нашей души, часть нашего народного достояния, и забывать об этом мы не имеем права. Ольга АГЕЕВА, заведующая отделом обслуживания Милославской центральной библиотеки Газета "Моё Милославское" 13 мая 2022 г. |
Размер шрифта ААА
Архив новостей клубных учреждений по годампо районам |
© ГБУК РОНМЦ НТ Размер шрифта ААА
|
Минстерство культуры и туризма Рязанской области |