Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.

Нематериальное культурное наследие Рязанского края

Технология изготовления праздничного женского костюма Михайловского уезда Рязанской губернии

Женская одежда данного района даже в первые десятилетия ХХ века оставалась традиционной и состояла из рубахи с понёвой, передника-занавески, навершника – распашного – юпочки или глухого – жёлтика (бытовал вплоть  до 90-х гг. XIX в.), многослойного головного убора – рогатой кички с украшениями.

Рубаха из белого домотканого холста, короткая или на «подставке» из более грубого сурового холста, которую обыкновенно пришивали после, часто из более грубого холста, иногда же рубаха так и оставалась длиной только до пояса,  с прямыми поликами и широкими рукавами, сосборенными на обшивку и заканчивающиеся широкими оборками – «манжетами».  «Палики» – четыреугольные куски из кумача, пришиваемые к полотнищу рубахи на плечах; у воротника они собраны в сборки. Рукава – в сборку, на обшивке, ширина 2,5 – 3 см, в виде обшлага, на застёжке. Ворот также на обшивке с воротником-стойкой, шириной 2 – 3 см и застёжкой на пуговицы или крючки. Разрез ворота украшен вышивками в ширину около 6 см по обе стороны грудного разреза («подполкам»)  украшена вышивкой, узкими разноцветными шёлковыми лентами, «гантом», бисером, блёстками. Полосами кумача, ситца, крестов, полос; названидя отдельных мотивов узоров: «баранчик», «копеечка», «раковинки», «денежки» и др.

Понёва глухая из четырёх полотнищ домотканой шерсти в клетку (размер клетки в среднем 6х8 см.); пятое полотнище – прошва – из синей китайки. Верх собран на вздёржке – гашнике – пояске, тканом из красной, жёлтой, зелёной, белой и чёрной шерстяных нитей. По подолу нашивали «клажу»: красное сукно шириной от 10 до 35 см на холщёвой подкладке с нашивками позумента, лент, тесьмы, «гантов», бисера, блёсток. По краю подола понёва обшивалась шерстяной тесьмой – «поясками». Понёва опоясывалась покромкой с бахромой на концах.

Поверх рубахи с понёвой надевался передник-занавеска с небольшой грудинкой и завязками на спине и вокруг шеи. Передник богато декорирован вышивкой, затканками, нашивками, блестками, многоцветным численным кружевом. Украшения обычно составляли 2/3 его основной части. Орнаменты вышивок геометрические, стилизованные растительные, сюжетные.

Жёлтик – глухая, надеваемая через голову, наплечная, длиной до 1 м, одежда из домотканой шерсти, выкрашенной в жёлто-горчичный цвет. Покрой такой же, как и юпочки: из 3-х прямых полотнищ – среднего, перегнутого пополам с вырезом для головы в середине по перегибу и двух меньшего размера – боковых. В местах их соединения вшиты красные шерстяные полосы – «торочки». Плечи украшены полосами кумача, лентами, позументом. Край кумача иногда выполняли «вырезом», т.е. зубцами. Ворот обшит по краю черной тесьмой с белым бисером или красным материалом. Разрез на груди обшит кумачём и рядами разноцветных лент и позумента. Нижняя половина жёлтика покрывалась сплошь разноцветными нашивками: полосами кумача, ситца, домотканой полосатой материи, лентами, тесьмой, позументом, шнуром, вышивкой, бархатом, блёстками, бисером. По краю подола пришивалась красная бахрома с бисером.

До конца XIX в. Женщины носили рогатую кичку из грубого холста, выстеганную на толстой подкладке для сохранения формы. «Рога» имели вид подковы, обращённой концами вверх, с волосником в форме чепца с вздёржкой. К кичке привязывали «снур» - спинное украшение из шёлкового шнура с большой кистью из бисера и бахромы на конце, «подзаушники» - две кисти из блёсток и бисера на плетеных шнурках, висящие вдоль лица и ниспадающие на плечи; «пушки» из гусиного пуха, прикреплявшиеся в области висков или ушей; «позатыльник» - из полосы ткани с большой прямоугольной поднизью (длиной до 25 см) из разноцветного бисера, закрывающей шею и верхнюю часть спины.

Сверх кички надевалась «сорока» – чехол из крашенины, кумача на холщёвой подкладке. Очелье и хвост сороки украшались золотной вышивкой, позументом, вышивкой разноцветной шерстью. Орнамент геометрический.

Сверху к сороке прикреплялась «увивка» – подковообразная дуга из холщёвого жгута, обшитая кумачём, позументом сверху и изнутри, шелковой бахромой с блестками и лентами – снаружи. Ленты свисали вдоль щёк вместе с подзаушниками, а бахрома на затылке.

С украшениями головного убора хорошо гармонировали шейные – «гайтан», «жерёлок», нанизанные из разноцветного бисера, спинное – «крылышки», которое надевалось поверх поверх жёлтика или юпочки и спускалось вдоль спины.

На ноги и в праздники, и в будни надевали лапти с онучами, обвязав их оборами. Затем от щиколотки вверх тщательно наматывали «завойку» – широкую домотканую чёрную шерстяную полосу, обшитую снизу «рябушкой» – шерстяной жёлто-красно-чёрной тесьмой, и обвязывали её «нагавочкой» – красной шерстяной тесьмой. Завойки носили только женщины.

 

 



Размер шрифта ААА

Архив материалов

Ближайшие мероприятия

Персональная выставка работ художника-любителя из с.Истье Старожиловского района Романовой Ольги Михайловны «Вдохновение» (живопись, графика, мягкая игрушка), приуроченная к 60-летию со дня рождения автора, откроет свои двери 3 мая 2024 г. в 12.00 по адресу: Урицкого, 72 и продлится до 31 мая 2024 г. Выставка будет работать ежедневно (кроме субботы, воскресенья и праздничных дней) с 10.00 до 17.00, вход бесплатный.

Персональная выставка работ художника-любителя из Касимовского района Семенова Николая Васильевича «Мой край родной» (живопись), приуроченная к 65-летию со дня рождения автора, откроет свои двери 3 мая 2024 г. в 12.00 по адресу: Урицкого, 72 и продлится до 31 мая 2024 г. Выставка будет работать ежедневно (кроме субботы, воскресенья и праздничных дней) с 10.00 до 17.00, вход бесплатный.

Рязанский областной научно-методический центр народного творчества представляет вашему вниманию персональную выставку работ мастерицы из г. Рязань Фадеевой Раисы Николаевны «Лоскутный мир Раисы Фадеевой» (лоскутное шитье), которая является двенадцатым выставочным мероприятием цикла «Мастера Рязанщины», проходит в рамках Национального проекта «Культура» и Федерального партийного проекта «Культура малой Родины», а также приуроченную к 90-летию со дня рождения автора. 

Областной фестиваль любительского художественного творчества «Пушкин и я – культурная семья» проводится в целях сохранения, пропаганды, преумножения богатства и самобытности Рязанской культуры;  воспитания у молодого поколения чувства  патриотизма и гордости за Рязанский край; развития массовости и повышения исполнительского мастерства  любительских  творческих  коллективов.

С 1 февраля по 30 ноября 2024 года в соответствии с планом работы Государственного бюджетного учреждения культуры «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества» состоится театральная гостиная «Там, за щелочкой кулис…». Её проведение способствует дальнейшему развитию жанра любительского театра, повышению исполнительского мастерства и активизации творческой деятельности коллективов.

© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области