Рязанский областной научно-методический центр народного творчества

Нематериальное культурное наследие Рязанского края

Масленица у жителей Курши Касимовского района

Масленица у жителей Курши Касимовского района

 

Прежде чем встречать Масленицу, обязательным является поминовение усопших предков. В русском православии суббота накануне Масленой недели – это день особого поминовения умерших. По словам жителей Курши этот день назывался «распускная», «поминная распускная»[1].  Е.С.Афонькина: «В субботу пекут блины, варят яйца и несут их на кладбище поминать усопших. На камень кладут по кусочку блинка, конфеты. Оставшиеся блины, яйца раздают тем, кто находится на кладбище для помина родственников»[2]. В этот день распускают погулять усопших родителей, чтобы они могли встретить Масленицу. Родители гуляют две недели, Масленичную и первую неделю Великого поста, называемую «Сборной». «Уходя с кладбища, приглашают родителей домой праздновать Масленицу»[3].

Празднованию Масленицы придавалось такое же значение, как Пасхе и престольным праздникам. К Масленице заранее припасались продукты: сметана, яйца, сливочное масло, льняное масло, кислое молоко, творог, мука, рыба, самогон, брага, медовуха. По словам жителей Курши на Масленицу варили холодец[4]. Варили холодец не только на Курше, но и в Шацком районе Рязанской области: «И холодец – хоть как, варили холодец»[5]. Это говорит о том, что в Рязанской области не все заговлялись перед Масленой, а только глубоко верующие люди, живущие по канонам церкви. Эта тенденция сохраняется и в настоящее время.

На Масленицу выпечка была самая разнообразная. Благодаря средствам массовой информации, укоренилось мнение, будто блины – главная еда на Масленицу. «Действительно на Масленицу пекут много блинов, но не везде и не всегда Масленица была блинницей. Это относится и к Рязанскому краю»[6]. Афонькина: «На Курше на Масленицу, наряду с блинами, пекли пироги с капустой, грибами, пышки из творога (козьева, коровьева), калачи. Их посыпали маком или льняным семенем»[7] «Блин – символ солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных браков и здоровых детей»[8]. По словам информаторов, блины пеклись в течение всей Масленой недели.

Афонькина: «Они были нескольких сортов. Одни - на дрожжах, гречневые и пшенные пополам с пшеничной мукой, пшеничные; другие - на рожках, манной крупе - пеклись на соде»[9]. Р.В.Шелихова: «Испечь хорошие блины - дело непростое. На Масленицу готовили блины из дрожжевого теста. Вначале заливали опару: в теплой воде разводили дрожжи, а затем постепенно, добавляя в воду или молоко муку, заливали тесто. Для опары брали половину всей муки, которая пойдет на блины. Кастрюлю с опарой ставили в теплое место, накрыв полотенцем, ни в коем случае не крышкой - тесто должно «дышать». Если опара подходила быстро, её размешивали и ставили в более прохладное место. Когда опара увеличивалась в 2-3 раза, в неё добавляли соль и оставшуюся муку и ставили в теплое место. После того как тесто поднималось, начинали выпекать блины»[10]. В.А. Антошечкина: «Моя свекровь, когда пекла блины на Масленицу приговаривала:

Как на Масленой недели

Из трубы блины летели

Петушки, гребешки

Перевертыши горшки.

Старалась, чтобы блины получились парные. Тогда весь год парочкой жить»[11]. Блины выпекали в русской печи на углях, таганке при помощи цапельника. Н.Н.Моисеева: «Сковороды для выпечки блинов использовали чугунные, они были в каждой семье.<1> Очень важно, чтобы сковороды были абсолютно чистыми. Для того их ставили на огонь, дно посыпали солью, прокаливают, а затем вытирали чистой сухой тряпкой. После такой подготовки блины не пригорали, легче отставали от сковороды»[12]. В настоящие время используют блинницы. <2> Пред тем как лить тесто на раскаленную сковороду, её смазывали растительным маслом с помощью помазка. Антошечкина: «Моя свекровь пекла блины с одной стороны, они были толстые и пышные. Складывала их попарно, промазав маслом, чтобы блины оставались тёплые, оставляла их в русской печи за заслонкой. Она говорила: «Что мы печем не блины, а перевертыши»[13].

Блины из пшеничной муки в крестьянских семьях были редкостью, их пекли из пшенной крупы. Особенно славились блины из гречневой муки. Способом их приготовления со мной поделилась Е.С. Афонькина: «Блины были объешься. В них добавляли льняное семя. Блины ели с понедельника по четверг с льняным маслом, кислым молоком, творогом. С пятницы ели с коровьим маслом и сметаной»[14].

Если говорить о современном угощении на Масленицу, блины пекут из блинной муки, пшеничной с добавлением яиц, сахара, соли, соды. <3> Опару для блинов никто не ставит. К столу подают блины со сметаной, маслом, вареньем, медом, сгущенкой. <4> На стол подаются всевозможные закуски, купленные в магазине; домашние маринады, соленья, копченья. Словом, стол полон яств не положенных на Сырную неделю. Только у старшего поколения и глубокого верующих людей в настоящее время сохраняется стол, положенный на Сырную неделю.

Р.В.Шелихова: «На Масленицу пекли калачи из пшеничной муки на молоке и посыпали их маком или льняным семенем. Пироги пекли с капустой, грибами. В богатых семьях – из пшеничной муки, в бедных – из ржаной»[15]. В Рязанской области, как и во многих других местах Нечерноземья, неизвестны названия дней Масленичной недели, которые приводятся во многих источниках. По словам информаторов исконно народным, было представление о том, что до пятницы Масленица, а с пятницы широкая Масленица. На Курше с первых дней Масленицы пекли блины, а вечерами молодежь каталась с гор, играли в чехарду, устраивали состязания на санках. Н.Е. Юдаков: «В среду теща зятя приглашала на блины. Зять приходил к теще с подарками»[16].

Праздничные гостевания у родственников проходили в пятницу, субботу и воскресенье. По словам П.М. Ромашечкиной: «Ходили в гости родные и близкие. Гостевания сопровождались обильным угощением и бурным весельем. В пятницу вся родня ходила к молодым на калачи. Вечером, мать жениха, раздавала парням и девкам калачи»[17]. Чествованию молодоженов придавался определенный магический смысл. Ромашечкина: «Если на улице встретят молодоженов, был обычай, их не пропускать до тех пор, пока не поцелуются»[18]. Над холостой молодёжью, разыгрывали озорные шутки. Особенно доставалось девушкам. По словам информаторов повсеместно бытовала Масленочная забава девок «маслить». Н.Е. Юдаков: «Девок ловили и натирали им щеки снегом, а то и вовсе в снег повалим - и снегом, снегом»[19]. Этот обычай существует и в настоящее время. Как только начинается Масленица «маслят» всех и девок и ребят.

Неотъемлемой частью Масленичных забав молодежи было катание с высоких ледяных гор. Из книги И.Грачева я узнала, что для этого использовали естественный рельеф местности - высокие речные берега, овраги и пригорки, которые заливали водой. В нашей местности нет такого рельефа, и для этой забавы строились горки у прудов, из снежных комков. В.Е. Миканев: «В оттепель катали комки снега, ставили их друг на друга, забивали снегом, делали бортики и поливали водой. Горка становилась ледяной. В 60-70 гг. в с.Малахово строили до семи горок»[20].

Дети катались с гор во все дни Масленицы, <5> девушки и юноши начинали кататься с четверга или пятницы. Для катания с гор использовали различные приспособления: сидя на шубняке, рогожах – садились гуськом несколько человек и держались друг за друга, задрав ноги к верху, скатывались вниз. Катались и на «пятой» точке. По свидетельству информаторов дети приходили с рваными штанами, потертыми трусами. На дощечках, фанерках скатывались по одному, при этом соревновались, кто дальше прокатится[21]. По старинным поверьям, это означало, кто катится дальше у того лён будет длиннее, урожай лучше[22]. Катались с гор и на деревянных санях кучами. Юдаков: «...и девки захотят скатиться с горы, а на них навалятся ребята и мчатся с горы с криком и писком»[23]. Афонькина: «В деревне Борисово катались с гор на металлических «финнах»[24]. В настоящее время снежные горы не строят, катаются с естественных возвышений в пруд.

Самым красивым Масленичным обрядом было катание на лошадях. <6>, <7>. А.П. Дурасова: «Для масленичных гуляний из колхоза выделялись лошади. Упряжь нарядно украшали, на резную дугу прикреплялись колокольчики. В гриву лошадям вплетали разноцветные ленты. Кататься начинали с пятницы девки на выданье, ребята, молодожены. Одевались в шубники, на голову покрывали цветные шали с кистями. Катались с песнями под гармошку и балалайку партиями. Старшие катались в субботу, воскресенье»[25]. Моисеева: «Упряжь больничной и почтовой лошади была украшена. На них катали детей и подростков»[26].

На Масленицу катались и на деревянных санях. Миканев: «Ребята впрягались в сани и катали по деревне девчат. Из санок делали поезд, прицепляя их друг к другу»[27]. Ромашечкина: «В деревне был мужчина, которого ребятишки катали вдоль деревни на санках. Накупит им конфет в магазине, а они и рады катают его вдоль деревни, а он сидит да посмеивается»[28]. Катание вдоль деревни - это символ будущего плодородия всего сущего и урожая, поэтому катание имели не только развлекательный, но и ритуально - продуцирующий смысл. <8>

Одним из развлечений на Масленицу было катание на санках, прикрепленных жердями к кругу «карусель». Юдаков: «Вбитый в землю или вмороженный в пруд металлический штырь надевали тележное колесо, к которому прикрепляли одну жердь так, чтобы один конец был длиннее другого. К нему привязывали санки. За короткий конец брались два-три человека, и, бегая вокруг кола, раскручивали колесо. Над кем хотели подшутить раскручивали до тех пор, пока из санок не вылетали. Летели прямо в сугроб»[29]. Устраивали игры с катанием на перегонки. Миканёв: «Делились на партии, одна партия выбирала водящего, который катил зигзагообразно санки, а другая партия должна была запрыгнуть в санки. Если в санки запрыгивало много народа, то ему помогали. Игра заключалась в том, чтобы до определённого момента довести, как можно меньше народа»[30]. Состязались в перетягивании каната, в беге в мешках. <9>, <10>, <11>, <12>

Любимым развлечением мужчин на Масленой неделе – кулачные бои. Миканёв: «В субботу отцы и взрослые сыновья устраивали кулачные бои, стенка на стенку. Бились до первой крови. Приходили домой с разбитыми носами и синяками»[31]. Еще я узнала, что в весенних мужских играх были поединки палочных бойцов. Арсеналом этой игры был Мещерский край. Игра требовала мужества. Не случайно в Туме в субботу на Масленой неделе, когда устраивались палочные бои, называли «бешеной»[32].

Не менее распространенными были и массовые гулянья по улице с песнями под гармонь. <13> <14> По словам информаторов, ходили, сцепившись друг с другом, и пели песни: «Когда имел златые горы», «Коробочка», «Как при лужке, лужке». Ромашечкина «Когда гуляли по улице, щелкали семечки. Вся дорога была усыпана шелухой»[33]. Дурасова: «Под гармонь с пляской пелись частушки. <15> Тематика их была разнообразной. Пели и масленичные частушки:

Я на масленке катался

Трое саней изломал

Ворона коня замучил

А милашку покатал.

Девки, масленка идет,

Кто нас покатает?

У Петрушки за двором

Сивка пропадает.

Не целуй меня на улице —

Целуй, меня в сенях!

Не целуй меня в сенях —

Целуй на Маслену в санях!»[34]

Все большие аграрные праздники, связанные с поворотным состоянием   природы,   сопровождались   зажжением   огня.   По народным     представлениям,     огонь    обладает    очищающей, оздоравливающей   и   животворящей   силой.   Потому   кострам, разведенным во время таких праздников, придавалось особое значение. Они были двух типов: в форме большого костра и в форме   сожжения   ритуального   персонажа,   олицетворяющего праздник.   Костры   различались   по   месту   зажжения;   одни разводились в самом селении, другие - за его пределами, в лугах, у рек. Юдаков: «Жгли масленичные костры вплоть до 70-х гг. в деревне у дорог. Для костров использовали дрова, солому, которые приносили из дома или подворовывали у соседей. У костра веселились, пели песни, частушки, плясали русского, цыганочку. Пекли блины. Мазали друг другу лицо сажей «маслили». Прыгали через костер. Заранее изготовляли факелы. На палку наматывали ветошь, смазывали дегтем. От костра зажигали их и бегали с ними вдоль деревни»[35]. Начиная с 70-х гг. для Масленицы заранее приглядывали «баллоны». Юдакова: «В первый день Масленицы их катили за деревню в безопасное место. С первых дней масленичной недели начинали жечь костры. От них валил черный дым, и пахло гарью. Делали факелы из консервных банок и носили их вдоль деревни, «катафалки», которые таскали за собой. Или вовсе по деревне таскали на проволоке горящий «баллон». Наутро вся дорога была черной от гари. Приходили с костра чумазые, что отмыть было невозможно. Одежда после масленицы шла на выброс»[36]. Такое веселье продолжалось до 2011 г., пока в селе была молодежь.

Ритуальную куклу Масленицу раньше из соломы не делали. Моисеева: «Лепили из снега, наряжали ее в женскую одежду. В прощеный день налетали на нее и крушили»[37]. Антошечкина: «Начиная с 1990 г. стали делать чучело Масленицы и прилюдно его сжигали в прощённое воскресенье. <16> У клуба, на площади, где утром устраивались масленичные забавы, игры»[38]. Ромашечкина: «Раньше на лесомашинной станции делали из соломы чучело Масленицы и сажали ее к кому-нибудь на крышу сарая или в сани»[39].

Заканчивалась Масленичная неделя прощёным воскресеньем. Юдаков: «В прощёное воскресенье все ходим на кладбище просить прощение у своих покойных предков. По дороге на кладбище просили прощение. Трижды кланялись в ноги и говорили: «Прости меня Христа ради», отвечали: Бог простит, и я тебя прощаю, и ты меня прости»[40]. Вечером ходили по селу, пели песни, жгли Масленицу. Перед сном просили прощение у домочадцев.

Рассмотрев обряды Масленичной недели, пришла к выводу. До 1990 г. о сжигании Масленицы не упоминается. Костры имели большое место в обрядовых действиях. Гулянье с песнями было повсеместно распространено. В настоящее время обряды Масленичная недели сводятся к выпечки блинов и проводов Масленицы, организованные работниками культуры.

 

Антошечкина В.А. (краевед, преподаватель МОУ «Тумская СОШ № 3» Клепиковского района)

 



[1] Информатор: Юдаков Н.Е. 1943 г.р., с. Малахово Клепиковского района

[2] Информатор: Афонькина Е. С. 1956 г.р., д. Борисково Клепиковского ра  йона

[3] Информатор: Моисеева Н.Н. 1956 г.р., с. Малахово Клепиковского района

[4] Информатор: Ромашечкина П.М. 1941 г.р., д. Култуки Клепиковского района

[5] Материалы и исследования по рязанскому краеведению. Сб.научных работ/ отв. ред., сост. Б.В. Горбунов/ Ряз. обл. ин-т развития образования..- Т.13. - Рязань: Узорчье, 2008. - с. 333

[6] Тульцева Л.А. Рязанский месяцеслов. Круглый год праздников, обрядов, обычаев и поверий рязанских крестьян // Рязанский этнографический вестник/ ГЛ. Ред. В.В.Коростылёв. - Рязань : Изд.:Ряз.Обл. научно-методического центра народного творчества, 2001 - с. 81

[7] Информатор: Афонькина Е. С. 1956 г.р., д. Борисково Клепиковского ра  йона

[8] Церковно-народный месяцеслов И.II. Калинского /Послесл. В. Аникина. - М.: Худож. лит., 1990 - с. 168

[9] Информатор: Афонькина Е. С. 1956 г.р., д. Борисково Клепиковского ра  йона

[10] Информатор: Шелихова Р.В. 1940 г. р., с. Малахово Клепиковского района

[11] Информатор: Антошечкина В.А. 1967 г.р., с. Малахово Клепиковского района

[12] Информатор: Моисеева Н.Н. 1956 г.р., с. Малахово Клепиковского района

[13] Информатор: Антошечкина В.А. 1967 г.р,. с. Малахово Клепиковского района

[14] Информатор: Афонькина Е. С. 1956 г.р.,  д. Борисково Клепиковского района

[15] Информатор: Шелихова Р.В. 1940 г. р., с. Малахово Клепиковского района

[16] Информатор: Юдаков Н.Е. 1943 г.р., с. Малахово Клепиковского района

[17] Информатор: Ромашечкина П.М. 1941 г.р., д. Култуки Клепиковского района

[18] Информатор: Ромашечкина П.М. 1941 г.р., д. Култуки Клепиковского района

[19] Информатор: Юдаков Н.Е. 1943 г.р., с. Малахово Клепиковского района

[20] Информатор: Миканёв В.Е.. 1954 г.р., с. Малахово Клепиковского района

[21] Информатор: Миканёв В.Е.. 1954 г.р., с. Малахово Клепиковского района

[22] Церковно-народный месяцеслов И.II. Калинского /Послесл. В. Аникина. - М.: Худож. лит., 1990 - с. 168

[23] Информатор: Юдаков Н.Е. 1943 г.р., с. Малахово Клепиковского района

[24] Информатор: Афонькина Е. С. 1956 г.р.,  д. Борисково Клепиковского района

[25] Информатор: Дурасова А.П.. 1936 г.р., с. Малахово Клепиковского района

[26] Информатор: Моисеева Н.Н. 1956 г.р., с. Малахово Клепиковского района

[27] Информатор: Миканёв В.Е.. 1954 г.р., с. Малахово Клепиковского района

[28] Информатор: Ромашечкина П.М. 1941 г.р., д. Култуки Клепиковского района

[29] Информатор: Юдаков Н.Е. 1943 г.р., с. Малахово Клепиковского района

[30] Информатор: Миканёв В.Е.. 1954 г.р., с. Малахово Клепиковского района

Размер шрифта ААА

Архив материалов

Ближайшие мероприятия

Областной конкурс  передвижных клубных учреждений «Российской глубинке посвящается»  проходит с февраля по ноябрь 2017 года.

На выставочных мероприятиях в рамках этого цикла будут представлены работы самодеятельных и профессиональных мастеров самых различных жанров и видов искусств, вошедшие в собрания частных коллекций.     Основной целью данного проекта является сохранение, изучение и развитие изобразительного, фото искусства и декоративно-прикладного творчества.

Рязанский областной научно – методический центр народного творчества проводит цикл областных выставочных мероприятий «Мастера Рязанщины- 80-летию образования Рязанской области» на базе районных, зональных, областных выставок самодеятельного декоративно – прикладного, изобразительного и фотоискусства.

О проведении VI Областной ассамблеи хоровой, ансамблевой и вокальной музыки «Рязанская хоровая осень», посвященной 80-летию образования Рязанской области

3 декабря 2017 г. г. Спасск

© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области