Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.

Нематериальное культурное наследие Рязанского края

«РУСАЛКА» - традиционный обряд Троице-Русальского цикла в селах Меньшие и Большие Можары, в бывших владельческих селах Можарской волости».

«РУСАЛКА» - традиционный обряд  Троице-Русальского цикла в селах Меньшие и Большие Можары, в бывших владельческих селах Можарской волости».

 Село Можары – старинное село. Существует несколько версий происхождения названия «Можары». В основе одной лежит татарское слово «можара» , что в переводе означает «большая арба». По другой -  от фамилии землевладельца Можарова. В селе больше распространена версия от народного географического термина мажары, что означает «бугристую местность», «древнее кладбище». Кстати, до сих пор можарцы пытаются найти следы кладбища, знают примерное местоположение оного. А.В.Бабурин не исключает версию, что современные можарцы потомки татар-мишарей[i].  Оба села, и Большие и Меньшие Можары, упоминались в окладных книгах 1676 года.

В селах соответственно существовал и до сих пор частично сохранился культурно-бытовой уклад владельческих сел, что прослеживается в сохранности  женского традиционного понёвного комплекса и по характерным архаичным праздникам и обрядам , к которым и относится обрядовое действо, называемое в местной традиции «Русалка».

К образу мифического существа обращались и известные ученые-этнографы: В.И.Даль, М.Забылин, И.Сахаров, др, а также русские поэты и писатели Н.В.Гоголь, А.С.Пушкин, В.А.Жуковский, композиторы А.С.Даргомыжский, Н.А. Римский-Корсаков. Интересен образ русалки был и для историков. В частности С.Соловьев писал: «Русалки появляются со Страстного четверга (когда в старину по Стоглаву, порану солому палили и кликали мертвых), как только покроются луга весеннею водою, распустятся вербы. Если они и представляются прекрасными, то всегда, однако, носят на себе отпечаток безжизненности, бледности… Русалки до Троицына дня  живут в водах, на берега выходят только поиграть. У всех языческих народов путь водный считался проводником в подземное царство и из него назад , поэтому и русалки являются из воды, живут сперва в реках и показываются при колодцах. С Троицына дня до Петрова поста русалки живут на земле, в лесах, на деревьях – любимом  пребывании душ по смерти. Русальные игры суть игры в честь мертвых, на что указывает переряживание, маски – обряд, который не у одних славян был необходим при празднике теням умерших…»[ii].

М. Забылин в своем труде «Русский народ. Его обычаи , предания, обряды и суеверия» писал об изгнании , прощании, провожании русалки: «…в Рязанской губернии, в Спасске, следующее за Троицыным днем  воскресенье слывет Русальным заговеньем, а Понедельник – Провожаньем русалок… Выйдя за город,  они говорят, что проводили русалок, причем разрывают чучела, разбрасывают их по полю, и провожающие их девицы с унынием возвращаются. С этого времени прекращают игры под названием «горелки», «уточка» и «борис»»»[iii].

Тульцева Л.А. в своей работе «Рязанский месяцеслов. Круглый год праздников, обрядов и обычаев рязанских крестьян»: «В зависимости  от местных традиций Русальская неделя начинается или сразу после Троицы, т.е. с понедельника, или после Духова дня, т.е. со вторника. Само название недели – Русальная, Русальская – говорит о том, что в обрядности этого срока появляется образ Русалки – мифического существа, которое , по поверьям, обитает до Иванова дня (солнцеворота) в полях и лесах, а после, вплоть до осени и даже зимы – в водных источниках»[iv].

Русальная неделя имела свой цикл обрядово-праздничного действа: «Русалка», «Русальская неделя». Рязанские этнографы описали достаточно обширный комплекс обрядов, связанных с Русальной неделей, которые существовали вплоть до  конца ХХ века, что не совсем верно: обряды Русальной недели сохранились и в начале ХХI века, как-то: проводы Русалки или, как в Можарах, Русалка. Собран достаточно обширный материал по обрядово-ритуальной практике, которая существовала в  селах Шацкого, Спасского, Пронского, Шиловского районов  области. 

Все же необходимо сказать, что само обрядово-ритуальное действие Русалка в настоящее время сохранилось далеко не во всех владельческих селах района, а именно в селах бывшей Можарской волости. Этот обряд знаком всем можарцам от мала до велика, а слава о широком праздновании Русалки в Можарах давно живет в сознании и памяти сараевцев. Но, самое главное, что обряд живет и действует в селах до сих пор.

По местным традициям отправления обрядов троице-русальского цикла Русальская неделя в Можарах начинается с  Духова дня, т.е. с понедельника, сразу  после Троицы. По поверьям можарцев Русалка обитает в воде, в реке, недаром ряд ритуальных действий связан у можарцев с рекой. Сведений о том, ходила ли Русалка по полям, рощам в селе не сохранилось. Ходила Русалка и среди людей именно на Русальной неделе, а потом можарцы провожали Русалку. И назывались эти проводы в селах «Русалка». Ритуально-обрядовые действия выражаются в селе глаголом «русалить».

Саму Русалку можарцы представляют в образе девушки с длинными волосами в белой рубахе и озорным характером[v]. У современного поколения можарцев образ Русалки смешан с украинским и белорусским мифом о том, что Русалки – это души девушек-утопленниц, тогда как в русской мифологии Русалка – это сущность, воплощение сил природы, ржаного, конопляного поля. (Сказывается влияние литературы, кино, живописи, где Русалки живут и действуют у воды.) Отсюда  ритуалы обряда связанные с водой, в Можарах приписывают месту ее обитания. Например, откатывали телеги в воду.

Сведений о том, «ходила ли Русалка по полям, рощам» в селе не сохранилось.  На  функцию Русалки как охранительницы созревающих полей указывают такие ритуальные действия как хороводы с пением соответствующих ритуальных песен. Шутки, озорство, которые вызывали смех, как магическое средство при поспевании ржи, конопли.

Изготовление чучел Русалки в Можарах не помнят даже старики[vi].

Обрядовое действо начиналось в ночь с понедельника на вторник через неделю после Духова дня. В научной литературе данный обряд относят к русальному заговенью, проводам Русалки. По свидетельству информаторов в первой четверти ХХ века Русальное заговенье в селе отправляли. Современные  можарцы отрицают Русальное заговенье и проводы Русалки и не относят действо к вышеуказанным дням Троице-Русальского цикла, а просто обозначают одним словом «Русалка».

Информатор Шишкина Любовь Ивановна вспоминает рассказы своей бабушки Зайцевой Прасковьи Аксеновны 1898 года. Та ей поведала, что до революции 1917 года в Можарах на Русалку водили женщины хороводы. Этот обряд связывали с проводами Русалки. Прыгали ли через костер, жгли чучело, сказать уже никто не может. 

В селе Можары удалось совершенно точно обозначить место действия Русалки. Это улицы так называемого исторического центра села, откуда пошли и есть Можары: Меньшие Можары: улица Денисовка (совр. Советская), улица Москва, ул.Почтовая, ул. Телята. Информаторы отмечают, что русалили не по всем Можарам, а именно на этих улицах. Причем русалить собирались со всего села. Информатор и краевед, бывшая зав. Можарской сельской библиотекой Иешкина Екатерина Васильевна: «Сколько я себя помню, в Можарах всегда русалили. Русалку всегда боялись, что могла чего натворить. Всю ночь по улице Телята ходили хозяева вокруг дома, сторожили добро. Здесь жили тихие, незлобивые люди. Потому и Телята.  Я разговаривала с Любой Сидоровой, с другими женщинами. С улицы Островок, на нашей улице не русалили, но на другие уходили. Образа Русалки, внешности  не представляли. Это было озорство»[vii].

 

 

Озорство. Обряд связан прежде всего с ряженьем и озорством, потому, что в селах считали Русалку большой баловницей и шутницей.

Информатор Кулешова Мария Ивановна жила в селе Ключи, всю жизнь работала учительницей, сейчас на пенсии и в настоящее время живет в Можарах. Село относилось к Можарскому району. «На Русалку молодежь собиралась группами, затем в одну кучу. Собирались и придумывали, что нам сотворить. Заранее собирались и высматривали, что нам сотворить. Вот ночью чурбаки березовые от домов ленивых или нерадивых хозяев отбрасывали на дорогу. Старые заборы у ленивых людей прям целиком брали или разбирали и клали рядом с домом. Русалка давала понять, что пора, мол, чинить. Воспитывала Русалка народ!

Озоровала Русалка и так. После войны, да и далее,  почти в каждом дворе были самогонные аппараты. Знали у кого в каком сарайчике спрятаны, бывало свои выносили, из своих домов. Были случаи, когда их сложили прямо середь улицы. Ни один аппарат хозяева днем не брали. А мы поздно вечером сядем в кусты и наблюдаем, кто пришел за своим аппаратом. Смеемся, от смеху давимся, нельзя громко-то смеяться. Днем не брали, милиции боялись. А аппараты мы собирали полностью, со змеевиками, да так и ставили, хоть сичас  гони»[viii].

 «Собиралась молодежь села, намечали жертву, ну, там бабку старую или мужика какого. Было дело: жила на селе женщина одна, большая рассамаха. Бывало выдя на крылец и с ведром корову доить и пока всех ворон  не пересчитаить, глаза земле не опустить. Ну. Ребята над ней и пошутили. Крыльцо от двери  оттягнули, она выходить утром , голова как всегда вверх пялица , и , бух, с крыльца , и загремела тольки ведром. Смеху на неделю в деревне было. По сию пору помним и при случаи рассказваим»[ix].

«Всегда в июне после русальной в ночь с понедельника на вторник находили посередь реки какого-никакого пьяного мужика. И ведь как не просыпался! Но секрет был: или колеса тряпками обматают или на руках отопрут. Силушки - то много, а ума недостаток. А то по венцам поднимутся на крышу, положат на трубу лист железа или фанерку какую. Утром баба проснется, печь затопит, а дым весь в избу повалил. Ругаются и смеются: «Вот анчутки, опять русалили»[x].

Вообще в ночь  на Русалку не спала вся деревня. Не спят в эту ночь и по сегодня.

Можары и рядом стоящие села, села лесные. Возле дворов всегда лежала большая поленница дров. Молодежь в темноте подкрадывалась и выхватывала нижние поленья: вся поленница с грохотом обваливалась.

Бывало, телегу хоть с хозяином, хоть без, выкатывали на дорогу и ставили поперек. Утром ругань на всю улицу: надо по делам кому ехать, а дорога или улица перекрыты.

«У нас в Ключах Русалка утащила председателя колхоза, женщина у нас была, котора заснула в бричке. Тихо-тихо несли и в пруд поставили.  Той стыдно было, никогда об этом случае ни словом ни обмолвилась. И мы молчали»[xi].

По мифологическим представлениям перекрестки дорог – место сборища нечистой силы, в связи с этим, проводится параллель, что ритуал выкатывания телеги к перекрестку – это также проводы Русалки к нечистым. Ерошкина Галина Ивановна рассказывала, что в «проулок, который выходил на улицу Криволучка, молодежь на Русалку как-то закатила огромную телегу с лесом, так та в проулке чуть не до снега стояла, нечем было вытащить»[xii]. Подобных ритуальных действий было немало, присутствуют они и в наше время.

«Русалили и так: брали в руки колотушки и лупили ими по углам дома. Дома у можарцев деревянные. Громко получалось»[xiii].

Шишкиной Л.И. мать ее Зайцева Прасковья Аксеновна поведала, что в ее молодость до войны молодежь делала такие «гремушки»: брали веревку, на нее навязывали жестяных банок. В темноте подкрадывались к дому, привязывали к оконной раме, прятались либо в кусты, либо за угол и начинали дергать за веревку. Хозяева с испугу вскакивали с постели и гнались за шутниками[xiv].

Сбродова Нина Ивановна вспоминает, что в 60–70-е годы русалила сама. «Когда шли русалить, мы заранее делали «постукалочки». Брали камешек, обматывали вокруг веревку, привязывали к раме и дергали: камешек-стук, стук, стук. Залегали обычно в кустах. Я своей соседке-бабушке через дорогу так  стучала. А рядом с ее домом было еще небольшое болотце. Это ж какой длины веревку  натягивали!  Веревка, бывало, сорвется или камешек вылетит, мы наладим заново и опять стучим. Доведем бабулю до белого каления. Еще как русалили? Воду из бочек на землю выливали, поленницу разбрасывали»[xv].

Озорство Русалки иной раз заканчивалось погоней какого-нибудь бдительного мужика. Но жестоко никогда не наказывали. Население к озорству относилось терпимо. Наутро незлобиво рассказывали о ночных похождениях Русалки. Да и как злиться – сами когда-то русалили.

Можарцы верили, что  Русалка любила посещать дома живых людей на Русальной неделе или после неё до Иванова дня. Остатки этих верований вылились в следующем ритуальном действии. «Подпирали ребяты дверя колом, а сами стучать, значить. «Кто»? - спрашиваить кака-нибудь бабка, над бабками тах-то шутили, над одинокими, а озорники отвечають : «Русалка», да загагочуть и разбегутся хто куды. Бабка побъеца, побъеца, да и до утра дожидаица, когда кто ее отопреть»[xvi].

Тульцева Л.А. отмечает, что на Рязанщине во владельческих селах существовали четыре основные признака ряженья: «1) одежда ряженых могла быть очень ветхой, старой, даже рваной, уже вышедшей из употребления; 2) маски; 3) использование традиционного народного костюма,.. 4) травестированные формы ряженья.

На Можарах информанты говорят о наличии на Русальной неделе  первого признака ряженья: ветхой одежды. Нашло подтверждение и существование третьего признака: традиционного костюма. «На Троицу одевались в лучшее. В доме все вымывали. Говорили: всякая тряпочка Троице радоваться должна». Именно на Троицу можарская женщина одевала традиционный праздничный наряд: понева была домотканая, а рубаха-станушка и запан шелковые, атласные, или кумачовые.

Особый интерес вызывает четвертый признак: травестированные формы ряженья.  «Молодежь, да и молодые бабы, мужики,  в старину любили наряжаться наоборот: мужик в бабу, а баба мужиком. Могли и в цыганку нарядиться, мужики, конечно. Бывало, хохочем, ребята женскую грудь к себе прилаживают, да норовят побольше, побольше пакли или лыка наложить, а то и ветошь какую. Щеки намалюют свеклой, а в нашу молодость и помаду уже можно было найти, городская молодежь привозила. Губищи накрасят и ну лапать «девки» «мужиков» и наоборот. Животы надсадишь от смеху. Девки наоборот: портки, шабалы мужские напялют, Волосы длинные носили, все равно под картуз потыкают, усищы намалюют или пук пакли на нитку намотают и под нос привяжут. Молодухи самые отчаянныя  могли и мужские причиндалы прицепить: или сук какой или еще чиво, и смеются: «Как вы, рибяты все это носитя?!» В таком обряди шли по всей деревне, могли и в окно заглянуть, попугать. Рожи- то страшнаи. А еще с удовольствием ряженные поли[xvii]вали друг друга. Хохот. А после всего называют друг друга «Русалкой»». Это вариант ряженья известен как русальская игра, встреча и проводы в рожь двух «русалок», т. е. брачной пары.

В научной литературе исследователи отмечают особое чествование Русалки: именно по случаю ее встречи и проводов происходило  переряживание по типу перемены пола. Обряд переряживания в ритуально-обрядовом действе «Русалка» присутствовал в полном объеме, потому достаточно полно и подробно освещается информаторами села Можары, Ключи, Дубовка.

В селе Ключи участники действа переодевались, чтобы их не узнали. «Во что? Одевались в  бабу. Среди нас должен был быть обязательно один парень молодой переодетый в женскую одежду, в девку. Это Русалка, так говорили»[xviii].

В Можарах наряжались в вывернутую наизнанку шубу. Шуба – это символ достатка. На шубу сажали молодоженов. Но ведь молодежь-то и была главным участником обряда. Ряженье в шубу – типичный обряд «проводов» Русалки.

Мазались сажей, чтобы не узнали. Русалка и должна была вести себя среди людей как человек, отсюда ряженье в человека противоположного пола, в животное, пачканье лица сажей. Сажа – символ достатка и оберег от зла[xix].

Одним из основных  действий «ряженья» были «маски». Этнографы отмечают, что участники обряда маски одевали,  чтобы не быть узнанными  не односельчанами, а нежитью, а Русалка – выходец из мира нежити. Если Русалка узнает человека, то может увести  человека в свой мир.

Маски и в Можарах и в Ключах были повсеместно до войны и после войны. В настоящее время в масках не русалят. Из чего делали маски? В селе Ключи, Меньшие Можары из тыквы. «Во многих домах занавесок-то не было, девки. Вот молодежь заранее знала, где старики живут. Зашли мы в один двор, глядь в окно, а там дед с бабкой при свечах на коленях пред иконами молятся. Мы раз на головы тыквы и в окно стучать. Сильно старики испугались. Видно свечи отсвечивали. Испугаешься. Тыква обычно в погребах лежала до следующей осени»[xx].

Принято в Можарах ряженым «гоняться»  друг за другом. Объясняется этот ритуал тем, что в мифоэпическом сознании народа Русалка всегда стремилась человека заманить, замуж выйти, кровь обновить. Информанты рассказывают: «Тоскуют Русалки по человеческой жизни, вот и являются раз в году нам людям, в тепло дома. С детства помню, бабка нам малым рассказывала, что Русалки – это девушки-утопленницы, тоскуют они по земле, по людям. Ребеночка хотят родить от человека.  Парней стращали: на Русальной неделе к реке, в поле ни-ни ходить. Русалки или защекочат или в реке закрутят и опомниться не успеешь, усыпляют, говорят. Да и мы девки прям до дрожи душевной боялись на Русальной неделе, на Духов день даже в огород выйти. Там может быть Русалка»[xxi].

Былички о том, что Русалка может защекотать человека до смерти, что человек может умереть от смеха ходили во многих областях России, Украины.  Обряд на Русалку связан с ритуалом, направленным на созревание  ржи. Смех имел магическую силу и помогал конопле, ржи поспевать. Шутки, озорство, которые вызывали смех, были приняты  на Русалку повсеместно. Также как обычай выливать воду на землю, который нес в себе также репродуктивную функцию. «Мне бабушка рассказывала, что они бегали по дворам и выливали воду из бочек. Это делали обязательно. Иногда такие большие бочки выливали: ведер на пятьдесят»[xxii].

В тоже время былички связанные с Русалкой, записанные в Можарах, обряды , связанные с водой, показывают на то, что место обитания Русалки – река.

Информанты с удовольствием вспоминают о том, что мужик, уснувший в эту ночь в телеге, утором мог проснуться посреди реки Пары.  Данный обряд, конечно, относится к проводам Русалки. Известно, что Русалки – это заложные покойники. Отсюда и обряды такие же, как и с заложными покойниками. Русалку никогда не хоронят на кладбище в могиле: ее топят, сжигают, выбрасывают. Поэтому, скорее всего это ритуальное действие есть ничто иное, как обряд похорон Русалки. Этот обряд связан с изгнанием Русалки из деревни как нечистого и вредоносного существа. Можарский мужик невольно исполняет ее роль. «Всегда в июне после русальной в ночь с понедельника на вторник собиралась молодежь в селе, намечали жертву. В каждом дворе была лошадь и телега. Все мужики в ночь эту спали во дворе в телегах, чтобы стеречь двор: ведь Русалка будет озоровать. Мужик выпьет, да и заснет, а ребята подкрадутся, обмотают колеса тряпьем или травой, за оглобли и в реку телегу свезут. Утром мужик просыпается посередь реки. Опять смеху!»[xxiii]. Прямых указаний или трактовок этого обряда у населения не наудено, но научные публикации этнографов Рязанского края прямо привязывают это действо к обряду проводов Русалки. Современные можарцы же называют данное действо озорством.

Такие исследователи, как М. Забылин, В.И.Даль, И. Сахаров говорят о том, что именно мужчина переодевался в Русалку. И именно утонувший  мужчина становился Русалкой, а не девушка-утопленница[xxiv].

И все же село Можары – уникальное село. Двадцать седьмого июня 2008 года, т.е. в XXI веке!  Был записан обряд, который, казалось, давно должен быть стерт с лица земли. Мы намеренно поехали после  «Русалки», чтобы по свежим следам сделать записи и проследить сохранность обряда, действия и ритуалы в наши дни.

Шишкина Любовь Ивановна, зав. Можарской  сельской библиотекой говорит: «Иду на работу. Гляжу, на Доме культуры висит объявление: «Русалка». Сбор у клуба»[xxv]. Было это накануне Русалки июнем 2008года. Просто дух захватывает от такого объявления и мурашки по коже!

При сборе материала, бесед с информантами, были сделаны выводы, что современное состояние обряда сводится в сознании и действиях можарцев к озорству. Озорство носит как безобидный характер, так и представляется старшему поколению опасным действом.

Ерошкина Галина Ивановна, Кузнецова Людмила Викторовна и другие информанты рассказывали о том, что в ночь с понедельника на вторник село не спит не потому, что ожидает «приятных увеселений», а потому, что все сторожат свои дома, заборы, скарб. Но, что очень важно, и это отмечали все информанты: Русалку ждет взрослое население, все вспоминают свои молодые годы и свои проказы. Село прибывает в веселом ожидании Русалки.  Можарцы живущие в городах, с неподдельным энтузиазмом участвуют в обрядах, если отпуск выпадает на Троице-Русальске дни.

«Сейчас русалят в основном подростки и молодежь до двадцати лет. И сейчас дети приходят в школу и признаются, что русалили. Но где, что творили никогда не расскажут. Сооружение баррикад происходит ежегодно, разумеется, из веток, бревен, все оттаскивают от домов. Но были случаи, когда люди находили колеса от машин, от телег, сами телеги в этих баррикадах. То особо тяжелые предметы долго лежат, никто не убирает»[xxvi].   

«Можарец, выезжая утром со двора, должен помнить: ночью «Русалка» могла соорудить баррикаду поперек дороги. Невинной шалостью Русалки считается такое озорство как: разбросать поленницу дров около двора, разлить воду из бочек, надеть  на трубу ведро. Баррикады, вообще любимое озорство молодежи и подростков. Что характерно, ее долго не убирают с улицы. С дороги какой-нибудь водитель уберет на обочину и лежит эта куча все лето порой»[xxvii].

Также как и в старину заранее готовят «жертву», места для озорства, выглядывают у кого, что плохо лежит. Среди участников обряда существует негласное правило: после озорства никого не выдавать, раз. Второе, не обижаться, если Русалка поозорует и на твоем дворе.

Также как и в старые времена основное действие обряда проходит в историческом центре села.

Современная Русалка и озорует по-современному. Вот некоторые эпизоды.

«Было дело, когда на Русалку молодежь покатила руками тяжелую тракторную тележку и на беду падает девушка-девятиклассница Наташа Кувшинова и прям-таки под колесо.  Перелом тазобедренных костей был. Долго лечилась. Но ведь и сама виновата. С тех пор прошло лет двадцать»[xxviii].

Галина Ивановна Ерошкина по должности директор Больше-Можарской основной школы, ежегодно со сторожем стоят дозором у школы: бывали случаи, когда на утро у половины ограды не было штакетника, либо пролеты ограды лежали на дороге.

Милицейский патруль на улицах Можар в Русальскую ночь не роскошь, а жизненная необходимость. Зачастую участники попадают в отделение милиции за хулиганство.

Таким образом, возможно констатировать, что в современном обряде исчезли: а) обряд ряженья, маски, б) похорон Русалки. Остались такие фрагменты обряда,  как озорство, место действия, состав участников: подростки, молодежь.

Главное, само действо: русалят в селе и в XXI веке. Остался и поддерживается сам дух древнейшего  обряда Троице-Русальной недели.  Можарцы, увы, забыли букву обряда, но не утеряли его дух и любовь к своим корням.

 

Кармацкая Г.А.,

директор, педагог

МОУ ДОД Сараевский ДДТ

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ.

.

1.      Власова М.Н. Русские суеверия: Энциклопедический словарь. - Спб.: Азбука., 2000.- с.234-256.

2.      Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка : В 4 т. – М.: Русский язык, 1998. – Т. 4 : Р – у. – 1998. – С. 114.

3.      Забылин М. Русский народ. Его обычаи, предания, обряды и суеверия. – М.:  «Эксмо», 1994. – 201 с.

4.      Иникова С.А. Программа-вопросник для сбора  материалов по теме «Традиционные праздники русского народа». Троица// Традиционная народная культура русских. Сборник программ и вопросников для этнографических исследований.- Рязань, Рязанский ОЦНТ. - 1997г. С.

5.      Народный месяцеслов. Пословицы, поговорки, приметы, присловья о временах года и о погоде. – М.: Современник, 1992 г. – С. 44-46.

6.      Программа сбора полевого этнографического материала по теме «Православие и русская народная культура»// Православие и традиционная народная культура Рязанской области / Колл. авторов.- Рязань, Рязанский ОНМЦНТ, 2001.- С. 209-210.

7.      Максимов С.В. Нечистая, неведомая и крестная сила. – Спб., 1903.

8.      Морозова И.А., Слепцова И.С., Гилярова Н.А., Чижикова Л.Н. Рязанская традиционная культура первой половины ХХ века. Шацкий этнодиалектный словарь. – Рязань, Рязанский ОЦМЦНТ, 2001.- С.344-352..

9.      Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. – Л., 1963г.

10.  Русский фольклор / Сост. И примеч. В.П. Аникина. – М.: Художественная литература, 1986.- С. 176-177.

11.  Сказания русского народа , собранные И.П.Сахаровым: Сборник / Вступ. Статья, подгот. текста В. Аникина.- М.: Худож. Лит., 1990. – С. 271-287.

12.  Тульцева Л.А. Рязанский месяцеслов. Круглый год праздников, обрядов и обычаев рязанских крестьян. – Рязань, Рязанский ОЦМЦНТ, 2001г. – С.185-213.

 

 

ИНФОРМАНТЫ.

 

1.Ерошкина Галина Ивановна 1048 г.р., с. Можары.

2.Иешкина Екатерина Васильевна 1927 г.р. с. Можары 

3.Кузнецова Людмила Викторовнав 04.02.1947 г.р, с. Можары.

4.Кулешова  Мария Ивановна  06.04. 1934 Г.Р., уроженка с. Ключи, проживает в с.Можары.

5.Паршикова Мария Григорьевна 1969 г.р., уроженка с.Дубовка, проживает в р.п.Сараи.

6.Малышева Ольга Ивановна 21.07. 1949 г.р., с. Можары.

8.Киселева Наталья Михайловна, 17.05.1926 г.р., с. Можары.

9.Армеева Вика, 1994г.р., с. Можары.

10.Хлопенкова С.И., 1975 г.р., с. Можары.

11.Сбродова Нина Ивановна 12.08.1960 г.р., уроженка с. Можары, проживает в р.п.Сараи.

12.Карасева Татьяна Петровна 01.11.1936 г.р., с. Можары.

13.Белов Александр 15.09.1995 г.р., с. Можары.

14.Ермилов Александр 23.12.1994 г.р., с.Можары.

15.Шишкина Любовь Николаевна 30.11.1949г.р., с.Можары

16. Воронкова Светлана Сергеевна, 1957 г.р. , уроженка с.Можары, проживает в р.п.Сараи.

 

 



[i] А.В.Бабурин. Селения Сараевского района. (История названий).- Изд-во газеты «Благовест.- Рязань, 2003г., с.6.

[ii] С.Соловьев. История Руси с древнейших времен.

[iii] Забылин М. «Русский народ. Его обычаи , предания, обряды и суеверия»

[iv] Тульцева Л.А.  Рязанский месяцеслов. Круглый год праздников, обрядов и обычаев рязанских крестьян./ Журнал «Рязанский этнографический вестник», №30. Учредители Коростылев В.В. Рязанский областной научно-методический центр народного творчества.- Рязань, 2001г. – с.179.

[v] Информанты: Ерошкина Галина Ивановна 1048 г.р., с. Можары, Кузнецова Людмила Викторовнав 04.02.1947 г.р, с.Можары., Паршикова Мария Григорьевна 1969 г.р., с.Дубовка, р.п.Сараи.

[vi] Информанты: Шишкина Любовь Николаевна 30.11.1949г.р., с.Можары, Сбродова Нина Ивановна 12.08.1960 г.р., с.Можары, р.п.Сараи, Кулешова  Мария Ивановна  06.04. 1934 Г.Р., с.Ключи, с.Можары., Киселева Наталья Михайловна, 17.05.1926 г.р., с.Можары.

[vii] Информант: Иешкина Екатерина Васильевна 1927 г.р., с.Можары 

[viii] Информант: Кулешова  Мария Ивановна  06.04. 1934 Г.Р., с.Ключи, с.Можары.

[ix] Информант: Киселева Наталья Михайловна, 17.05.1926 г.р., с.Можары.

[x] Информант: Ерошкина Галина Ивановна 1048 г.р., с. Можары

[xi] Информант: Кулешова  Мария Ивановна  06.04. 1934 Г.Р., с.Ключи, с.Можары.

[xii] Информант: Ерошкина Галина Ивановна 1048 г.р., с. Можары

[xiii] Информанты: Шишкина Любовь Николаевна 30.11.1949г.р., с.Можары, Кулешова  Мария Ивановна  06.04. 1934 Г.Р., с.Ключи, с.Можары.

[xiv] Информант: Шишкина Любовь Николаевна 30.11.1949г.р., с.Можары

[xv] Информант: Сбродова Нина Ивановна 12.08.1960 г.р., с.Можары, р.п.Сараи

[xvi] Информант: Ерошкина Галина Ивановна 1048 г.р., с. Можары.

[xvii] Информант: Малышева Ольга Ивановна 21.07. 1949 г.р., с. Можары.

[xviii] Информант: Кулешова  Мария Ивановна  06.04. 1934 Г.Р., с.Ключи, с.Можары.

[xix] Информанты: Шишкина Любовь Николаевна 30.11.1949г.р., с.Можары, Сбродова Нина Ивановна 12.08.1960 г.р., с.Можары, р.п.Сараи, Кулешова  Мария Ивановна  06.04. 1934 Г.Р., с.Ключи, с.Можары., Киселева Наталья Михайловна, 17.05.1926 г.р., с.Можары.

[xx] Информант: Кулешова  Мария Ивановна  06.04. 1934 Г.Р., с.Ключи, с.Можары.

[xxi] Информант: Шишкина Любовь Николаевна 30.11.1949г.р., с.Можары

[xxii] Информант: Шишкина Любовь Николаевна 30.11.1949г.р., с.Можары

[xxiii] Информант: Ерошкина Галина Ивановна 1048 г.р., с. Можары

[xxiv] Даль В.И. Поверья, суеверия и предрассудки русского народа. – М.: Эксмо, 2008.- 691-694 стр.

[xxv] Информант Шишкина Любовь Николаевна 30.11.1949г.р., с.Можары:

[xxvi] Информант: Кузнецова Людмила Викторовнав 04.02.1947 г.р, с.Можары.

[xxvii] Информант: Шишкина Любовь Николаевна 30.11.1949г.р., с.Можары

[xxviii] Информанты: Ерошкина Галина Ивановна 1048 г.р., с. Можары, Кузнецова Людмила Викторовнав 04.02.1947 г.р, с.Можары.

Размер шрифта ААА

Архив материалов

Ближайшие мероприятия

Персональная выставка работ художника-любителя из с.Истье Старожиловского района Романовой Ольги Михайловны «Вдохновение» (живопись, графика, мягкая игрушка), приуроченная к 60-летию со дня рождения автора, откроет свои двери 3 мая 2024 г. в 12.00 по адресу: Урицкого, 72 и продлится до 31 мая 2024 г. Выставка будет работать ежедневно (кроме субботы, воскресенья и праздничных дней) с 10.00 до 17.00, вход бесплатный.

Персональная выставка работ художника-любителя из Касимовского района Семенова Николая Васильевича «Мой край родной» (живопись), приуроченная к 65-летию со дня рождения автора, откроет свои двери 3 мая 2024 г. в 12.00 по адресу: Урицкого, 72 и продлится до 31 мая 2024 г. Выставка будет работать ежедневно (кроме субботы, воскресенья и праздничных дней) с 10.00 до 17.00, вход бесплатный.

Рязанский областной научно-методический центр народного творчества представляет вашему вниманию персональную выставку работ мастерицы из г. Рязань Фадеевой Раисы Николаевны «Лоскутный мир Раисы Фадеевой» (лоскутное шитье), которая является двенадцатым выставочным мероприятием цикла «Мастера Рязанщины», проходит в рамках Национального проекта «Культура» и Федерального партийного проекта «Культура малой Родины», а также приуроченную к 90-летию со дня рождения автора. 

Областной фестиваль любительского художественного творчества «Пушкин и я – культурная семья» проводится в целях сохранения, пропаганды, преумножения богатства и самобытности Рязанской культуры;  воспитания у молодого поколения чувства  патриотизма и гордости за Рязанский край; развития массовости и повышения исполнительского мастерства  любительских  творческих  коллективов.

С 1 февраля по 30 ноября 2024 года в соответствии с планом работы Государственного бюджетного учреждения культуры «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества» состоится театральная гостиная «Там, за щелочкой кулис…». Её проведение способствует дальнейшему развитию жанра любительского театра, повышению исполнительского мастерства и активизации творческой деятельности коллективов.

© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области