Рязанский областной научно-методический центр народного творчества |
|
Деятельность клубных учреждений Рязанской областиОДНО ИМЯ - ДВЕ СУДЬБЫКак уместить все в один газетный материал, если и темы важные - Год культурного наследия народов России и предстоящий Татьянин день, и обе героини настолько яркие и интересные, что говорить про них можно долга? Задача непростая, скажу честно. Но надеюсь, что хранительницы традиций скопинского гончарного промысла мне в этом помогут. Когда встал вопрос о том, про кого писать в Татьянин день, перед глазами сразу встали образы наших знаменитых художников. Лощинина и Голованова - такие разные, такие неординарные, такие горящие идеями и болеющие душой за судьбу промысла. Этих двух Татьян хорошо знают не только в Скопине и в Рязанской области, но и далеко за пределами региона. Они уже вписали свои имена в золотой фонд народного искусства, хотя путь в профессию у них разный. И разговор с каждой из них получился очень интересным: о влиянии имени на судьбу, о промысле, о дне сегодняшнем, о планах и мечтах. СТАНОВЛЕНИЕ Таня Голованова, которая родилась и росла в Скопине, училась в художественной школе у Александра Рожко, свою судьбу определила сразу. Девушка поступила в Абрамцевское художественно-промышленное училище, по окончании которого в 1980 году начала работать на Скопинской фабрике художественной керамики. Ее талант, увлеченность своим делом, инициативность и желание вывести скопинскую керамику на новый уровень сыграли важную роль в том, что в 1988 году она стала главным художником фабрики. Татьяна Лощинина родом из Кадома, она тоже окончила Абрамцевское училище и в 1983 году приехала в Скопин, где сначала трудилась мастером- гончаром, потом художником-гончаром, а с 1989 года стала художником- искусствоведом Скопинской фабрики художественной керамики. - Мы с Таней счастливые: нам повезло работать вместе с удивительными мастерами, которые не только щедро делились секретами профессии, но и учили нас жизни, - говорит Татьяна Лощинина. - У нас на фабрике был своего рода семейный коллектив, где все поддерживали друг друга, вместе отмечали праздники и дни рождения, ходили в гости - эти воспоминания бесценны. Нелли Насонова, Александр Рожко, Мария Линева, Александра Курбатова, Сергей Поляков - эти знаменитые мастера стали для молодых художников и наставниками, и коллегами, и друзьями. Их хотелось слушать, ловить каждый жест и технический прием, впитывать все, что создавалось годами, шлифовалось десятками гончаров и позже приобрело настоящую ценность - традиции скопинского гончарного промысла. Именно на фабрике обе Татьяны раскрылись как настоящие мастера: они участвовали в выставках и конкурсах разного уровня, а сегодня их работы украшают многие государственные музеи и частные коллекции. Обе являются неоднократными победителями областного конкурса "Маэстро", лауреатами Государственной премии в области литературы и искусства, народными художниками Российской Федерации и бесспорным авторитетом для коллег. ОБ ИМЕНИ Татьяна - в переводе с древнегреческого "устроительница", "учредительница", в переводе с древнеримского - "миротворица". - Я считаю, что мое имя соответствует характеру, - говорит Татьяна Голованова. - Мне часто приходилось людей объединять, приводить к общему мнению. В коллективе мы все чему-то учились друг у друга, участвовали в выставках, фестивалях, конкурсах - иначе и быть не может. А сейчас, в Год культурного наследия народов России, вижу своей задачей собрать частных мастеров в одно целое, потому что без этого нет промысла, я в этом убеждена! С ней солидарна и Татьяна Лощинина: "Мое имя - прямое отражение моего характера! Я всю жизнь что-то устраиваю, и зачастую весьма успешно! " ДЕНЬ СЕГОДНЯШНИЙ Татьяна Лощинина и Татьяна Голованова сейчас работают дома - у каждой есть своя небольшая мастерская, хотя Татьяне Константиновне всегда была ближе работа на фабрике: это общение, творческий рост, да и совместные действия всегда развивают. А Татьяна Васильевна и печь свою, наверное, первая в городе оборудовала, и дом купила из-за того, чтобы была возможность творить в спокойной уединенной обстановке: "Там ты один на один с мыслями, чувствами, идеями. Это сильно влияет на качество процесса". Обе отмечают, что сейчас у них появилось больше возможностей и простора для творчества. "Мне очень нравится экспериментировать: добавлять новые глазури, пробовать иные способы работы, - отмечает Татьяна Лощинина. - Керамика - это широкая палитра деятельности, и мне всегда было интересно что-то новое. Но я поняла, что целой жизни не хватит, чтобы попробовать и охватить все. Поэтому я себя направляю в традиционное русло, а все остальное - творческое баловство!" Сейчас Татьяна Васильевна работает над композицией "Тверичи" для частного музея в Твери и лепит традиционные изделия. Она считает, что в настоящее время много хороших гончаров по всему миру, но именно скопинские - носители традиций уникального промысла, и их надо передавать дальше: "Те конструкции сосудов, которые придумали наши предки, до сих пор не имеют аналогов. Они и сейчас поражают своей сложностью и гармоничностью". У Татьяны Головановой., всегда в фаворитах был фигурный сосуд - ее работы поражают величием и одновременно изяществом линий. А сейчас нравится создавать различные вазы - это изделие дает свободу творчества во всех направлениях. "Скопин никогда не был чисто декоративным, а обязательно функциональным, - подчеркивает Татьяна Константиновна.- Наши гончары всегда делали крынки, кувшины, горшки и другую посуду, которую использовали в хозяйстве. Сейчас тоже делают эти вещи, приспосабливая их для современного интерьера". Она часто бывает на фестивалях в Беларуси, Молдове, Калининграде, Тунисе, Турции и Франции (до пандемии), ведь другая культура зачастую дает стимул для нового витка в своей работе. Сердце Татьяны Головановой по-прежнему на фабрике, и душа болит за ее дальнейшую судьбу, ведь так важно, чтобы это предприятие вновь работало в полную силу. Ну а творит она исключительно для души и чтобы не потерять свой профессиональный уровень. МЕЧТЫ И ПЛАНЫ Несмотря на такую разность натур, мечтают обе Татьяны об одном: чтобы мастера скопинского гончарного промысла вновь вышли из домашнего "подполья" и объединились. Ведь только вместе, обмениваясь опытом и мыслями, можно продолжать традиции промысла. Разрозненные художники и гончары - это не промысел! Они мечтают, чтобы очередной Международный фестиваль гончаров, который пройдет в этом году, стал настоящим праздником талантов - с обменом опытом и обсуждениями, шествием по городу и яркой культурной программой, неординарными участниками и восхищенными гостями. - Наш Скопин ведь любят и общественность в целом, и гончары в частности, - говорит Татьяна Лощинина. - Да, были годы забвения, но сейчас интерес к промыслу и нашим мастерам огромный, и это надо использовать! - Год культурного наследия народов России начался, а промысел - это основа народного искусства, потому очень важно уделять ему должное внимание, - подчеркивает Татьяна Голованова. - Мы обязаны воспитывать детей в любви и уважении к нашим традициям, к промыслу, к народному искусству, тогда эта связующая нить поколений не прервется! Мы вместе с нашими прекрасными героинями искренне надеемся, что так и будет, что народному искусству и промыслам будут уделять должное внимание. И еще верим, что дело наших славных мастеров обязательно продолжат молодые керамисты - яркие, чуткие, которые бережно относятся к традициям и вносят свою лепту в историю. Всех Татьян мы поздравляем с именинами и от души желаем крепкого здоровья, творческого вдохновения во всем, радости и семейного благополучия! Наталья ИСАЕВА Газета "Скопинский вестник" 21 января 2022 г.
|
Размер шрифта ААА
Архив новостей клубных учреждений по годампо районам |
© ГБУК РОНМЦ НТ Размер шрифта ААА
|
Минстерство культуры и туризма Рязанской области |