Рязанский областной научно-методический центр народного творчества |
|
Нематериальное культурное наследие Рязанского краяВзятие снежной крепости в народной традицииПразднование Масленицы в России сопровождается взятием снежной крепости. О традициях этой народной игры рассказывает автор историко-этнографического исследования "Воинская состязательно-игровая традиция в народной культуре русских" доктор исторических наук, профессор Борис Горбунов (г. Рязань)
Народная игровая культура включает в себя как сами игры, так и игровые формы в общении, воспитании, познавательной деятельности,воинском деле, обрядовой и других сферах. Возникнув, по-видимому, в глубокой древности, народная игра, будучи сложным и полифункциональным явлением, длительное время отвечала насущным потребностям человека, оказывала влияние на многие стороны жизни традиционного общества. Народные воинские состязания -не изолированное явление, они бытуют повсеместно и в каждом случае отличаются этническим своеобразием. В народной игровой культуре нашла отражение одна из важнейших сфер деятельности человека - военная. Её исследование позволяет выяснить, как в народной среде приобретались умения, навыки, качества, необходимые для защиты от врагов, каким образом при отсутствии в России на протяжении многих столетий каких-либо официальных государственных структур для воинской подготовки широких слоев населения народные массы длительное время выступали как значительная боевая сила и часто играли решающую роль в крупных военных событиях отечественной истории, в каких традиционных формах, какими средствами осуществлялась в народной среде военная подготовка, передача опыта молодёжи, сохранялись и поддерживались навыки у мужчин вплоть до самой старости.
Воинская состязательно-игровая традиция является одной из самых значимых сфер мужской составляющей народной культуры.
Многие учёные занимались исследованием народных игр, в том числе масленичных. В.Я. Пропп обозначил место некоторых из подобных игр в составе аграрных праздников. В публикациях М.В. Красножёновой, А. Новикова, А. Широкова подробно описаны отдельные варианты старинной игры «Взятие снежного городка». М.Г. Рабинович отметил большое значение состязаний в борьбе, кулачном бою и взятии снежного городка для воинского воспитания молодёжи. Т.А. Бернштамм пришла к выводу, что в организации кулачных бойцов прослеживаются трансформированные реликты «мужского союза воинов».
Н.П. Новосёлов предпринял попытку исследования кулачного боя «стенка на стенку». В.Н. Всеволодский-Гернгросс во введении к составленному им сборнику описаний народных игр высказал целый ряд замечаний о происхождении и эволюции воинских состязаний. Большой интерес представляют материалы Российского этнографического музея в Санкт-Петербурге, особенно фонд Этнографического бюро В.Н. Тенишева и Русского географического общества.
У русских довольно широко бытовала традиция устраивать массовые состязания, основу которых составляло противоборство двух партий бойцов за обладание сооружением в виде крепости. Подобное состязание известно многим по картине В.И. Сурикова «Взятие снежного городка на Масленице» (1891 г.]
Одна партия защищала возведённую накануне из льда и снега (в ряде случаев использовалось и дерево] крепость, другая штурмовала её. Существовало множество вариантов конструкции сооружения городка и того, как оходили сами состязания. По общему мнению, явление о было более широко распространено в Сибири и на Урале, сообщении из слободы Усть-Ницынской Тюменского уезда говорится, что там, на реке Ница или на слободской площади "складывают по круговой линии снега, иногда изо льда, стены, которых прокладываются два столба», поверх них «кладётся также из снега или льда дугообразная перекладина». Всё это тщательно заливали водой, чтобы крепче стояли». На столбах и перекладине с лицевой стороны делали узоры, выкладывая с углём. Верх ворот украшали вылепленными из снега скульптурами птиц, зверей, и людей. В центре крепости ставили длинный обледенелый столб, на вершину которого клали платок-приз для победителя. Брали крепость («ломали город»), прорываясь в ворота на тройке лошадей сквозь живую стену народа. После взятия городка его разрушали. Бывало, что вместо штурма кто-либо «покупал город» за четверть водки и отдавал на разрушение публике.
В.Я. Шишков, основываясь на личных наблюдениях, описал в романе «Угрюм-река» обычай взятия города в селе Киренское Иркутской губернии. Здесь город из снега сооружали также круглым в плане с одними воротами : стенами - валами несколько больше величины, чем высота всадника на коне. По гребню валы украшали елями. В центре города крепляли шест «весь в флагах»,нa который одевали колесо от телеги с бочонком водки - призом для победителей. Перед началом состязания из конца в конец носились мальчишки с «оглушительными трещотками» и созывали бойцов криками: «Выходи! Выходи Город брать!» Пешие (защитники крепости, вооружение трещотками, комьями снега и мёрзлого конского помёта, располагались возле ворот перед городом, и на его стенах. Атаковали крепость «верхами», и для победы надо было проникнуть через ворота внутрь её и захватить приз.
В сёлах Дежнево и Пашково в Приамурье по углам квадратного в плане города возводили столбы из снежных глыб. Между ними строили стены и в одной из стен делали ворота с арками. Нападающие верхами стремились через ворота проникнуть внутрь города. Защитники крепости - «городовые» находились внутри неё и противодействовали противнику. Присутствовавшие при этом зрители пытались помочь «городовым» - пугали лошадей, стаскивали с них всадников. После окончания состязаний «изломают город и домой».
По сообщению из станицы Чарышской, на Алтае также делали прямоуголной формы «город», где «несколько высоких и толстых столбов из снега, соединённых вверху сводами и облитых для прочности водою», составляли основание крепости. На сводах настилали доски, на угловых башнях устанавливали превысокие шесты, «обверченные соломою», по периметру крепостной стены размещали снежные статуи. Штурмующие, которых было «человек двадцать», во главе с «енаралом» должны были через ворота прорваться внутрь крепости и поджечь соломенные шесты. После того, как это удавалось, «сотни мальчишек с оглушительным криком бросаются на крепость и в несколько минут разрушают её до основания. По сведениям В.И. Гуляева такие же городки с шестами и подобный ход самой игры бытовали на Локтевском заводе Алтайского горного округа, где с обоих сторон в состязании участвовали до тысячи человек, а также в некоторых местах Енисейской губернии, отличительной чертой которых было то, что атакующие могли быть «пешими и верхами». В некоторых местах Сибири, например, в Томске, из нарезанных кусков уплотнённого снега возводили массивный столб «в сажень высотой» с башенками на углах. Перед ним сооружали ворота - снежную арку на столбах, где укрепляли полуштоф водки - приз для победителей. Строители городка - «городничие» защищали его, расположившись перед воротами. На них нападала конная «партия врагов», задача которых состояла в том, чтобы проехать под аркой и снять с неё посудину с водкой. Бывало, что ворота не сооружали. Тогда городничие располагались на вершине города. Нападавшие должны были забраться на город, чтобы взять его, выбив из позиции защитников. Последние засыпали им снегом глаза и сбрасывали вниз со своего укрепления. В других случаях при такой же конструкции городка на массивный столб ставили шесты с призами - кусками ткани, халатами «от богатых купцов». Нападающие с шестами должны были сбить призы. Защитники, стоя перед городком нередко с «добрыми дубинами», отбивали атаки. В конце концов малое количество удальцов сбивало призы и влезало на крепость.
В городе Ишим городок сооружали на реке Мегрень в виде отвесного «высокого ледяного пьедестала» с фигурами людей из снега по его кромке. Право взять городок покупалось за 6 рублей у его строителей - крестьян подгородней деревни, причём купивший становился героем дня. Он должен был без приспособлений и помощи посторонних, но и без противодействия соперников, на виду у зрителей влезть по отвесной ледяной стене на вершину городка и столкнуть статуи вниз.
Сибирский писатель и этнограф Г.Д. Гребенщиков в рассказе «Царь Максимилиан» описал празднование Масленицы у омских крестьян. На деревенской площади «в глубоком снегу» прокапывали «широкую канаву» -улицу города. Посередине её возводили снежные столбы, на них -«широкую плаху», что образовывало ворота города. На плахе и по краям канавы «устанавливались истуканы - басурманы не русские да азияты французские».
Оренбургские казаки в центре намеченной для строительства городка площадки возводили столб из снега высотой в 8-10 аршин и диаметром у основания в 4-5 аршин. На две трети от основания он был отвесным и затем сходился на усечённый конус. На вершине столба водружался флаг. Рядом с ним вставал «сам турецкий паша». Крепостные стены вокруг столба - валы имели в высоту 2.5-3 аршина и были без ворот. Атакующие верхами должны были перескакивать через вал, перелезть через него или прорваться в проломы. В другом месте, неподалёку устанавливали такой же городок для детей и подростков.
У Оренбургских казаков бытовал и третий тип городка -«четырёхугольное укрепление с вышками по углам» и в центре «с высокой снеговой пирамидой, усечённой кверху», где водружались флаги. Победителей награждали призами. Иногда это были деньги от трёх до пяти рублей. В большинстве случаев предметы казачьего обихода -одежда, сёдла, часы. Вручал их атаман и старший воинский начальник.
В европейской части России, по описанию И.П. Сахарова, ещё в первой трети XIX века в Тульской, Пензенской, и Симбирской губерниях в субботу на Масленице на реках, прудах, и полях строили снежные городки с воротами и башнями на стенах. «Охранители» снежной крепости вооружались метлами и палками. Конные храбрецы, нападая, врывались в ворота и разрушали городок, после чего воеводу нападавших купали в проруби и устраивали всеобщее угощение. В состязаниях детей и подростков обе стороны сражались исключительно пешими. О том же примерно с пометкой «в разных губерниях» сообщает А.Н. Афанасьев (Поэтические воззрения славян на природу. Т.1,2. М. 1865, 1869). По данным И.М. Снегирёва, опирающимся, как указал автор, на некие «Записки девицы Т.К. Кашкадамовой», в Пензенской и Симбирской губерниях в субботу на Масленице строили «на реке из снега род городка с башнями и двумя воротами, между коими находится прорубь». Чтобы взять городок, надо было прорваться внутрь крепости через ворота. Победителей купали в проруби, после чего угощали.
Обычай сражаться за обладание городком имел заметное распространение у донских казаков. Взятие городов устраивали и во всех станицах Терского казачьего войска. Описание игры «в крепость» на окраине Петербурга встречается у Н.Г. Помяловского, в одной из деревень Петербургского уезда -у А.П.Остроумовой-Лебедевой.
Подводя итог можно сделать вывод, что существовало три вида городков - круглые, квадратные (или прямоуголные) и в виде прямой линии. В XIX -начале XX века городки округлой в плане формы имели распространение в Вятской и Вологодской губерниях, абсолютно превалировали они у Оренбургских и забайкальских казаков, в Киренском уезде Иркутской губернии и Тюменском уезде. Отмечены они в Данковском уезде Рязанской губернии, на Среднем Урале, у бухтарминских старообрядцев, в Приаргунье. Городки четырёхугольного плана абсолютно преобладали в Тобольской губернии (за исключением Тюменского уезда), в Томске, и на юге Томской губернии (особенно на Алтае), у уральских казаков и в прилегающих к Амуру районах Приморской области. В Европейской России они отмечены в Пензенской, Симбирской, Самарской и Тульской губерниях. Городки в виде стены различных модификаций преобладали в уездах юга Енисейской губернии и у Терских казаков. Отмечены они в окрестностях Омска, в Барнаульском уезде Томской губернии.
Состязания за обладание снежной крепостью имели ярко выраженный воинский характер. В большинстве сообщений говорится о построении конных и пеших бойцов для атаки в определённый боевой порядок. Накануне участники обговаривали план и детали состязания. В ходе игры использовались определённые сигналы (выстрелы, труба, команды, свист), различные тактические приёмы, нередко приёмы рукопашного боя с оружием и без него. Всё это определяло весьма жёсткий характер игры, заканчивавшийся нередко ушибами и даже тяжёлыми ранами. В состязаниях выделялись мастера этого дела, которые пользовались в округе большим почётом, становились героями дня. В XIX - начале XX века мастера в селе Ладейки Красноярского края устраивали показательные состязания «на потеху красноярским горожанам», которые оплачивались «добровольными пожертвованиями в пользу устроителей городка». Оренбургские губернские ведомости регулярно публиковали имена и фамилии лучших бойцов.
Анализ сведений о данной воинской игре обнаруживает существование в ней определённого возрастного деления на взрослых, подростков (12-15 лет) и детей (до 12 лет). Для каждой группы строились отдельные городки. Сначала брали город старослужащие, потом подростки, затем дети. Имеется ряд сведений о том, что возводили
Существует несколько версий о происхождении игры. Часть современников считала, что это древний обычай. Исследователи А.Н. Афанасьв, В.Ф. Миллер, Д.К. Зеленин полагали, что обычай взятия снежного городка имеет древние, дохристианские корни. Другие придерживались мнения, что это «обычай прежнего воспоминания удалых набегов казаков или просто остаток тех времён, когда станичные начальники на потеху устраивали игру в войну». Существует устоявшееся мнение, что взятие снежного городка является исключительно казачьей традицией, так как игра была распространена у казаков. Самым ранним к сегодняшнему дню свидетельством об игре является известие Конрада Буссова, датируемое 1606 годом, и связанное с именем царя Петра I в Записках И.А. Желябужского 1696 года. В церковных актах времён средневековья в числе «игрищ елинского беснования» упоминаются разного рода «конские уристании». Примечательно, что писатель В.Я. Шишков определял эту народную игру как «конное ристалище».
По-видимому, в средневековье эта традиция была широко распространена на Руси. Казаки и служилые люди, осваивая новые земли в XVII—XVIII веках, перенесли её на Урал, в Сибирь и со временем она стала там очень популярна. В большинстве мест Европейской России уже к середине XIX века состязание утратило свой социальный статус, постепенно трансформировавшись в детскую забаву.
В публикации использованы материалы книги «Воинская состязательно-игровая традиция в народной культуре русских» Б. Горбунов. Москва. 1999 Другие материалы
|
Размер шрифта ААА
Архив материаловБлижайшие мероприятия
Областной фестиваль любительского художественного творчества «Пушкин и я – культурная семья» проводится в целях сохранения, пропаганды, преумножения богатства и самобытности Рязанской культуры; воспитания у молодого поколения чувства патриотизма и гордости за Рязанский край; развития массовости и повышения исполнительского мастерства любительских творческих коллективов.
С 1 февраля по 30 ноября 2024 года в соответствии с планом работы Государственного бюджетного учреждения культуры «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества» состоится театральная гостиная «Там, за щелочкой кулис…». Её проведение способствует дальнейшему развитию жанра любительского театра, повышению исполнительского мастерства и активизации творческой деятельности коллективов. Рязанский областной научно-методический центр народного творчества представляет вашему вниманию персональную выставку работ мастерицы из г. Касимов Бауровой Светланы Николаевны «Юбилейная» (горячая эмаль в бересте, плетеные изделия из бересты и соломки), приуроченную к 50-летию со дня рождения автора, которая является восьмым выставочным мероприятием цикла «Мастера Рязанщины», а также проходит в рамках Национального проекта «Культура» и Федерального партийного проекта «Культура малой Родины». В экспозицию вошло около 60 работ, созданных мастерицей в разное время.
К участию в конкурсе приглашаются методисты, специалисты по работе с детьми, культорганизаторы, руководители детских клубных формирований.
Фестиваль будет проходить 14 апреля 2024 г. в Спасском районном Доме культуры. |
© ГБУК РОНМЦ НТ Размер шрифта ААА
|
Минстерство культуры и туризма Рязанской области |