Рязанский областной научно-методический центр народного творчества |
|
Нематериальное культурное наследие Рязанского краяПрибаутки и сказочки Шацкого района Рязанской области. Часть 1Прибаутки – один из жанров детского фольклора [Образцы борковских припевов см. диск «У нас горенка (8ТЕКЕОК2001169)], обычно это небольшие стихотворные произведения, нередко рифмованные, которыми занимали ребенка на досуге. Они были рассчитаны на детей от полутора-двух лет и старше, активно осваивавших язык взрослых. Иногда «прибаутками» могли называть любые шутливые, озорные приговоры. «Прибаутки были. Прйдуть, например, маладыи спять, а там приходють и гыварять: "Чёо ш вы спите? У вас тялок замёрз?"...» [ с. Агишево; МИА42:26об.].
Границы между всеми жанрами детского фольклора весьма условны, одно и то же произведение могло служить в зависимости от ситуации то колыбельной, то пестушкой или прибауткой. Это вполне понятно, если учесть, что в традиционном народном творчестве не существовало специальных «развлекательных» жанров. В любом фольклорном тексте потенциально заложены как развлекательная, так и дидактическая и обрядовая функции, которые в полной мере проявляются лишь в определенных ситуациях. Понятно, что хотя при общении взрослых с детьми использовались и некоторые тексты, известные прежде всего по своим обрядовым употреблением (например, авсеньки или свадебные прибаски), в данном случае в них на первый план выходит именно то, что способствует обучению и развлечению. Основная отличительная черта прибауток – их оторванность от какого-либо действия. Более того, они сами являются активным словесным действием, направленным на то же, что и пестушки, характерной чертой которых является сочетание простых форм движения, выполняемых взрослым вместе с ребёнком либо самим ребёнком, и коротких рифмованных приговорок или песенок: позабавить, развлечь, повеселить ребенка, а заодно и присутствующих при этом взрослых. Не удивительно поэтому, что у многих прибауток отнюдь не детские сюжеты.
Чертой, присущей прибауткам, является контаминация, сложение сюжетов, что хорошо осознается самими исполнителями и выразилось в постоянно повторяющихся словах: «Вот так вот всё им и собираешь». Вместе с тем, прибаутки – это прежде всего языковая, словесная игра. Отсюда невероятное обилие в них игровых черт: неожиданные сочетания фрагментов неродственных по происхождению текстов, употребление «серьезных» текстов в шуточно-пародийном контексте, сближающее прибаутки с небылицами и скоморошинами и т.п. Отсутствие внешнего действия понуждает исполнителя к более тщательной разработке сюжета. В этом отличие прибауток от близких по форме текстов других жанров игрового фольклора.
Для формы очень многих прибауток характерно непрерывное чередование причин и следствий, действий или явлений, вытекающих одно из другого, вопросов и ответов (например, «ворона на дубочек села» – «дуб обвалился» – «телок подавился» и т.д. или «мужик потерял дугу» – «искал ее и не нашел» – «заплакал, пошел» – «зашел к государыне» и т.д.). В этой форме прибаутки воплотилось стремление установить причинно-следственные связи между явлениями и действиями людей, сделать это наглядно для ребенка и тем самым стимулировать и постоянно упражнять его способность к логическому мышлению.
Ниже приводятся наиболее типичные для Шацкого района типы прибауток, бытовавшие еще в начале века, а во многих случаях бытующие и до сих пор. Обращает на себя внимание отсутствие в народных текстах, адресованных детям, специальной цензуры, смягчающей их до пасторали. В прибаутках встречаются и слова, которые можно было бы счесть неприличными, но это не делает их «непедагогичными» с точки зрения народной педагогики. В этом смысле «взрослая» жизнь в народной культуре не отгорожена от жизни «детской» непроницаемой стеной «норм приличия».
«Мама маим рибятам играла, а я сваим внучятам. Вот, играишь им:
Тпру́нди, тпрунди, балалайка,
Ермакова жэна Паранька
В трубу лазила,
Сиськи мазала,
Черны брови навалила,
С рибятами гаварила:
– Ах вы, стары старики,
Пожылые мужыки,
Чем вы бораду красили?
– Мы ни краскый, ни памазкый,
Мы на солнышки лижали,
Борыду кверху падиржали.
Сильный дождик памырасил,
Нам бародку пакраси́л [Стрельникова Полина (Пелагея) Андреевна, 1927 г.р., с. Черная Слобода; СИС 14:1Зоб.].
Тпрунди, тпрунди, балалайка,
Ни жана твая Паранька,
Жана Катинька,
Талстапятинька,
В трубу лазила,
Сиськи мазала,
Чирнабровых навадила,
Старикам борыды краси́ла.
– Ох вы, стары старики,
У вас борыды вилики́.
Как у нашыва гаспадина
Разыгралася скатана:
Утки в дудки,
Ка́нки [=индюшки] в трастянки,
Тараканы в барабаны,
Каза в синим сарафани… [ Коростылёва Ольга Федоровна, 1918 г.р., с. Федяево; СИС 17:39, 53об.].
Патирял мужык дугу,
Шарил, шарил, ни нашол,
Сам заплакал и пашол.
(вар. 1: Шарил, шарил, ни нашол,
Взял заплакал да пашол [с. Демидово].
вар.2: Шарил, шарил, ни нашол, И в зеленый лес пошол [Климушкина Татьяна Петровна, 1915 г.р., д. Ветринка].
вар.З: Мужык бегаить, арёть,
Дугу ни найдёть [с. Демидово].
вар.4: А жына яво пришла И дугу яму нашла [Калганова Матрёна Ивановна, 1914г.р., с. Черная Слобода]).
Шол, шол, шол, шол
Он и к барыни зашол.
Радила барыня сына
Палтара аршына,
(вар.: К гасударыни зашол.
Гасударьшя радйла
Сына Максима.
– Кума Степанида,
Сшэй палатенцу
Накрой маладенцу [Митина Мария Никифоровна, 1910 г.р., с. Демидово]).
Яво пирикристили, В купель упустили [Сухорукова Татьяна Петровна, 1923 г.р., Протазанова Татьяна Ивановна, 1928 г.р., с. Черная Слобода; СИС 14:13об.; с. Демидово; СИС 17:23об.; Климушкина Татьяна Петровна, 1915 г.р., д. Ветринка; СИС 14:40; Калганова Матрёна Ивановна, 1914 г.р., с. Черная Слобода; СИС 15:29; Митина Мария Никифоровна, 1910 г.р., с. Демидово; СИС 17:36об.]
Ни бей нашых кынапей!
Я убью барана,
Пазаву Ивана.
Иван на пакоси,
На белам бирёзи
Граматку пишыть,
На диви́цу дышыть:
– Ди́вица, диви́ца,
Сыхади пы вадица.
Вада на работи,
Дрозди на балоти.
– Ой ты, са́вушка-сава́,
У те ни шыты рукава,
Кто те ножку праламил?
– Вон энт старый старичёк.
– Мыжычёк-кыжычёк,
Куды ты дявалси?
– В канапи зарылси.
Канапи-та затрищели,
Варабьи-та запищели.
Девки-татарки
Взели па палки,
Ане стукнули па даске,
Услыхали все в Маскве.
Мост абвалилси,
Царь пакатилси.
Как царёва жына
Радила сына Царя Канстантина [Протазанова Татьяна Ивановна, 1928 г.р., с. Черная Слобода; СИС 14:14].
– Чижык, чижык, варабей,
На паповым на таку́
На паповам на таку
Я качю, качю, качю, ____________________________________________________________________________________________________ |
Размер шрифта ААА
Архив материаловБлижайшие мероприятияПерсональная выставка работ художника-любителя из с.Истье Старожиловского района Романовой Ольги Михайловны «Вдохновение» (живопись, графика, мягкая игрушка), приуроченная к 60-летию со дня рождения автора, откроет свои двери 3 мая 2024 г. в 12.00 по адресу: Урицкого, 72 и продлится до 31 мая 2024 г. Выставка будет работать ежедневно (кроме субботы, воскресенья и праздничных дней) с 10.00 до 17.00, вход бесплатный.
Персональная выставка работ художника-любителя из Касимовского района Семенова Николая Васильевича «Мой край родной» (живопись), приуроченная к 65-летию со дня рождения автора, откроет свои двери 3 мая 2024 г. в 12.00 по адресу: Урицкого, 72 и продлится до 31 мая 2024 г. Выставка будет работать ежедневно (кроме субботы, воскресенья и праздничных дней) с 10.00 до 17.00, вход бесплатный.
Рязанский областной научно-методический центр народного творчества представляет вашему вниманию персональную выставку работ мастерицы из г. Рязань Фадеевой Раисы Николаевны «Лоскутный мир Раисы Фадеевой» (лоскутное шитье), которая является двенадцатым выставочным мероприятием цикла «Мастера Рязанщины», проходит в рамках Национального проекта «Культура» и Федерального партийного проекта «Культура малой Родины», а также приуроченную к 90-летию со дня рождения автора.
Областной фестиваль любительского художественного творчества «Пушкин и я – культурная семья» проводится в целях сохранения, пропаганды, преумножения богатства и самобытности Рязанской культуры; воспитания у молодого поколения чувства патриотизма и гордости за Рязанский край; развития массовости и повышения исполнительского мастерства любительских творческих коллективов.
С 1 февраля по 30 ноября 2024 года в соответствии с планом работы Государственного бюджетного учреждения культуры «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества» состоится театральная гостиная «Там, за щелочкой кулис…». Её проведение способствует дальнейшему развитию жанра любительского театра, повышению исполнительского мастерства и активизации творческой деятельности коллективов. |
© ГБУК РОНМЦ НТ Размер шрифта ААА
|
Минстерство культуры и туризма Рязанской области |