Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.

Деятельность клубных учреждений Рязанской области

ОДНО ИМЯ - ДВЕ СУДЬБЫ

Как уместить все в один газетный материал, если и темы важные - Год культурного наследия народов России и предстоящий Татьянин день, и обе героини настолько яркие и интересные, что говорить про них можно долга? Задача непростая, скажу честно. Но надеюсь, что хранительницы традиций скопинского гончарного промысла мне в этом помогут.

Когда встал вопрос о том, про кого писать в Татьянин день, перед глазами сразу встали образы наших знамени­тых художников. Лощинина и Голова­нова - такие разные, такие неординар­ные, такие горящие идеями и болею­щие душой за судьбу промысла. Этих двух Татьян хорошо знают не только в Скопине и в Рязанской области, но и далеко за пределами региона. Они уже вписали свои имена в золотой фонд на­родного искусства, хотя путь в профес­сию у них разный. И разговор с каждой из них получился очень интересным: о влиянии имени на судьбу, о промысле, о дне сегодняшнем, о планах и мечтах.

СТАНОВЛЕНИЕ

Таня Голованова, которая роди­лась и росла в Скопине, училась в ху­дожественной школе у Александра Рожко, свою судьбу определила сра­зу. Девушка поступила в Абрамцевское художественно-промышленное учили­ще, по окончании которого в 1980 году начала работать на Скопинской фаб­рике художественной керамики. Ее талант, увлеченность своим делом, инициативность и желание вывести скопинскую керамику на новый уро­вень сыграли важную роль в том, что в 1988 году она стала главным худож­ником фабрики.

Татьяна Лощинина родом из Кадома, она тоже окончила Абрамцевское училище и в 1983 году приехала в Ско­пин, где сначала трудилась мастером- гончаром, потом художником-гончаром, а с 1989 года стала художником- искусствоведом Скопинской фабрики художественной керамики.

- Мы с Таней счастливые: нам по­везло работать вместе с удивительны­ми мастерами, которые не только щед­ро делились секретами профессии, но и учили нас жизни, - говорит Татьяна Лощинина. - У нас на фабрике был своего рода семейный коллектив, где все поддерживали друг друга, вместе отмечали праздники и дни рождения, ходили в гости - эти воспоминания бесценны.

Нелли Насонова, Александр Рожко, Мария Линева, Александра Курба­това, Сергей Поляков - эти знамени­тые мастера стали для молодых худож­ников и наставниками, и коллегами, и друзьями. Их хотелось слушать, ло­вить каждый жест и технический при­ем, впитывать все, что создавалось го­дами, шлифовалось десятками гонча­ров и позже приобрело настоящую ценность - традиции скопинского гон­чарного промысла. Именно на фабри­ке обе Татьяны раскрылись как насто­ящие мастера: они участвовали в вы­ставках и конкурсах разного уровня, а сегодня их работы украшают многие государственные музеи и частные кол­лекции. Обе являются неоднократны­ми победителями областного конкур­са "Маэстро", лауреатами Государст­венной премии в области литературы и искусства, народными художниками Российской Федерации и бесспорным авторитетом для коллег.

ОБ ИМЕНИ

Татьяна - в переводе с древнегре­ческого "устроительница", "учреди­тельница", в переводе с древнерим­ского - "миротворица".

- Я считаю, что мое имя соответст­вует характеру, - говорит Татьяна Го­лованова. - Мне часто приходилось людей объединять, приводить к об­щему мнению. В коллективе мы все чему-то учились друг у друга, участ­вовали в выставках, фестивалях, конкурсах - иначе и быть не может.

А сейчас, в Год культурного на­следия народов России, вижу своей задачей собрать частных мастеров в одно целое, пото­му что без этого нет промыс­ла, я в этом убеждена!

С ней солидарна и Татья­на Лощинина: "Мое имя - прямое отражение моего ха­рактера! Я всю жизнь что-то устраиваю, и зачастую весь­ма успешно! "

ДЕНЬ СЕГОДНЯШНИЙ

Татьяна Лощинина и Тать­яна Голованова сейчас рабо­тают дома - у каждой есть своя небольшая мастерская, хотя Татьяне Константиновне всегда была ближе работа на фабрике: это общение, творческий рост, да и совместные действия всегда развивают.

А Татьяна Васильевна и печь свою, наверное, первая в го­роде оборудовала, и дом ку­пила из-за того, чтобы была возможность творить в спо­койной уединенной обстанов­ке: "Там ты один на один с мыслями, чувствами, идеями. Это сильно влияет на качество процесса".

Обе отмечают, что сейчас у них появилось больше воз­можностей и простора для творчества. "Мне очень нра­вится экспериментировать: до­бавлять новые глазури, пробо­вать иные способы работы, - отмечает Татьяна Лощинина. - Керамика - это широкая палит­ра деятельности, и мне всегда было интересно что-то новое. Но я поняла, что целой жизни не хватит, чтобы попробовать и охватить все. Поэтому я себя направляю в традиционное русло, а все остальное - твор­ческое баловство!" Сейчас Та­тьяна Васильевна работает над композицией "Тверичи" для частного музея в Твери и ле­пит традиционные изделия. Она считает, что в настоящее время много хороших гончаров по всему миру, но именно скопинские - носители традиций уникального промысла, и их надо передавать дальше: "Те конструкции сосудов, кото­рые придумали наши пред­ки, до сих пор не имеют ана­логов. Они и сейчас поражают своей сложностью и гармонич­ностью".

У Татьяны Головановой., всегда в фаворитах был фи­гурный сосуд - ее работы по­ражают величием и одновре­менно изяществом линий. А сейчас нравится создавать различные вазы - это изделие дает свободу творчества во всех направлениях. "Скопин никогда не был чисто декора­тивным, а обязательно функ­циональным, - подчеркивает Татьяна Константиновна.- Наши гончары всегда делали крынки, кувшины, горшки и другую посуду, которую ис­пользовали в хозяйстве. Сей­час тоже делают эти вещи, приспосабливая их для совре­менного интерьера". Она час­то бывает на фестивалях в Бе­ларуси, Молдове, Калинин­граде, Тунисе, Турции и Фран­ции (до пандемии), ведь дру­гая культура зачастую дает стимул для нового витка в своей работе. Сердце Татья­ны Головановой по-прежне­му на фабрике, и душа болит за ее дальнейшую судьбу, ведь так важно, чтобы это предприятие вновь работало в полную силу. Ну а творит она исключительно для души и чтобы не потерять свой про­фессиональный уровень.

МЕЧТЫ И ПЛАНЫ

Несмотря на такую раз­ность натур, мечтают обе Та­тьяны об одном: чтобы масте­ра скопинского гончарного промысла вновь вышли из до­машнего "подполья" и объеди­нились. Ведь только вместе, обмениваясь опы­том и мыслями, можно продолжать традиции промысла. Разрозненные художники и гонча­ры - это не промы­сел! Они мечтают, чтобы очередной Международный фестиваль гонча­ров, который прой­дет в этом году, стал настоящим праздником талан­тов - с обменом опытом и обсужде­ниями, шествием по городу и яркой культурной про­граммой, неорди­нарными участни­ками и восхищен­ными гостями.

- Наш Скопин ведь любят и об­щественность в це­лом, и гончары в частности, - гово­рит Татьяна Лощинина. - Да, были годы забве­ния, но сейчас интерес к про­мыслу и нашим мастерам ог­ромный, и это надо использо­вать!

- Год культурного наследия народов России начался, а про­мысел - это основа народного искусства, потому очень важно уделять ему должное внима­ние, - подчеркивает Татьяна Го­лованова. - Мы обязаны воспи­тывать детей в любви и уваже­нии к нашим традициям, к про­мыслу, к народному искусству, тогда эта связующая нить поко­лений не прервется!

Мы вместе с нашими пре­красными героинями искрен­не надеемся, что так и будет, что народному искусству и промыслам будут уделять должное внимание. И еще ве­рим, что дело наших славных мастеров обязательно про­должат молодые керамисты - яркие, чуткие, которые береж­но относятся к традициям и вносят свою лепту в историю.

Всех Татьян мы поздравля­ем с именинами и от души же­лаем крепкого здоровья, твор­ческого вдохновения во всем, радости и семейного благопо­лучия!

Наталья ИСАЕВА

Газета "Скопинский вестник"

21 января 2022 г.

Размер шрифта ААА

Архив новостей клубных учреждений по годам

по районам


© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области