Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.

Нематериальное культурное наследие Рязанского края

Масленичная неделя в Скопинском уезде Рязанской губернии

«Календарный цикл представляет собой систему обрядов, приуроченных к определённым датам и срокам и объединённых общей аграрной и скотоводческой направленностью совершаемых элементов [Пашина О.А. Календарно-песенный цикл у восточных славян. М., 1998. с. 10.]»

В современном виде народный славянский календарь представляет собой тесное переплетение языческих и христианских верований, что свидетельствует о народном двоеверии и ярко отражается во многих праздниках. Так Масленица, или Масляная, Молочная, Сырная неделя, Сырница – особенное празднество, сохранившееся в народном календаре от давних дохристианских времён. У рязанцев старшего поколения более всего в употреблении следующие названия этой недели: Масляная неделя, маслина, Маслинская неделя, Масляная заговенья (в женском роде). «С Маслиной, с широкой!» – поздравляют крестьяне, зайдя к соседям; придут, помолятся и поздравляют хозяев.

В Рязанской области, как и во многих других местах, не известны названья дней Масленичной недели, что приводит И. Сахаров в своей книге «Сказания русского народа». Но на данной территории существует представленье о том, что с середины недели начинается широкая или коренная Масленица. При этом день начала широкой масленицы в зависимости от локальной традиции варьируется. Например, в Маклаково до среды Масленицу называли «обыкновенною», а со среды – «широкою».

Следует отметить, что прежде чем встречать масленицу, наши старики и все благочестивые хранители традиций поминают умерших предков. В русском православии суббота накануне Масляной недели – это день особого поминовения усопших.

В Рязанской области в «маслинский помин» посещается кладбище.

Воскресенье накануне Масляной недели повсюду называется мясным заговеньем. В мясное заговенье заговляются мясом: в последний раз едят мясное перед Масленой неделей и Великим постом (мясопустом).

В некоторых селеньях довольно долгое время сохранялась традиция встречи Масленицы. Такая встреча устраивалась в воскресенье перед Масляной неделей в с. Секирино. Обычай назывался сани обмерять: компании подружек устраивались около саней и в самих санях (без впряжённой лошади), играли здесь не переставая, пели маслинские песни [Тульцева Л.А. Рязанский месяцеслов. Круглый год праздников, обрядов и обычаев рязанских крестьян. // Рязанский этнографический вестник. Рязань, 2001. с. 81] (приуроченная к Масленице «Широкая та была дорожунька» (нотное приложение № 13), протяжные). С секиринским схож по своему ритуальному значению обычай закатывать Масляницу: девушки накануне Масленой недели возили друг друга на санях, с которых предварительно снимались оглобли и нахлестки (вязок, накладываемый на санные копылья) [Мансуров А.А. Описание рукописей Этнологического архива Общества исследователей Рязанского края. Вып. 1. №№ 30, 50. Рязань, 1928 г.]

С понедельника масленичной недели в селе Чернава начиналась «узкая» Масленица. К этому дню дети лепили горки, заливали их водой и катались на них. В первые дни недели крестьяне обычно заняты работой: мужчины плели липовые лапти для семьи и на продажу, ходили за скотом; женщины пряли лён и коноплю. Также по материалам конца 1960-х годов Масленицу-блинницу начинали с выпечки блинов. По древней традиции первый блин посвящали усопшим предкам. В старину первый блин отдавали нищему, иногда оставляли в качестве тайной милостыни на слуховом окне, чтобы странники и нищие, не выпрашивая подаяния, могли утолить голод, предварительно помолившись о здравии хозяев и помянув за упокой души умерших родителей.

Со среды многие жители Скопинского района начинали печь блины. В старину по большей части пекли пшённые и гречневые блины, так как именно эти культуры в изобилии выращивались на данной территории. Издавна к блинам подаются масло, сметана, творог, что определялось характером этой недели – употреблять в пищу молочное, рыбное и много пряженого(т.е. того, что печётся на масле). При чём качество и количество масла, сметаны, творога, подаваемых к блинам, всё улучшалось по мере нарастания масленичного празднования. Например, в Маклаково сто лет назад в первые дни Масленицы блины ели с конопляным маслом, затем с коровьим, смазывая их пером, и, наконец, в последние дни блины ели окуная их в растопленное коровье масло.[Тульцева Л.А. Рязанский месяцеслов. Круглый год праздников, обрядов и обычаев рязанских крестьян. // Рязанский этнографический вестник. Рязань, 2001. с. 82]

В зависимости от того, есть ли в доме корова и отелилась ли она к этому времени, зависело на чём будут печься блины – на воде или молоке [

Носова Г.А. Масленица в селе Чернава Скопинского района Рязанской области 13 – 19 февраля 1961 года. // Этнография и фольклор Рязанского края. (Первые Лебедевские чтения) к 100-летию со дня рождения Н.И. Лебедевой // Рязанский этнографический вестник. Рязань, 1996].

В начале 1960-х годов в селе Чернава ещё сохранялся обычай смотрин невест на Масленицу. Смотрины устраивались на вечерних посиделках (обычно в среду). Девушки одевались в яркие кофты (малинового цвета), широкие юбки в сборку (зелёные), повязаны красными платками, на шее – связки крупных бус, нарумянены. Сам народ на смотрины начал собираться к десятому часу вечера. Первыми приходили женщины заинтересованные в выдаче девок замуж, они давали девкам советы как надо себя вести и поправляли им платья. Затем приходят парни и садятся на лавку под иконы. С приходом следующей группы молодёжи, в состав которой преимущественно входили молодухи и парни, девушки начинали по очереди петь частушки и страданья. Через некоторое время парни уходили и приходила следующая группа парней и всё повторялось по новой. Приходящий народ, заходя в избу, не раздевался. Таким образом смотрины могли продлиться до двенадцати или даже до двух часов ночи[Носова Г.А. Масленица в селе Чернава Скопинского района Рязанской области 13 – 19 февраля 1961 года. // Этнография и фольклор Рязанского края. (Первые Лебедевские чтения) к 100-летию со дня рождения Н.И. Лебедевой // Рязанский этнографический вестник. Рязань, 1996.]. На этом своеобразном смотре невест главное место занимают парни и девушки. Парням на этом действе принадлежало почётное место, но и девушки должны вести себя бойко.

Праздник начинается по обычаю с четверга – «широкой масленицы».

Бьющий через край избыток – сил, еды, питья, нарядов, веселья – основной мотив всех больших аграрных праздников. Тема плодородия присутствует во всех моментах праздника, особенно явно эта идея воплощалась:

1)                в угощении чрезмерным количеством разнообразной праздничной еды;

2)                в праздничном гостевании и чествовании молодожёнов;

3)                катании с гор и на лошадях;

4)                прогулках в праздничных шалях и одеждах;

5)                ряженьях;

6)                обычае Прощёного воскресенья;

7)                обычае Чистого понедельника.

В Скопинском уезде приглашение молодожёнов в гости к тестю с тёщей называлось позывы. Позывы начинались с того, что тёща с вечера (в четверг на пятницу) звала к себе в гости молодых, свекровь и других родственников жениха. В старину было принято, чтобы зять на позывах в благодарность дарил тёще и золовке лапти собственного плетенья. Это называлось пойти в отводы[Носова Г.А. Масленица в селе Чернава Скопинского района Рязанской области 13 – 19 февраля 1961 года. // Этнография и фольклор Рязанского края. (Первые Лебедевские чтения) к 100-летию со дня рождения Н.И. Лебедевой // Рязанский этнографический вестник. Рязань, 1996.]. Лапти привозили по целому мешку. Если молодой не умел плести лапти, то за него это делали отец или брат. Лапти надо было подарить «мелкие»; они считались более нарядными, т.к. плелись из тонкого лыка. Молодым в это время был особый почёт, поэтому их сажали на лавку под образа. Когда собиралось большое количество родственников, ставили два стола – за одним сажали молодых, а за вторым садились все остальные родственники. В тех домах, где средства позволяли, гуляния продолжались не только с четверга по воскресенье, но и могли длиться всю неделю, с самого понедельника. В с. Чернава на стол ставили: на первое – солёные огурцы, холодные закуски. Потом жареную рыбу (сомовину), блинцы, каравайцы с коровьим маслом, драчоны – пшеничные лепёшки с яйцами. Гости пели и плясали. С четверга на пятницу молодожёны ночевали в доме у тёщи. На следующий день они возвращались в дом к свекрови, где снова начинались угощение и гуляние.

Четверг, пятницу, субботу, воскресенье Масленичной недели раньше не работали. В эти дни катались с гор и на лошадях. Гору «испокон веку» заливали на бугре – спуске к реке. Заготавливали её заранее, иногда за неделю-две. На каждом порядке была своя гора. Молодёжь (от 13 до 30) каталась на ногах (стойком), парами (молодые, парень с девушкой, девушка с девушкой), юзом (группа цепочкой). Специально для катания надевали лапти, чтобы легче было скользить по льду. Дети приготавливали к Масленице круги. Их вили из соломы, пришивали к низу лапти, обливали водой и замораживали. Старушки выходили на горку с донцами от прялок, на который иногда клали блин, или с гребнем.

Катанию с гор и на лошадях на Масленичной неделе придавалось ритуальное значение. Когда катались с гор, то смотрели, которая из девушек прокатится дальше – та, полагали, быстрее выйдет замуж (вариант: в дальнюю сторону, в дальнюю деревню).

В случае необходимости горку чаще всего устраивали специально, наращивая её снежными колобами и поливая сверху водой. Разнообразен набор предметов, приспосабливающихся для катания: «лубьё» (липовая кора), рогожи, коровьи шкуры, санки, салазки. Один из распространённых способов катанья – на «катушках», «ледянках». В Секирино «катушку» (или «катанку», «ледянку») делали из старой кошелки (корзины, лукошка), днище которой обмазывали коровьим навозом и выставляли на мороз, чтобы замёрзла. По воспоминаниям, когда катились с горы на катушке, то она непрерывно крутилась юлой: «ноги к верху падымаишь», что бы они не цеплялись за снег, поскольку «катушка по снегу легко летит»[Тульцева Л.А. Рязанский месяцеслов. Круглый год праздников, обрядов и обычаев рязанских крестьян. // Рязанский этнографический вестник. Рязань, 2001. с. 85.]. Катание с гор по-видимому носило ритуальный характер: «чтобы лён был дольше»[ Тульцева Л.А. Рязанский месяцеслов. Круглый год праздников, обрядов и обычаев рязанских крестьян. // Рязанский этнографический вестник. Рязань, 2001. с. 86.].

Большие катанья на лошадях начинались в уездных городах, куда съезжались на своих лошадях жители со всех окрестных деревень и сёл. Лошадей украшали рушниками, кушаками, полотенцами, вплетали в гриву и хвост разноцветные ленты и лоскуты (в основном красные), а также украшали бубенцами. Масленичный поезд мог доходить до нескольких сотен лошадей и представлял собой красивейшее зрелище[Тульцева Л.А. Рязанский месяцеслов. Круглый год праздников, обрядов и обычаев рязанских крестьян. // Рязанский этнографический вестник. Рязань, 2001. с. 86.]. Начиная с пятницы начинали кататься в с. Секирино. Старожилы Чернавы вспоминают, что раньше девушки собирали по шапке овса и кормили лошадь хозяина: за эту плату он катал их по деревне. Дугу упряжи украшали еловыми ветками, увешивали лентами, полотенцами, иногда ёлку укрепляли на передке саней[Носова Г.А. Масленица в селе Чернава Скопинского района Рязанской области 13 – 19 февраля 1961 года. // Этнография и фольклор Рязанского края. (Первые Лебедевские чтения) к 100-летию со дня рождения Н.И. Лебедевой // Рязанский этнографический вестник. Рязань, 1996. с. 23.].

 Об общем праздничном ликовании на Масленицу до сих пор вспоминают сельские жители старшего возраста. Например, секиринцы помнят: «У нас Масленицу очень исповедали. Гулянье было очень большое». Все пели. Это село и сейчас остаётся поющим. Девушки, выходя на улицу, «плетьми играли»: «обнимемся, сколько нас есть и идём вдоль улицы, поём»[ Тульцева Л.А. Рязанский месяцеслов. Круглый год праздников, обрядов и обычаев рязанских крестьян. // Рязанский этнографический вестник. Рязань, 2001. с. 84.].

Этнографические материалы 1920-х годов и воспоминания жителей 1930-х годов говорят о широком распространении на Масленицу обряда ряженья и ритуальных игр с участием ряженых.

Любимым переодеванием было одеваться в вывороченную шубу, являющуюся символом плодородия и богатства.

К числу широко распространённых масленичных развлечений относятся переодевания мужчин в женщин и женщин в мужчин. Таких ряженых в Скопинском (и Милославском) р-не, так же как и летом, называли русалками[Тульцева Л.А. Рязанский месяцеслов. Круглый год праздников, обрядов и обычаев рязанских крестьян. // Рязанский этнографический вестник. Рязань, 2001. с. 89.].

В начале XX века центральной фигурой во время гуляний был конь. Им наряжались или мужчина, или женщина[Тульцева Л.А. Рязанский месяцеслов. Круглый год праздников, обрядов и обычаев рязанских крестьян. // Рязанский этнографический вестник. Рязань, 2001. с. 90.]. Делался каркас из палок, он покрывался какой-нибудь дерюгой; впереди прикрепляли голову из тряпок, сзади – хвост из мочала. Всё это сооружение прикреплялось к поясу ряженого так, чтобы получилось впечатление всадника на коне. Конь обычно шёл впереди толпы ряженых и смешил народ.

 В годы Великой Отечественной Войны появляются ряженые женщины, одетые в солдатскую форму. Демонстрировали богатства бабушкиных сундуков, особенно красивые шали. В XX веке ряженье в старинные одежды стало одним из излюбленных способов «показать себя» перед народом: наряжались «в старинское» – шубки, сарафаны, кокошники; «на Маслинску» ходили, наряжались, плясали.

Довольно мало сохранилось свидетельств о сожжении чучела. В Секирино о кострах «и не рассказывали».

В Вослебове чучело наряжали в пятницу: «Гулянка была в субботу, а чучело наряжали в пятницу под субботу». Для этого на палки навешивали холщёвые лохмотки (старую одежду, тряпки), прибивали к дереву и поджигали. По объяснению рассказчицы: «Всё было холщёвое. Поэтому зажигали и всё очень быстро сгорало, дерево не успевало тронуть огнём»[Тульцева Л.А. Рязанский месяцеслов. Круглый год праздников, обрядов и обычаев рязанских крестьян. // Рязанский этнографический вестник. Рязань, 2001. с. 92.].

Прощёное воскресенье

Обычаи прощёного дня по своему характеру подразделяются на две большие группы: семейно-родственные и общественные.

На первом месте стоят обряды, связанные с почитанием усопших предков. По сведениям предоставленными протоиереем Иоанном Антизитровым в 1850 году в г. Скопине и его окрестностях существовал обычай «в субботу или воскресенье на Масляной ходят на кладбище, чтобы проститься с покойными родственниками. Прощанье в церкви в прощёный день»[Зеленин Д.К. Описание рукописей Учёного архива императорского русского географического общества. Вып. 3 Пг., 1916 г. с. 1159].

Следует отметить, что находящиеся на расстоянии 1 – 1,5 км друг от друга селения Секирино и Чулково в обычаях по данному поводу сильно разнятся. Так, например, в Чулково, так же как и в Чернаве, на Прощёное воскресенье ходят на могилки, а в Секирино нет.

После посещения кладбища народ наряжался, так как предстояло или самому пойти в гости или принять гостей.

В Рязанской губернии, так же как в других губерниях России, широкое распространение получил обычай посещать в Прощёное воскресенье родственников. Прощаться на Масленой начинали заранее, из-за того, что количество людей, которым хотелось оказать почтение и уважение, было очень велико. Так было, например, в Маклаково. В. В. Чепурнин в 1899 г. писал, что здесь прощёными называли помимо воскресенья также четверг, пятницу и субботу на Масляной неделе. Во многих местах прощаться начинали с субботы и с этой целью делали соответствующие визиты.

Вечером в воскресенье в преддверии Поста заговлялись яичницей и просили друг у друга прощенья (в кругу своих домашних). Также этот день назывался рыбным заговеньем, так как это последний день, когда можно было есть рыбу. Молодёжь же провожала Масленицу по-своему: выходили на гулянье с гармонью и ходили по селу из одного конца в другой с песнями и частушками, на всё это веселье продолжалось только до десяти часов, так как считалось, что вечером уже начинается Пост. Во время поста гуляний не устраивалось и песен не пелось. В с. Чернава известна пословица: «Придёт Пост – прихватит хвост». По сообщению информаторов, раньше Пост строго соблюдали. Каждую субботу пекли постные блины для поминовения усопших [Носова Г.А. Масленица в селе Чернава Скопинского района Рязанской области 13 – 19 февраля 1961 года. // Этнография и фольклор Рязанского края. (Первые Лебедевские чтения) к 100-летию со дня рождения Н.И. Лебедевой // Рязанский этнографический вестник. Рязань, 1996. с. 24]. Начиная с 1930-х годов данный обычай начал нарушаться [ Тульцева Л.А. Рязанский месяцеслов. Круглый год праздников, обрядов и обычаев рязанских крестьян. // Рязанский этнографический вестник. Рязань, 2001. с. 94 – 95.].

Ведущий методист ГБУК РОНМЦ НТ Щетинина А.С.

Размер шрифта ААА

Архив материалов

Ближайшие мероприятия

Областной фестиваль любительского художественного творчества «Пушкин и я – культурная семья» проводится в целях сохранения, пропаганды, преумножения богатства и самобытности Рязанской культуры;  воспитания у молодого поколения чувства  патриотизма и гордости за Рязанский край; развития массовости и повышения исполнительского мастерства  любительских  творческих  коллективов.

С 1 февраля по 30 ноября 2024 года в соответствии с планом работы Государственного бюджетного учреждения культуры «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества» состоится театральная гостиная «Там, за щелочкой кулис…». Её проведение способствует дальнейшему развитию жанра любительского театра, повышению исполнительского мастерства и активизации творческой деятельности коллективов.

Рязанский областной научно-методический центр народного творчества представляет вашему вниманию персональную выставку работ мастерицы из г. Касимов Бауровой Светланы Николаевны «Юбилейная» (горячая эмаль в бересте, плетеные изделия из бересты и соломки), приуроченную к 50-летию со дня рождения автора, которая является восьмым выставочным мероприятием цикла «Мастера Рязанщины», а также проходит в рамках Национального проекта «Культура» и Федерального партийного проекта «Культура малой Родины». В экспозицию вошло около 60 работ, созданных мастерицей в разное время.

К участию в конкурсе приглашаются методисты, специалисты по работе с детьми, культорганизаторы, руководители детских клубных формирований.

Фестиваль будет проходить 14 апреля 2024 г. в Спасском районном Доме культуры.

© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области