Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.

Деятельность клубных учреждений Рязанской области

ЧЕРНАВСКАЯ ПОНЕВА - ХРАНИТЕЛЬНИЦА ИСТОРИИ И ТРАДИЦИЙ НАРОДА

По обычаю лучшие женщины рода (хорошо живущие с мужьями) переодевали невесту - надевали свадебную сряду, состоящую из рубахи с красными рас­шитыми рукавами, а также первую в ее жиз­ни поневу, затем крас­ный фартук, поясной убор, и украшения. Эта сряда молодой замуж­ней женщины получила название - красота.

После этого обряда не­веста уже не могла показы­ваться с непокрытой голо­вой. Этот обычай в селе хранят пожилые женщины и поныне. Замужние жен­щины без платка не ходят.

По окончании свадьбы шушка откладывалась и в определенное время жиз­ни пожилой женщины включалась в состав сво­ей смертной обряды. Пе­реход девки в вековуху от­мечался облачением в толстую шушку, в которой она бессменно ходила всю оставшуюся жизнь, меняя ее по мере износа на та­кую же.

ЗАНАВЕСКУ НОСИЛИ ПОВЕРХ РУБАХИ

Еще один вид нагрудно-­плечевой одежды, быто­вавший в Чернавском жен­ском наряде, это - зана­веска. Ее надевали поверх рубахи с поневой и носили как в женском комплекте одежды (поневном), так и с шушкой в девичьем. Зана­веска предохраняла одеж­ду от загрязнения, служи­ла дополнительным укра­шением праздничного на­ряда, придавала всему ко­стюму законченный и мо­нументальный вид.

В качестве орнамента на нагруднике занавески использовался узор из горизонтальных и верти­кальных полос, контрас­тирующих по цвету с фо­ном. Подол украшался каймой из ткани, кружев или махров. Занавески из покупных тканей со сбор­ками относились к празд­ничным, а без сборок - к повседневным.

Печальные (горевые) занавески было принято надевать на похороны и после похорон. Ключевые печальные цвета - белый, черный, синий, коричневый - определяли рубеж­ные переходы печали, а также степень родства кручинящихся с умер­шим. Печальные (горе­вые) занавески по близким родственникам носили три года, а по дальним – сорок дней. Количество рубцов на занавеске называли до­рожками (в две дорожки, в три дорожки). Если умира­ли близкие родственники, то занавески носили со сплошными дорогами.

У ГАЛЯНКИ РУКАВА СТРОЧЕНЫЕ

Следующий вид нагруд­но-плечевой одежды - это галянка. Она носилась ба­бами поверх рубахи и поне­вы, а девками - на шушке. Отличие галянки от зана­вески состоит в том, что рукава занавески шились без сборок у запястья, они всегда были пришиты к стану. Существовали га­лянки, состоящие из двух отдельных, не сшитых меж­ду собой частей: собствен­но, галянки и рукавов. Гаянки подразделялись на строченую и галянку с затыками. В Чернаве и сей­час говорят: «Как тогда наряжались-то! В галянках, в пушках! У галянок были и рукава строченые!»

Строченая вышивка - это шитье белыми нитками по продернутому полотну. Та­кая вышивка считается древнейшей техникой ши­тья и несет в себе особый смысл. Основные узоры вышивки - разновидности ромбов, косые кресты и ярга. Все это свидетель­ствует о глубокой древно­сти Чернавской культуры.

По словам ученых Серги­ево-Посадского музея, «в изделиях, вышитых белой перевитью, все дышит ар­хаикой: технические при­емы, ограниченный набор образов геометрического орнамента, устойчивая структура всей орнамен­тированной части, будь то подол передника или ко­нец полотенца....

Все это свидетельствует, по-видимому, о древних устойчивых представлени­ях, «зашифрованных» в ор­наментике предметов, ко­торым придавалось очень важное значение...».

ЧЕРНАВСКАЯ ПОСЛОВИЦА

Белая строчная галянка будучи свадебной посад­ской одеждой являлась в то же время и погребаль­ной. В Чернаве существу­ет пословица: «В чем поса­дили, в том и положили» (са­диться на посад, ложиться в гроб). Другое изложение пословицы: «В чем под ве­нец, в том и под конец».

Расшивную галянку девки и бабы надевали, отправля­ясь кататься на гору в дни широкой Масленицы. Соот­ветственно галянке наде­вались и рубахи, и головной убор. Платки повязывались от темных до ярких крас­ных расцветок: баламутные (кумашные, набивные), в красную, желтую клетку, красные полушалки.

ПОЯСНОЙ УБОР

Хочется обратить осо­бое внимание на широкое разнообразие покромок, кушаков, кушачков, по­ясов, поясков в Чернавском народном костюме, которое говорит о целесо­образности выделения та­кого понятия, как «поясной убор». Разнообразие «по­ясного убора» связывали с временами года, возрас­тами и степенями празд­ничности и печали.

В бедной крестьянской одежде пояском для де­вочки могла служить лю­бая достаточно прочная лента. В более богатых се­мьях у девушки поясок-по­кромка имел концы с мах­рами и бисером.

Становясь невестами, девушки переходили на ношение широких шерстя­ных тканых кушаков. Они были значительно шире покромок. Обычно носили по два кушака. Концы за­вязывали сзади, оставляя Их длинными. Старожилы вспоминают: «В кушаки девки наряжались по два. Оба разные, подпоясыва­лись и перематывались узлами сзади».

Как уже говорилось, основным предназначением женщины было продолже­ние рода или жизненного круга. Поэтому, если уж девушка не выходила за­муж (свое предназначение не выполняла), то она всю жизнь ходила в шушке! Ни поневы, ни когачи на голо­ве не носила, но и пояса красивые ей тоже носить не полагалось, и поэтому подпоясывалась она всю жизнь одним печальным пояском, а чаще всего ве­ревкой. Также подпоясы­вались солдатки и вдовы.

ПРАЗДНИЧНЫЙ КОСТЮМ

Праздничный женский костюм, который бытует в Чернаве в настоящее вре­мя изменился, но типоло­гия костюма осталась пре­жней: комплект с поневой и ряд старинных деталей. Рубашка и передник шьют­ся из одинаковых ярких фабричных тканей (излюб­ленные цвета - ярко-зеле­ный, оранжевый и мали­новый). Рубаха кроится с прямыми поликами и широкими, собранными на манжеты, рукавами. Передник или занавеска, приобрел сборчатые вола­ны на плечах. Сохранились пояса с пышными кистя­ми, которые носят в Чер­наве по два, по бокам сзади. Пояса также рас­шиты яргическими узора­ми. В качестве шейных ук­рашений используют би­серные ожерелья, имею­щие вид воротника, плот­но прилегающего к шее. Местное название этого украшения - поджерелок. Вместе с поджерелком на­девают стеклянные бусы в несколько рядов, порой спускающиеся ниже по­яса. Стойкой традицией по-прежнему является окручивание головы по- старинному. Сначала де­лают рожки из волос и тряпочек (по-местному когач), сверху повязыва­ют концами назад тонкий нижний платок, который шьют из фабричной тка­ни. Затем надевают еще один платок - ситцевый - концами вперед, с высо­ким мысиком надо лбом - кочетом. Платок обяза­тельно красного цвета с желтым рисунком, «с вилюшечками», как говорят в Чернаве. К ушам или серьгам прикрепляют пушки - шарики из гуси­ного пуха.

Вызывает большой инте­рес местный прием увели­чения ширины фигуры пу­тем подкладывания специ­альных подушечек (их при­вязывают к бедрам под широкую поневу, ниспада­ющими прямыми жестки­ми складками). Кроме того, вниз надевают вторую нижнюю юбку из более гру­бого льняного или коноп­ляного полотна с плотной, с отдельно пришитой ко­кеткой, образующей тугие складки вокруг бедер. Это соответствует старинным критериям женской красо­ты, которая определялась не утонченностью и строй­ностью фигуры, а значи­тельностью и силой. И со­всем поздним украшением костюма являются пышные шелковые банты, завязы­ваемые на запястьях.

Сегодня полюбоваться женским народным костю­мом в Чернаве можно на большой церковный праз­дник, когда местные жи­тельницы преклонного возраста идут в храм. Это говорит о том, что боль­шие церковные и особен­но местные престольные праздники в основе своей восходят к древнейшим ритуальным моментам, память о которых живет в народе до сих пор.

Время уходит от нас без­возвратно, и мы должны задуматься, что уникаль­ный Чернавский костюм - это не просто одежда, а хранитель истории и тра­диций русского народа. Это не просто часть нашей культуры, а еще и часть на­шей души, часть нашего народного достояния, и забывать об этом мы не имеем права.

Ольга АГЕЕВА, заведующая отделом обслуживания Милославской центральной библиотеки

Газета "Моё Милославское"

13 мая 2022 г.

Размер шрифта ААА

Архив новостей клубных учреждений по годам

по районам


© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области