Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.

Нематериальное культурное наследие Рязанского края

Этнография Ухоловского района Рязанской области часть 2

Комплекс всевозможных примет, наблюдений. Ритуалов, связанных с огородничеством, сохранился значительно лучше, чем аналогичный комплекс, связанный с полевым земледелием. Это обусловлено тем, что огород и после коллективизации оставался только территорией, на которой земледелец продолжал вести традиционное крестьянское хозяйство. Кроме того, огородничеством занимались женщины, являющиеся, как известно, наиболее традиционалистски настроенной частью населения. Весь процесс непосредственной работы на земле, каждый его этап сопровождался магическими ритуалами, и это особенно очевидно в огородничестве.

Ещё до того как начинались основные огородные работы, хозяйки сеяли в рассадниках семена, главным образом, капусты, кое-где – табака, а с 1920-х гг. ещё и помидоров. Семена капусты на рассаду лучше всего, как всегда считалось, сеять в Великий четверг, чтобы мошка её не ела.

Основная работа на огородах начиналась после окончания работ в поле и достаточного прогрева почвы – ближе к концу мая. Информаторы отмечают, что раньше всё сажали значительно позже, чем теперь. При посадке огорода, как и при других земледельческих работах, первичны ми ориентирами были даты церковного календаря. День Егория вешнего, служивший отправной точкой в череде полевых работ, в огородничестве не играл особой роли. Для огородных культур было ещё слишком холодно, к тому же в это время шёл сев яровых хлебов. Более значимой датой календаря был день Николы вешнего. В одних местах картофель сажали до него, но чаще – после, так как до Николы, по убеждению многих, бывают заморозки. Многие хозяйки вели тетради, где отмечали проход 40 морозов (утренних заморозков) после чего можно было высаживать капусту.

Практически все известные магические ритуалы, совершавшиеся на огородах, касались самых необходимых для крестьянского стола овощей: капусты, огурцов и картофеля, в меньшей мере – лука. Они имели, прежде всего, характер имитативной магии, предполагающей возникновение сходства не связанных между собой явлений. Белое яйцо, положенное в рассадник, белый латок на голове женщины, высаживавшей капустную рассаду, должны были способствовать тому, что капуста вырастет белой, а если в начале грядки ставили ещё и большой чугун или ведро (или ими накрывали первый кустик капусты), накрытые белым платком или холстом (это делали практически повсеместно), то вилки должны вырасти ещё и очень крупными.

Для получения крупного картофеля необходимы были облака на небе, и желательно кучевые. И хотя рационалисты говорят: «Не смотри на тучи, навоза клади кучи», иногда в магических действиях оказывается вполне рациональное зерно. Так, большие кучевые облака предвещают теплую погоду и грозовые дожди, что, бесспорно, благотворно действует на посаженные овощи и будущий урожай. А обилие облаков, обещающих «сильный» урожай огурцов, предотвращает пересыхание семян.

Поскольку предполагалось, сто какова хозяйка, засаживающая огород, такова будет и продукция этого огорода, то первые луковицы всегда поручалось посадить самой полной в семье женщине. Это же касалось и посадки картофеля. В с. Дегтяные Борки считают, что закончив сажать картофель, надо обязательно присесть хотя бы на пять минут на грядку, и особенно хорошо, если на ней посидит тучный человек, тогда картошка будет такая же крупная.

Магические средства защиты посадок касались почти исключительно капусты, как, видимо, самого легко уязвимого овоща. Очень широко в Рязанском крае распространен обычай сажать первый корень капустной рассады вместе с крапивой, которая в народной традиции обладает апотропейными (защитными) и, вместе с тем, продуцирующими свойствами. Одни информаторы говорят, что она обжигает мушек, которые обычно уничтожают рассаду, и переманивают с капусты червяков; другие полагают, что крапивы боится мороз, так как она обжигает его, а в мае – начале июня бывают заморозки на почве (с. Дегтяные Борки).

Помидоры появились на огородах рязанских крестьян сравнительно недавно: в 1920 – 1950-е гг., и люди осваивали их выращивание без специальных примет и «помидорных» магических ритуалов, правда, к ним стали применять общие для всех огородных работ в каждой местности запреты и рекомендации, как то: не сажать в Благовещенье или, наоборот, высаживать на какой-то благоприятной неделе по Пасхе.

Каждый раз, завершив посадку той или иной культуры, а потом всего огорода, по словам женщин старшего возраста, они перекрестившись по русской традиции, обращаются к Господу: «Господи, благослови. Уроди. Господи, на малых ребят, на брюхатых баб, на православных людей» (с. Дегтяные Борки), «Зароди, Господи, на Божью долю» (с. Покровское), т.е. просят не именно для себя, а для всех нуждающихся, рассчитывая, что Бог услышит и даст большой урожай. Раньше об этом просил и каждый сеятель, завершив работу в поле.

Мерилом богатства и благополучия крестьянского двора наряду с землёй всегда был скот. Недаром по всей Руси известна пословица: «Скот – крестьянский живот». Разведение домашней птицы, безусловно, играло меньшую роль, но невозможно представить крестьянское подворье без кур и гусей. За многие века крестьяне выработали рациональные (насколько это позволяла система хозяйствования и уровень развития знаний) приёмы содержания и разведения домашнего скота и птицы. Однако, как и в земледелии, в силу зависимости от многих объективных обстоятельств и в силу религиозного типа мышления, крестьяне старались подкрепить рациональные методы магическими – обрядами продуцирующей (производящей) и апотропейной (защитной) магии, соблюсти все запреты и предписания, чтобы обеспечить благополучие скотного и птичьего двора, его сохранение и приумножение, т.е. добиться, чтобы скот и птица водились на их подворьях.

Календарная обрядность, которая по своей сути являлась аграрной, в значительно меньшей мере была связана со скотоводством. К определённым календарным праздникам было приурочено ритуальное закармливание скота обрядовым печеньем, мирские молебны и освящение его, обряды первого выгона в поле. К датам календаря привязаны отдельные магические ритуалы, различные запреты и гадания о приплоде и судьбе человека. Календарные скотоводческие обряды выполнялись как коллективно, так и индивидуально, причём вторые явно преобладали. Птицеводческие обряды, в силу меньшей значимости их объекта, совершались крестьянами только индивидуально на своём подворье.

В крестьянском хозяйстве на первом месте по значимости всегда была лошадь, однако в конце XIX века быстро росло число безлошадны дворов. Не имея возможности купить и содержать лошадь, крестьяне всегда старались, чтобы хозяйство не осталось без коровы, о которой говорили: «Корова – мать наша, – поит и кормит». После коллективизации и исчезновения с подворий лошадей, значение коровы в хозяйстве ещё больше выросло, и не держала её редкая сельская семья. В силу этого большая часть скотоводческой обрядности связана с жизненным циклом коровы.

Размер шрифта ААА

Архив материалов

Ближайшие мероприятия

Персональная выставка работ художника-любителя из с.Истье Старожиловского района Романовой Ольги Михайловны «Вдохновение» (живопись, графика, мягкая игрушка), приуроченная к 60-летию со дня рождения автора, откроет свои двери 3 мая 2024 г. в 12.00 по адресу: Урицкого, 72 и продлится до 31 мая 2024 г. Выставка будет работать ежедневно (кроме субботы, воскресенья и праздничных дней) с 10.00 до 17.00, вход бесплатный.

Персональная выставка работ художника-любителя из Касимовского района Семенова Николая Васильевича «Мой край родной» (живопись), приуроченная к 65-летию со дня рождения автора, откроет свои двери 3 мая 2024 г. в 12.00 по адресу: Урицкого, 72 и продлится до 31 мая 2024 г. Выставка будет работать ежедневно (кроме субботы, воскресенья и праздничных дней) с 10.00 до 17.00, вход бесплатный.

Рязанский областной научно-методический центр народного творчества представляет вашему вниманию персональную выставку работ мастерицы из г. Рязань Фадеевой Раисы Николаевны «Лоскутный мир Раисы Фадеевой» (лоскутное шитье), которая является двенадцатым выставочным мероприятием цикла «Мастера Рязанщины», проходит в рамках Национального проекта «Культура» и Федерального партийного проекта «Культура малой Родины», а также приуроченную к 90-летию со дня рождения автора. 

Областной фестиваль любительского художественного творчества «Пушкин и я – культурная семья» проводится в целях сохранения, пропаганды, преумножения богатства и самобытности Рязанской культуры;  воспитания у молодого поколения чувства  патриотизма и гордости за Рязанский край; развития массовости и повышения исполнительского мастерства  любительских  творческих  коллективов.

С 1 февраля по 30 ноября 2024 года в соответствии с планом работы Государственного бюджетного учреждения культуры «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества» состоится театральная гостиная «Там, за щелочкой кулис…». Её проведение способствует дальнейшему развитию жанра любительского театра, повышению исполнительского мастерства и активизации творческой деятельности коллективов.

© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области