Рязанский областной научно-методический центр народного творчества

Нематериальное культурное наследие Рязанского края

Ритуальная пища Скопинского уезда Рязанской губернии

 

Ритуальная пища Скопинского уезда Рязанской губернии.

 

Поскольку система питания русских имела региональные отличия, связанные, прежде всего, с существованием в России разных природных климатических зон и, соответственно, с разными направлениями в развитии сельского хозяйства, то и характер питания также подчинялся влиянию этих факторов. Таким образом, исследование регионального питания в зависимости от географического фактора представляет немалый интерес с точки зрения выявления этнической специфики. С этой точки зрения важно обратить внимание на изучение питания в одной из областей России – Рязанской области, а именно Скопинского уезда (района), где в течение многих веков сохранялись богатые традиции в материальной и духовной культуре.

Некоторые сведения о питании жителей Скопинского уезда почерпнуты из рукописных материалов Общества любителей естествознания, археологии и этнографии (ОЛЕАЭ), созданного в середине 19 века при Московском университете. В настоящее время материалы Общества находятся на хранении в архиве Института этнологии и антропологии Российской академии наук (коллекция 14). Большая часть этих сведений была опубликована в Известиях ОЛЕАЭ. В материалах есть сведения о говении в дни Великого поста, о запрете работать по пятницам, о разговинах (медовое, яблочное говение), о выпечке обрядового печенья во время Великого поста и т.д.

Ценными материалами о соблюдении постов в советский период, точнее в 1920 - 1930-е годы, располагает Научный фонд Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника (РИАМЗ), включающий материалы по этнографии Рязанского края. Это материалы полевых экспедиций, организованных музеем. Но особенно ценной составной частью Научного архива можно считать рукописные материалы Этнологического архива Общества исследователей этнографии Рязанского края (ОИРК), собранные сотрудником, а потом ученым секретарём Общества А.А. Мансуровым.

Ещё одним из источников послужили полевые исследования автора, проводившиеся автором на территории Скопинского района Рязанской области с 2005 по 2008 г.г.

Как известно, питание зависит от определённого хозяйственно-культурного типа, поэтому важно отметить, что на территории Рязанского края занимались преимущественно зерновым земледелием. Оно обусловило широкое использование зерновых и прежде всего хлеба и мучных изделий, названия которых очень разнообразны и многочисленны в рязанских говорах. В доме всегда держали запасы ржи, ячменя, проса, чечевицы, овса, пшеницы, гречки, которые ежегодно пополняли. Зерно перерабатывали на муку и крупу. Зерно мололи вручную на каменных жерновах - крупорушках, для переработки проса была  просорушка.

Питание зависело от  материального достатка крестьян, среди которых были богатые, зажиточные и бедные. Например, богатым запасом зерна, муки и других продуктов питания хватало на весь год, а зажиточным крестьянам – до масленицы или Пасхи, а потом приходилось покупать. У бедных же крестьян нехватка продовольствия даже после недавно собранного урожая сказывалась уже до "Зимнего Николы" (6/19 декабря); нередко зиму они проводили впроголодь. Поэтому освещение вопроса ритуальной пищу Скопинского уезда Рязанской губернии следует начать именно с осеннего периода, который во все времена считался своеобразным рубежом в земледельческом календаре.

Одним из главных праздников в жизни крестьянина считается престольный праздник, к которому приурочивали и свадебные торжества, так же как и ко многим "годовым" праздникам. По сути, престольные (храмовые) праздники относятся к вписанным в календарь праздникам семейно-общественного цикла. Они были и остались в числе важнейших праздников аграрного календаря. Восприятие крестьянами престольного праздника с сакрально-литургической точки зрения было столь велико, что сельские сходы выносили решения штрафовать крестьян, нарушавших старые традиции работой по праздникам. Например, в д. Границе Скопинского уезда около 1899 г. сходом был составлен приговор об обязательном праздновании всеми крестьянами всех праздников; за нарушение налагался штраф: ведро водки в пользу общества.  В данном контексте нарушение традиций расценивалось как повреждение годового месяцеслова, т.е. важного времени в пространстве определённого прихода.

В с. Вослебово престольный праздник во имя Рождества Пресвятой Богородицы (21 сентября) называют наш праздник. По объяснению местных жителей, наш праздник – это значит, что «кругом работают, а мы празднуем». Нашим праздником называют свои престольные дни жители других селений Скопинского уезда. Так, в селе Секирино престольным праздником является Борис-Глеб (6 августа),  в Лопатино и Пупках – Покров Пресвятой Богородицы (14 октября), в Победенке и Князево – Михайлов день (21 ноября), в Ермолово нашим праздником был Духов день (понедельник после Троицы), а в Чулково и посёлке Победенка – Казанской Божьей Матери (21 июля), в Казинке – Параскева-пятница (10 октября). Таким образом, все престольные праздники приходятся на летне-осенний период, в котором наименьшее количество обрядов продуцирующего характера.

Расходясь по домам по окончании богослужения, каждый, согласно старой русской традиции, приглашал односельчан и соседей «пожаловать в гости» на праздничный обед.

К праздничному обеду готовились заранее. Поэтому в день праздника стол крестьянина ломился от изобилия предложенного ему природой.

 Традиции обильного праздничного обеда в престольный день продолжали сохраняться и в XX веке. Даже в начале 60-х годов застолье в день храмового праздника было обильным. В с. Новый Келец Скопинского района, где престольным праздником был осенний день Георгия-Победоносца, на обед подавали: квас со стуженем, жирные щи, лапшу, пшенник, коровайцы. После обеда старшие отдыхали, а молодёжь отправлялась гулять: идут по порядку толпой и под звуки играющих сразу нескольких гармошек поют ”страдательные”. После отдыха старшие посылали позыватого за гостями или отправлялись в гости сами. Угощение состояло в том, что перед гостями сначала ломали курник (в данном случае это была курица, запечённая в тесте); после курника стол заставляли сразу всеми блюдами – мясом, ветчиной, курятиной, студнем, коровайцами, белым хлебом. Почётным гостям пекли по паре яиц. По записи, сделанной в с. Вослебово в 1923 г., здесь «на свадьбах и храмовых праздниках, которые продолжаются неделю, пекут всегда и при всех случаях излюбленные пшённые блины, пироги, т.е. ситный ржаной хлеб, курник, тот же сеяный ржаной хлеб с запечённою в середине жареною курицей. Варят брагу». Как вспоминал старейший рязанский краевед Анатолий Константинович Сазонов (1918 г.р.), в 1920-е годы в Скопинском р-не по всем сёлам в престольные праздники пекли «курник». На «первое» подавали щи, затем лапшу, курник, студень, блины толстые пшённые; «пива варили», брагу – «питиё у крестьян было умеренное».

Поскольку традиция предписывала отмечать престольное празднование как можно более обильным угощением, то, как правило, если престольный праздник приходился на время поста, то его праздновали заранее, до начала поста. К примеру, в с. Новый Келец престольный праздник приходился на время Рождественского поста (св. Георгий 9 декабря) и его празднование переносили на 16 ноября.

По воспоминаниям жительницы с. Вослебово, в этом селе к престольному дню приурочивались почти все осенние сельские свадьбы. В старину в этот день бывало «по 70 свадеб», Т. П. Кураксина выходила замуж в 1949 г.: в этот день справлялись 22 свадьбы. По записи 1923 г.: «Наш праздник Рождества Пресвятой Богородицы много свадеб у вослебовцев, и зараз справляют они и то и другое».

Об обычае устраивать свадьбы во время престольного празднования В. В. Селиванов писал: «В храмовые праздники чаще всего совершаются браки между крестьянами. Это делается для избежания излишних издержек на угощение. Всё равно надобно же варить брагу, готовясь к празднику, так вместо того, чтобы харчиться понапрасну, можно заодно отпраздновать и свадьбу, тем более, что тот день, где празднуется свадьба, незваные посетители уже не ходят».

Картина храмовых праздников, как и всех других праздников, определялась множеством родственных связей, возникавших между разными поколениями одной и соседних деревень на протяжении исторического времени. Поэтому, начав праздновать в одной семье, гости затем переходили в другую семью. Как писал В. Н. Ильинский о гостеваниях во время престольного праздника в с. Новый Келец, «отгостивши в одном доме, сейчас же отправляются в другой, где следует угощение в таком же порядке».

 

Кузьма-Демьян

Ко дню святых-бессребренников Космы и Дамиана (14 ноября), в просторечии Кузьмы и Демьяна, приходил черёд новым заботам: в это время укреплялись курятники на зиму, слабых кур метили и резали к столу. В старину день святых Кузьмы и Демьяна называли куриным праздником.

Старшее поколение Скопинского р-на до сих пор сохраняет представление о дне святых Кузьмы и Демьяна как о курином празднике. Советуют на Кузьму и Демьяна петухов рубить, чтоб куры велись, и готовить какое-либо блюдо из куриного мяса.

 

 

Коляда-Рождество

В связи с ассоциацией праздника с рождеством Иисуса Христа существовал обычай не есть до первой звезды, как бы  олицетворяющий возвещение звезды о рождении Христа Волхвам. Во время разговленья было принято есть постную кутью из пшеницы с мёдом. Вся трапеза обязательно проходила в строгом молчании.

В с. Секирино  «Обязательна пад Раждяство свиней резали, парасёнка. И вот, эту, варим голаву, на хрюшку цвяточикь, бантик привяжем на ушки, вот ана сиреть стала стаить. Хадили в церкафь. Папы хадили сюда, значить, славили, с иконами. Малитвы читали, в каждный двор захадили, праславляли Бога. Кто там пираги давал, а кто день, кто халстину, кто чаво, на я уже этава не захватила.» дети ходили колядовать. В с. Князево на Рождественский стол резали свинину, а если не было свиного мяса, от специально для этого оставляли свиную голову, так как свиней резали, в основном, к Михайлову дню (21 ноября). А в с. Чулково на стол ставили, то что было возможно по средствам. Халадец варили – студень, клали хрюшки, кулдышки гавяжьи, шкуры палили. Тагда ш хладец всякий варили. В с. Корневое , так же как и в Секирино на стол на Рождество ставили поросёнка целикового. Хотя отдельно поросячьи головы не ставили. Студень делали, пшённик делали, пекли оладьи из пшена.

В некоторых селениях, например, в с. Маклаково Скопинского уезда молодёжь накануне Рождества колядовала: один надевал вывороченную шубу и брал в руку палку; через плечо ему вешали кошель или суму для собранных продуктов. Колядующие пели:

Пришла Коляда

Накануне Рождества!

Мы ходили, мы искали,

Мы нашли Коляду

У Петрова у двора…

Колядовали, нарядившись «Колядой» в вывороченные шубы, в с. Секирино Скопинского р-на, собирали пироги и пышки.

 

 

Авсень-Новый год

Значение переходного рубежа от старого к новому году и, соответственно, новому времени в ритуальной жизни крестьян отмечено зажиганием костров.

Также на Новый год существовал обычай печь пироги с начинкой из капусты или сушёных яблок. С этими новогодними пирогами хозяйки выходили во двор к колядовщикам и давали каждому по пирогу.

«Ходебщики» или «кликальщики», собираясь таусенькать (кликать «Авсень»), выбирали из своей среды мехоношу, т. е. человека, который будет носить мешок с собранными угощеньями.

По воспоминаниям информантов 1924 года рождения и празднование Нового года  делится на две даты по современному календарю - 1 и 14 января. Так, говоря о праздновании общепринятого на данный момент празднования 1 января жители села Секирино говорят, что Новый год попадает под Пост и поэтому поросёнка резали очень редко, только если приезжали гости. Ели блины, молоко и яйца.

 

Крещение

Крещенская обрядность до сих пор отличается разнообразием и сохранностью основных своих элементов. Это связано прежде всего с тем, что крещенская обрядность воспринималась и воспринимается как обладающая особыми охранительными свойствами.

Крещение, будучи рубежом между Святками и мясоедом, отмечено обычаем в этот период призывать домового, являющегося олицетворением культа предков. Поэтому среди крещенских обрядов важная роль отводилась и таким, которые можно охарактеризовать как задабривающие  по отношению к предкам. Таким обрядом можно считать закармливание скотины печёными конями. Угощение нёс глава большой семьи – «старик», который в недалёком будущем станет предком, поэтому он выполнял главную роль в этом обряде. За стариком шёл женатый сын – преемник своего отца в качестве хозяина и в качестве исполнителя подобных обрядов. Все остальные члены семьи – мать, жена, молодёжь – в обряде участие не принимали.

Самые важные крещенские обычаи – очищающие. Они связаны с освящением воды и оберегом с помощью креста. В ночь накануне Крещения или же крещенским днём на всех дверях, притолоках, воротах, окнах ставятся кресты, чтобы предохранить дом и всё живое в нём от действия нечистых сил. Кроме того, каждой хозяйке советуется накрыть посуду с водой, квасом и другим напитками, иначе в них «искупается нечистый».

Охранную роль, видимо, играла и выпечка в форме крестов, поэтому их ели сами и давали домашним животным.

После Крещения начинался новый период – мясоед, во время которого справляли свадьбы.

Переломным рубежом в зимнем счёте времени был для крестьян день Аксиньи-полухлебницы (6 февраля). В Рязанской губернии накануне этого дня хозяйка застилала стол чистой скатертью, клала на скатерть хлеб определённого веса, а утром в день Аксиньи-полухлебницы смотрела: если хлеб прибавил в весе, год будет урожайным.

В крестьянских святцах день Аксиньи-полухлебницы (Аксиньи-полузимницы) особенно приметен: крестьяне, считая время, говорили, что к этому дню озимое зерно пролежало половину срока до всхода; осталась половина срока до нового хлеба.

 

Сретение Господне

В рязанской лексике типичные названия праздника – Стретенье, Встретенье, Усретенье.

Считалось, что на Сретенье «зима с летом встречаются», «на Сретенье солнце – на лето, зима – на мороз». По погоде этого дня судят о весне: какова погода на Сретенье, такова и весна. В с. Чернава примечали: если на Сретенье солнце померкло, облака идут с тёплой стороны – погода весной будет хорошая или «если на Сретенье метель, то весь корм подметёт, если погода хорошая, то весна будет хорошая».

Раньше в с. Чернава Сретенье отмечали походом на кладбища и поминанием умерших родственников. Могилы родственников обязательно посыпали зерном, оставляли блины, несколько раз кланялись умершим и возвращались домой. В  с. Ермолово про этот день говорили: "Стречинья была, эт зима с вясной встричаитца. Малаёшь хадили с гармонью, плясали. Блинки пекли, каравайчики, гуся запаривали".

 

Масленица

Масленица, или Масляная, Молочная, Сырная неделя, Сырница – особенное празднество, сохранившееся в народном календаре от давних дохристианских времён. У рязанцев старшего поколения более всего в употреблении следующие названия этой недели: Масляная неделя, маслина, Маслинская неделя, Масляная заговенья (в женском роде). «С Маслиной, с широкой!» – поздравляют крестьяне, зайдя к соседям; придут, помолятся и поздравляют хозяев.

В Рязанской области, как и во многих других местах, не известны названья дней Масленичной недели, что приводит И. Сахаров в своей книге «Сказания русского народа». Но на данной территории существует представленье о том, что с середины недели начинается широкая или коренная Масленица. При этом день начала широкой масленицы в зависимости от локальной традиции варьируется. Например, в Маклаково до среды Масленицу называли «обыкновенною», а со среды – «широкою».

Следует отметить, что прежде чем встречать масленицу, наши старики и все благочестивые хранители традиций поминают умерших предков. В русском православии суббота накануне Масляной недели – это день особого поминовения усопших.

В Рязанской области в «маслинский помин» посещается кладбище.

Воскресенье накануне Масляной недели повсюду называется мясным заговеньем. В мясное заговенье заговляются мясом: в последний раз едят мясное перед Масленой неделей и Великим постом (мясопустом).

С понедельника масленичной недели в селе Чернава начиналась «узкая» Масленица. По материалам конца 1960-х годов Масленицу-блинницу начинали с выпечки блинов. По древней традиции первый блин посвящали усопшим предкам. В старину первый блин отдавали нищему, иногда оставляли в качестве тайной милостыни на слуховом окне, чтобы странники и нищие, не выпрашивая подаяния, могли утолить голод, предварительно помолившись о здравии хозяев и помянув за упокой души умерших родителей.

Со среды многие жители Скопинского района начинали печь блины. В старину по большей части пекли пшённые и гречневые блины, так как именно эти культуры в изобилии выращивались на данной территории. Издавна к блинам подаются масло, сметана, творог, что определялось характером этой недели – употреблять в пищу молочное, рыбное и много пряженого (т.е. того, что печётся на масле). При чём качество и количество масла, сметаны, творога, подаваемых к блинам, всё улучшалось по мере нарастания масленичного празднования. Например, в Маклаково сто лет назад в первые дни Масленицы блины ели с конопляным маслом, затем с коровьим, смазывая их пером, и, наконец, в последние дни блины ели окуная их в растопленное коровье масло. В зависимости от того, есть ли в доме корова и отелилась ли она к этому времени, зависело на чём будут печься блины – на воде или молоке.

Праздник начинается по обычаю с четверга – «широкой масленицы».

Бьющий через край избыток – сил, еды, питья, нарядов, веселья – основной мотив всех больших аграрных праздников. Тема плодородия присутствует во всех моментах праздника, особенно явно эта идея воплощалась:

1)                в угощении чрезмерным количеством разнообразной праздничной еды;

2)                в праздничном гостевании и чествовании молодожёнов;

3)                катании с гор и на лошадях;

4)                прогулках в праздничных шалях и одеждах;

5)                ряженьях;

6)                обычае Прощёного воскресенья;

7)                обычае Чистого понедельника.

В Скопинском уезде приглашение молодожёнов в гости к тестю с тёщей называлось позывы. Позывы начинались с того, что тёща с вечера (в четверг на пятницу) звала к себе в гости молодых, свекровь и других родственников жениха. В старину было принято, чтобы зять на позывах в благодарность дарил тёще и золовке лапти собственного плетенья. Это называлось пойти в отводы. Лапти привозили по целому мешку. Если молодой не умел плести лапти, то за него это делали отец или брат. Лапти надо было подарить «мелкие»; они считались более нарядными, т.к. плелись из тонкого лыка. Молодым в это время был особый почёт, поэтому их сажали на лавку под образа. Когда собиралось большое количество родственников, ставили два стола – за одним сажали молодых, а за вторым садились все остальные родственники. В тех домах, где средства позволяли, гуляния продолжались не только с четверга по воскресенье, но и могли длиться всю неделю, с самого понедельника. В с. Чернава на стол ставили: на первое – солёные огурцы, холодные закуски. Потом жареную рыбу (сомовину), блинцы, каравайцы с коровьим маслом, драчоны – пшеничные лепёшки с яйцами. Гости пели и плясали. С четверга на пятницу молодожёны ночевали в доме у тёщи. На следующий день они возвращались в дом к свекрови, где снова начинались угощение и гуляние.

 

Прощёное воскресенье

Обычаи прощёного дня по своему характеру подразделяются на две большие группы: семейно-родственные и общественные.

На первом месте стоят обряды, связанные с почитанием усопших предков. По сведениям предоставленными протоиереем Иоанном Антизитровым в 1850 году в г. Скопине и его окрестностях существовал обычай «в субботу или воскресенье на Масляной ходят на кладбище, чтобы проститься с покойными родственниками. Прощанье в церкви в прощёный день».

Вечером в воскресенье в преддверии Поста заговлялись яичницей и просили друг у друга прощенья (в кругу своих домашних). Также этот день назывался рыбным заговеньем, так как это последний день, когда можно было есть рыбу. Молодёжь же провожала Масленицу по-своему: выходили на гулянье с гармонью и ходили по селу из одного конца в другой с песнями и частушками, на всё это веселье продолжалось только до десяти часов, так как считалось, что вечером уже начинается Пост. Во время поста гуляний не устраивалось и песен не пелось. В с. Чернава известна пословица: «Придёт Пост – прихватит хвост». По сообщению информаторов, раньше Пост строго соблюдали. Каждую субботу пекли постные блины для поминовения усопших. Начиная с 1930-х годов данный обычай начал нарушаться.

 

Сороки

На территории всей России существует обычай в день поминания сорока великомучеников печь обрядовое печенье, изготовляемого из постного теста и называемого жаворонками.

Следует отметить, что в некоторых селениях Скопинского р-на Рязанской области, например, в селе Вослебово ритуальное печение имело форму восьмёрки или вилюшки, а в Корневом, Князево, Ильинке и Полянах выпечке придавали форму птичек.

Так же в рязанской этнографии встречается представление о том, после «жаворонков» должно пройти сорок морозов. Их отсчитывание после Сороков связано с началом аграрных работ, а именно посадкой огурцов и помидоров.

 

Страстная седмица

Вербная неделя сменяется Страстной Седмицей. Все дни Страстной недели называются Великими. Каждый день наполнен своими ритуальными действами, направленными на приготовления к встрече Пасхи. Среди важнейших из них – говение, соблюдение поста.

Одним из главных дней этой недели считается Чистый четверг. В этот день, начиная с раннего утра все христиане выполняли определённые ритуальные действа, одним из которых является заготовка мяса. Существует поверье, что сало, заготовленное в этот день, называемое четверговым, обладает целебными свойствами. Например, способствует заживлению ран и выздоровлению разных телесных недугов.

 

Пасхальная неделя

Куличом, творогом и яйцами разговлялись и разговляются в пасхальный день во всех православных семьях.

Известно, что ранее во время пасхальной недели по домам жителей селения совершался обход, в котором принимал участие священник. Воспоминания об этих обходах домов в 1920 – 1930-е годы сохранились только у старшего поколения, порой храня те сведения, о которых им поведали родители.

Так же как и на Масленичную неделю во время Пасхальной недели существовал обычай ходить в гости к родственникам. И так же во время пасхальных гостеваний особенный почёт оказывался молодому зятю и его молодой жене.

Гощение у родственников называлось рядками. «Рядок» был после Пасхи в Вослебове и окрестных селениях. Как только церковный причт обойдёт с иконами всех домохозяев, сразу же начинали собирать «родню  по гостям». «Рядки» бывали каждый день со среды и до Красной горки.

Так же на Пасхальной неделе молодёжь гуляет по улицам, играет в бабки (игра в кости, преимущественно детская: кости расставляются рядами, и в них кидают либо такой же костью, либо железной пластинкой), а главное – катает крашеные яйца. Катания яиц продолжались на Красную горку.

Однако, в  с. Секирино на Красную горку игра не возобновлялась. Катали красные яйца только в течение Пасхальной недели. Катали все желающие, независимо от возраста, кроме стариков. Как и в других местах, в Секирине любимым способом игры с красными яйцами было вышибание их тряпичным мячом: «Рядышком насажаем яйца, красные клали, - и в какое попадёшь, такое берёшь».

 

Красная горка

По воспоминаниям Ларюшкиной К. С. Красная горка считался девичьим праздником «В этат день девки замуж выходють[1]».

О Красной горке как девичьем празднике так же помнят в Вослебове: «Красная горка – девичий праздник, девушки ходят по улицам, играют, поют, яйца катают» [99, c. 123-124].

Для молодожёнов Красная горка была праздником семейно-родственных встреч и угощений.

 

Вознесение

В селениях Скопинского р-на (Вослебово) пекли тонкие блины – каравайцы. В Секирине на Вознесенье пекли голубя и лестницы, которые бросали в рожь.

В с. Маклаково было принято каждое воскресенье вплоть до Вознесения красить яйца. Христосоваться также можно до Вознесенья.

 

 

Дни русальной недели

В связи с ритуальной значимостью данного периода в жизни крестьян каждый день в этой неделе имел свои ритуальные действа.

Например, во вторник было принято идти в церковь, и после обедни «разбирать» зелёные ветки, которыми украшался храм. В Вослебове в этом случае после обедни «обламывали клён»; его несли домой, хранили в погребе и на чердаке от мышей.

Во время русальной недели в с. Вослебово рядились «во всё плохое» – в вывороченную шубу, шапку, лапти, онучи. Рядились и мужчины и женщины; мужчины одевали понёвы, маски, шляпы; рядились русалками и мужчины, и женщины. Примечательно, что в русальных ряжениях использовали старую, не пригодную для носки одежду, всевозможные маски (собаки, козла, овцы, коровы) и растительные материалы.

В Вослебове в каждой возрастной группе по 3 – 4 человека рядились русалками, которые вооружались метлой или помелом, которой потом хлестались как члены этой группы, так не принадлежащие к ней.

В  Вослебово на каждом «порядке» своя компания молодёжи собиралась в одном доме. Приносили еду из дома и венки, которые плели на Троицу и хранили до заговенья. Эти венки надевались на голову, а вечером их кидали в пруд. Расходясь по домам, говорили: «Пойдёмтя, уж яичницу пожарили с ветчиной!» В каждом доме в этот вечер делали яичницу с ветчиной – заговлялись. Яичница с ветчиной была праздничной едой.

 

Петров день, сенокосная пора

Поэтому к Петрову дню было принято «поджинать рожь», то есть нажать ровно столько, чтобы помолотить и испечь пышки из муки нового помола к празднику. К примеру, в Вослебово к празднику пекли пышки пшеничные и ржаные, нарезав их, клали в блюдо с творогом, посыпали сахаром, встряхивали и вместе с творогом ели: «Когда на покос едешь, хлеб свойский отломишь, молоко, лук». Так же делали в Секирине и окрестных с Вослебово и Секирино сёлах.

 

Спас Нерукотворный

В Скопинском р-не этот спас называли «хлебным», что связано с засевом ржи под зиму.

 

Иван постный

«Иваном постным» в разных районах Рязанской области назывался день Усекновения главы Крестителя Господня Иоанна Предтечи (11 сентября). В связи с тем, что Иоанн был постником, то повсеместно это день строго поста. Строго постились и рязанские крестьянки: «Ели всё постное и не ели круглое и постились. День так и назывался Иван Постный». По приданью в этот день произошло Усекновение головы Иоанна Предтечи, поэтому в этот день нельзя резать или есть что-либо круглое.

В Скопинском районе сразу после Иванова дня начинали выбирать картошку.

 

 

 



[1] Информатор: Ларюшкина К.С., 1927 г.р., с. Секирино. Архив КНМ ВГАИ № 1738/15

скачать doc

Размер шрифта ААА

Архив материалов

Ближайшие мероприятия

Областной конкурс  передвижных клубных учреждений «Российской глубинке посвящается»  проходит с февраля по ноябрь 2017 года.

О проведении VI Областной ассамблеи хоровой, ансамблевой и вокальной музыки «Рязанская хоровая осень», посвященной 80-летию образования Рязанской области

3 декабря 2017 г. г. Спасск

© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области