Рязанский областной научно-методический центр народного творчества

Нематериальное культурное наследие Рязанского края

Егорьев день в быту жителей Курши

Егорьев день (Егорий, Ягорий, Юрьев день) – народное название двух церковных православных праздников, дней памяти св.великомученика Георгия Победоносца. В народе говорили: «На Руси два Егория: один холодный, другой голодный». Первый – Егория Вешнего (Летнего», «Тёплого», «Голодного») – отмечали 23 апреля / 6 мая. Егорий – резвая соха, так повсюду в Рязанских селениях называют день Георгия Победоносца. Он был установлен церковью ещё в эпоху раннего христианства в память св. Георгия, который выступает одним из главных святых заступников христианской веры на Руси. Также этому святому приписывается победа над змием, опустошавшим земли. Этот сюжет известен каждому, кто хоть раз видел герб Москвы, икону с изображением Георгия Победоносца.

В представлениях простого народа св. Егорий часто выступал как зачинатель весны «Несмотря на то, что во многих губерниях России весну начинают встречать с первых чисел марта, днём наступления настоящего весеннего тепла считался Егорьев день. В народе говорили: «Пришёл Егорий и весне не уйти». «Егорий на порог – весну приволок».

Повсеместно св. Георгий был известен как покровитель домашнего скота, при этом его называли «защитником скота» или даже «скотным богом». К Егорьеву дню были приурочены самые важные скотоводческие обряды, основная часть которых осуществлялась при первом выгоне скота в поле. Исследователи не без оснований считают, что св. Георгий пришёл на смену древнеславянскому Яриле. В народном восприятии св. Георгий в образах Егория и Юрия – это земледелец, он даёт силу весенним росам, травам, солнцу. С конца апреля и почти весь май ведутся напряжённые полевые работы. В с. Малахово говорили: «Егорьев день лист в полушку – клади зерно в кадушку. Лист в пятак проработаешь лето за так»[i].

К Егорьеву дню был приурочен первый выгон скота в поле, который воспринимался как большой ьпраздник. Он сопровождался различными обрядами. Специфику обрядом этого дня составляла именно животноводческая направленность, что выделяло этот праздник. В д. Акулово к этому дню готовились заранее. «В доме мыли полы, убирались. Пекли пираги, блины, вариои яйца. Сабирали сход жителей, не каторм нанимали пастуха. Так же абгаваривали плату за просьбу в деньгах и прадуктах»[ii]. «Было паверье, что пастух, нанятый на Егорьев день, абеспечивает сахранность стада на весь сезон. В поле сабирался сход, на каторам предлагались пастухи. Нанимали лучшева, правереннова годами, или маладова из падпасков. Абгаваривали плату. До 1965 года плата была только продуктами. Первый задаток за пасьбу давали к Егорьеву дню. Каждый день сабирали пастуху сумку, в каторую клали яйца, бутылку малака, хлеб. Летом – огурцы, памидоры, лук. Картошкой и мясом расплачивались па осени. В аснавном в пастухи нанимались от беднасти. Позже начали расплачиваться деньгами, и сабирали па десятку яиц са двара»[iii]. В д. Колесниково пастуха никогда не нанимали: «в Егорьев день устанавливали очередь»[iv].

В с. Малахово и д. Акулово существовал пастушеский промысел. «Пастухи были знатные. Ани ухадили в атход на летний сезон в деревни Клепиковского района и Владимирской области»[v].

Во всех сёлах коров старались выгнать в поле в Егорьев день, если дажебыла поздняя весна и травы в поле не было. «В деревне Немятово каров выганяли на первый или втарой день после Ягория, объясняя, что работать на Ягория нельзя»[vi].  В д. Култуки «коров выгоняли на Егорьев день, а еслм выпадал на тяжёлые дни (понедельник, среду, пятницу), то коров выгоняли на следующий день»[vii].

Перед выгоном коров в поле совершалось много магических обрядов. Евпалова Валентина Андреевна из д. Колесниково рассказала, что «перед выгоном правадила абход скота. Всех животных предварительно выпускала ва двор. В доме зажигала лампадку, в сковараде разжигала угли, клала ладан, можжевельник, даставала святую воду и берёзавый веничик, каторый хранила с Троицына дня. С пасхальной свечой, иконой святова Георгия Пабеданосца абхадила 3 раза скатину и кропила святой вадой са славами:

Иду я из двери в дверь

Иду из варот в варота

Иду я в чисто поле

В чистом поле сабор

В этам саборе мать Пресвятая Багародица

С ангелами-апосталами Егорий-Батюшка

Спаси маю скатинку живатинку

В поле, за полем,

В лесу, за лесом

Солнце садитца ниже

Скатина ка двару ближе

Аминь»[viii].

Антошечкина Матрёна Константиновна из с. Малахово говорила: «На Егорьев день абхадила скатину с иконой святова Власия и святова Георгия. Зажгу лампадку, выпущу скатину ва двор, разожгу в скавараде ладан с мажжевельникам и акуриваю скатину, абайду 3 раза, прачитаю малитву:

Спаситель Батюшка,

Мать Божия, святая Багародица,

Святой Власий, святой Георгий

Спасите маю карову

Ва всякие часы и минуты

Спасите, сахраните, а миня памилуйте.

Пасхальным яичкам абкачу всю скатину, чтобы скот принасил приплод»[ix].

В д. Ветчаны пасхальным яйцом обкатывали корову со словами: «Как яичко глодко и кругло, так каровушка мая будь гладка и сыта»[x]. В д. Княжи «в доме перед выгонам скота перед иконами зажигали Пасхальную свечу, стол накрывали чистой скатертью, клали буханку хлеба, ставили салонку четверговской соли и мались Богу. Хазяйка брала икону святова Георгия, Пасхальную свечу, хлеб с солью, и абхадила на дваре всеь скот, пригаваривая: «святой Георгий – Батюшка, сдаём на руки тебе сваю скатинку и просим тибя: сахрани её от зверя литава, челавека лихова». Хлеб скармливали скатине»[xi].

«На Егорий падрезали каровам хвосты, чтобы леший не увёл. Абрезки хвоста закапывали в навоз. В день запуска каровы в поле из дома ничево не давали»[xii]. Пасхальным яйцом обкатывали скотину только на Курше.

В весенних животноводческих обрядах яйцо первоначально приписывалась функция обеспечения плодородия скота. Позже стали считать, что яйцо поможет сохранить скот летом здоровым, будет способствовать его нагулу.

На Егорий корову выгоняли в поле вербой, срезанной в Вербное воскресенье. Её хранили в с. Малахово у икон, в д. Косниково в сенях. Выгоняя первый раз корову в поле, Дурасова Анастасия Петровна «заставляла её переступить через положенную в воротах кочергу, а потом ударяла её кочергой пригаваривала: «Тели телок, тели телок»»[xiii]. «Ванюшечкина Саламея привязывала в ворота верёвку, через каторую карова далжна перешагнуть затем повязывала эту верёвку на голое тело вакруг пояса»[xiv]. Антошечкина Матрёна Константиновна приговаривала: «Хади, пасись, дамой не тарапись»[xv]. В с. д. Акулово «ждали сигнала к выгону. Пастух идёт па деревне трубит в рожок или пастушью трубу и щёлкает кнутом. Хазяин на верёвке выводит из варот карову, а хазяйка вербой её подганяет. На верёвке карову ведут до поля и там её спускают. Вербу несут дамой и втыкают в затреху хлева. Пастух гонит каров в поле, начинается абход стада»[xvi]. В с. Малахово стадо обходила знающая старушка. Антошечкина М.К.: «В последние два года я сама абхадила стадо с иконой св. Георгия против солнца. Саберём стадо в круг, я иду с иконой и качу пасхальное яичка, паю Христос Воскресе»[xvii]. В дд. Акулово, Култуки стадо обходили пастух с воскресной молитвой:

«Воскреснет Бог, растачатся врази невидимые,

Бежит от лица огня боголюбящего,

Знаменующего крёстным знаменем

Весельем глаголевшем, вокреснет Бог,

Яко сжат дым исчезнет,

Яко тает воск от лица огня,

Тако до погибнути беси от лица огня

Благолюбящего, знаменующего.

Радуйся, Пречистая,

Животворящего Креста Господня

На прогнание всякого супостата в ад.

Помогай нам, Пресвятая Богодица

Со Святыми и Божьей Матерью, Пресвятой Богородицей»[xviii].

В народе считалось, что пастух должен знать специальные заговоры. Эти заговоры на Курше хранили в рукописном виде. «Мая свекровь Антошечкина Мария Фёдоровна знала очень много заговоров и кагда её сын Никалай нанимался пастухом, всегда писала ему заговоры. Он хранил их всегда при себе. Читал при первом выгоне ската в поле, па бальшим праздникам абхадя стадо

Спасителю Победоносцу и Чудотворцу!

Отче наш, Георгий, спаси и сохрани нашу скотинку в тёмных лесвах, в жутких местах от диких зверей, от плавучих змей и от злых людей.

Аминь»[xix].

Пастухи верили, что заговоры помогут им спасти стадо от волков, змей. Коров раньше пасли в лесу по опушкам. Чтобы коровы не заблудились, им на шею вышали батало (колокольчик).

Пастухи в Егорьев день были в центре внимания, это был их праздник. Хозяева, вручая пастухам свою животинку, одаривали их блинами, пирогами, яйцами. «Хазяева, сопровождавшие каров в поле несли с сабой «узел», в каторый клали блины, пираги, яйца, сало, водку. Узел раскладывали в центре стада и начинали атмечать праздник. Ели, пили водку и угащали пастуха»[xx].

Описанные обряды имели чётко выраженный житовноводческий характер. На егорьевская обрядность включала в себя и аграрную магию, которая была слабо представлена у русских.

В каждой семье поддерживалась своя семейная ритуальная традиция при начале полевых и огородных работ. «Евпалова Мария Ивановна объезжала усадьбу на кочерге с распущенными валасами. Тем самым анна абеспечивала плодородие почве»[xxi]. А в с. Малахово существова другой обряд: «Мальчик должен был абъехать на кочерге дом и агарод, чтобы мыши не завелись и всходы на усадьбе были дружными»[xxii].

Матрёна Константиновна Антошечкина говорила, что «кода засаживаешь агарод, нужно было перекреститься на все четыре стороны: «Народи, Господи, на меня, и всех православных христиан»»[xxiii]. Антошечкина М.Ф., засаживая огород, крестилась и говорила: «Господи, благослови,  людейпервых останови, а мне помледней помоги»[xxiv]. Ярким примером аграрной магии являлся обход деревни с крестным ходом. В д. Акулово «на Егорьев день ходили с образами вокруг деревни. Каждый хозяин, проходя мимо своей усадьбы. Кланялся и бросали ладан»[xxv]. В д. Колесниково «во время крестного хода на прутья своей усадьбы присаживались, чтобы наседки выводили цыплят»[xxvi]. На Курше «на Егорьева крестного хода не было. Его утраивали на Переплывение. На Егорьев  после абеда на лошади мужик апахивал деревню»[xxvii].

 

 

 

 



[i] Информатор: Антошечкина В.А., 1967 г.р., с. Малахово Клепиковского р-на

[ii] Информатор: Ярославцева Л.И., 1963 г.р., д. Акулово Клепиковского р-на

[iii] Информатор: Косякова Т.Л., 1954 г.р., с. Малахово Клепиковского р-на

[iv] Информатор: Евпалова В.А., 1949 г.р., д. Колесниково Клепиковского р-на

[v] Информатор: Ясакова Р.В., 1961 г.р., д. Андроново Клепиковского р-на

[vi] Информатор: Жданова А.В., 1944 г.р., д. Княжи Клепиковского р-на

[vii] Информатор: Гаврюкова М.М., 1937 г.р., д. Култуки Клепиковского р-на

[viii] Информатор: Евпалова В.А., 1949 г.р., д. Колесниково

[ix] Информатор: Антошечкина М.К., 192 г.р., с. Малахово Клепиковского р-на

[x] Информа тор: Алёшкина Г.Н., 1968 г.р., с. Малахово Клепиковского р-на

[xi] Информатор: Жданова А.В., 1944 г.р., д. Княжи Клепиковского р-на

[xii] Информатор: Ясакова Р.В., 1961 г.р., д. Андроноово Клепиковского р-на

[xiii] Информатор: Дурасова А.П., 1936 г.р., с. Малахово Клепиковского р-на

[xiv] Информатор: Ясакова Р.В., 1961 г.р., д. Андроново Клепиковского р-на

[xv] Информатор: Антошечкина М.К., 192 г.р., с. Малахово Клепиковского р-на

[xvi] Информатор: Ярославцева Л.И., 1963 г.р., д. Акулово Клепиковского р-на

[xvii] Информатор: Антошечкина М.К., 192 г.р., с. Малахово Клепиковского р-на

[xviii] Информатор: Гаврюкова М.М., 1937 г.р., д. Култуки Клепиковского р-на

[xix] Информатор: Антошечкина В.А., 1967 г.р., с. Малахово Клепиковского р-на

[xx] Информатор: Косякова Т.Л., 1954 г.р., с. Малахово Клепиковского р-на

[xxi] Информатор: Евпалова В.А., 1949 г.р., д. Колесниково Клепиковского р-на

[xxii] Информатор: Антошечкина В.А., 1967 г.р., с. Малахово Клепиковского р-на

[xxiii] Информатор: Антошечкина М.К., 192 г.р., с. Малахово Клепиковского р-на

[xxiv] Информатор: Антошечкина В.А., 1967 г.р., с. Малахово Клепиковского р-на

[xxv] Информатор: Ярославцева Л.И., 1963 г.р., д. Акулово Клепиковского р-на

[xxvi] Информатор: Евпалова В.А., 1949 г.р., д. Колесниково Клепиковского р-на

[xxvii] Информатор: Антошечкина М.К., 192 г.р., с. Малахово Клепиковского р-на

Размер шрифта ААА

Архив материалов

Ближайшие мероприятия

Областной конкурс  передвижных клубных учреждений «Российской глубинке посвящается»  проходит с февраля по ноябрь 2017 года.

На выставочных мероприятиях в рамках этого цикла будут представлены работы самодеятельных и профессиональных мастеров самых различных жанров и видов искусств, вошедшие в собрания частных коллекций.     Основной целью данного проекта является сохранение, изучение и развитие изобразительного, фото искусства и декоративно-прикладного творчества.

Рязанский областной научно – методический центр народного творчества проводит цикл областных выставочных мероприятий «Мастера Рязанщины- 80-летию образования Рязанской области» на базе районных, зональных, областных выставок самодеятельного декоративно – прикладного, изобразительного и фотоискусства.

О проведении VI Областной ассамблеи хоровой, ансамблевой и вокальной музыки «Рязанская хоровая осень», посвященной 80-летию образования Рязанской области

3 декабря 2017 г. г. Спасск

© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области