Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.

Нематериальное культурное наследие Рязанского края

Этнография села Чернава Милославского района Рязанской области

Милославский район расположен в южной зоне Рязанской области. В 22 километрах от районного центра р. п. Милославское Рязанской области раскинулось старинное село Чернава. Оно располагается на юге Рязанской области, в древности здесь проживали вятичи. Земля славилась изобилием хлеба, дичи, мёда, яблок. По мнению нашего земляка, выдающегося учёного П.П. Семёнова Тян-Шанского, в XI-XII вв. после Рязани Чернава считалась одним из трёх крупнейших селений, отличное ярмарочное место. История села показывает, что жители всегда стремились сохранять старинные обычаи и традиции.

На Михайлов день (21 ноября) в Чернаве приходится престольный праздник села. Архангел Михаил в народной традиции всегда был избавителем от всяких бед и напастей,  именно поэтому на иконах изображают его с огненным мечом в руке или копьём.

Календарные обряды и песни

Святки - один из наиболее значимых периодов народного календаря, характеризуется высокой концентрацией обрядов,  магических действий, обычаев, запретов, поверий и примет.

Святками называется период от Рождества до Крещения. Нередко к ним примыкает и рождественский Сочельник: святки – это время «от звезды до воды», то есть появления первой звезды в канун Рождества и до крещенского освящения воды. Первая неделя называется  святые вечера, а вторая страшные вечера.

 Святые вечера открывает Рождество. Это один из главных годовых праздников церковного и народного календаря.

Для обрядности первого дня Рождества характерны утренние обходы домов христославами. Это была группа детей, которые подходили к дому, стучались в окошко и  спрашивали «Надо ли Рождество прославить?». После чего их впускали в дом, где они пели рождественский тропарь «Рождество твоё, Христе Боже наш». За это их угощали  и мелкие деньги.

Под Рождество (6 января) ходили колядовать уже взрослая молодёжь.  Во время обход домов участники действа исполняли специальные песни с пожеланиями здоровья и благополучия хозяевам, а также с угрозами. Например:

Аткрывай варата- каляда пришла!

А ня аткроишь варата, увядём карову за рага.

За исполнение новогодних песенок жители дома могли одаривать колядовщиков блинами, караваем, конфетами или деньгами. Было принято открывать двери колядовщикам, но встречаются случаи, когда двери умышленно не открывали или даже специально выключать свет. В ответ на это могло последовать хулиганство в виде расколотого окошка или сломанного забора.

Уроженка Чернавы вспоминает, что молодёжь в зимнее время,  а именно на святки, ходила на посиделки: «Мы тады на пасиделки хадили. Иж чёж мы тады в школу хадили. Ну гадов  па двянацать, мож па чятырнацать была. Нас на пасиделки никто ня пускал. Да мы, я помню вот тут вот в кабанятах у Саши Тарасова сидели на пасиделках и акошка раскалоли. А на Прониной у каво-та тут загародку сламали вот…А вот у Лизки Симячихинай дом акрывали. Делали из дасок гроб. Вы вот можите сибе придставить? Зимой у нас пасиделки были – сидели. Ой, гармонь тянула…Вот так вот праказничали.  А патом вот праказничали, где у Славки гараж, тут Наталья была Арешина. У ней, у Натальи-та, ани нас не пускали, а мы с рибятами видь, схадили в туалет на газетку и к акошку приляпили! А тут рядам Груня жила. Сидела ана на пасиделках, ани ей каток раскатали! А к двери на улице сабаку какую-та пасадили и к двери привязали. Стукалки делали. Вот у матери упрёшь каток, к окну гваздок и нитачку и тюк-тюк па акну».

Посиделки в домах проводили в период от Михайлова дня (21 ноября) до начала Великого поста.

Масленица

С понедельника масленичной недели начиналась «узкая» Масленица. К этому дню, как правило, дети лепили горки, заливали их водой и катались на них. «Широкая» масленица в Чернаве начиналась со среды-четверга.

Печь блины часть жителей начинала уже со среды. Первый испечённый блин принято было отдавать нищим или клали на полку (божницу) для поминовения усопших.

На масленицу в Чернаве встречался обычай смотрин невест. Так же сохранился обычай гостевания, связанный с молодожёнами, - посещение родственников: тёщи, сватов и «куманьёв». Приглашение молодых, только что поженившихся перед масленицей, к тещё называется «позывами». С вечера (в четверг на пятницу) тёща звала молодого зятя с женой, свекровью и другими родственниками с его стороны к себе в гости. В благодарность за приглашение молодой одаривал родственников жены новыми лаптями. Называлось это «пойти в отводы». Если зять сам не умел плести лапти, то за него плели отец или братья. Молодых усаживали на самое почётное место – под образа – и начиналось угощение. Когда собиралось много родственников, ставили два стола: за одним сидели молодые, за вторым – остальные гости.

Угощение: на первое подавали солёные огурцы, холодные закуски. Потом жареную рыбу, блины, каравайцы с коровьим маслом, драчоны – пшённые лепёшки с яйцами. С четверга по пятницу молодёжены ночевали у тёщи. На следующий день они возвращались к свекрови, где снова происходило угощение и гуляние.

С четверга по воскресенье, на масленичной недели,  раньше не работали. В эти дни начиналось массовое катание на лошадях и с гор. Гору изготавливали заранее, иногда даже за неделю или две. У каждого порядка имелась «своя» горка. Молодёжь в возрасте от 13 до 30 лет каталась на ногах («стойком»), парами («молодые» (недано пженившиеся) парень с девушкой, девушка с девушкой), «юзом» (группой цепочкой). Чтобы по льду легче скользилось, для катания надевали лапти. Дети изготавливали «круги», которые свивали из соломы. К ним пришивали книзу лапти, затем обливали водой и замораживали. Женщины пожилого возраста на горку выходили с донцами от прялок или с гребнем.

Одновременно с катанием с горы было катание на лошадях. Девушки собирали по шапке овса и кормили лошадь хозяина, за что он катал их по деревни. Дугу украшали лентами, еловыми ветками.

Праздник Масленицы сопровождался пением, ряжением и плясками. Среди ряженых выделялось несколько традиционных масок – переодетые девушки в мужчин. Шапки выворачивали на изнанку, на бороду приклеивали усы. Рядились в основном молодые женщины и девушки, в то время как мужчины, дети и пожилые люди просто наблюдали.

Последний день Масленицы – воскресенье – «прощёный день». С ним связаны очистительные обряды, возникшие под влиянием православной церкви и являющиеся подготовкой  к Великому посту.

«Прощёный день» также считается и «рыбным заговеньем» - последний день перед Пасхой. Каждую субботу пекли постные блины для поминовения усопших.

Великопостный и пасхальный периоды

На Сороки (22 марта) жители села пекли жаворонков. Было принято печь в каждом доме: «Да, пякли на сораки жаваронкав. Да и щас пякут. Абменивались с радными этими жаваронками».

Пасха – самый большой христианский праздник. Её приход как бы открывает новую жизнь, что соответствует тем изменениям в природе, которые наступают весной.

Жители Чернавы по сей день считают Пасху великим праздником, в которой готовятся заранее. Не маловажное значение придаётся Чистому четвергу, в который было принято всё вымывать и вычищать в доме. Местные жители вспоминают: «До сонца топили печку и выгребали золу. Этой золой посыпали подвал, чтобы не было никакой заразы...». Также до восхода солнца готовили пасхальную пищу: пасху, красили луковой шелухой яйца. Одно крашеное яйцо клали на полку к иконам до следующей Пасхи, а после закапывали обычно под каким-либо деревом.

Момент наступления Пасхи – полуночный рубеж, отделяющий страстную неделю от светлой Христовой.

В Чернаве встречается обычай катания яиц с пригорков на лужках  Молодежь на Пасху начинала играть в лапту.

Тема льна, забота об урожае и дальнейших этапах его обработки находит развитие в следующем пасхальном обычае: «на Пасху»собирали с каждого двора по пасьму (от пасьмо) льна или конопли; наматывали собранное в форме большого шара на вершину столба, обливали мотки керосином и поджигали. Как вспоминают местные жители, мотки горели очень долго. Так как Чернава является большим селом, то такие «горящие» столбы устанавливали на дороге каждого порядка.

На Красную Горку – первое воскресенье после Пасхи – играли свадьбы, зять посещал тёщу, приглашали друг друга в гости. Молодые бабы и девки наряжались в зелёные занавески. Играли в лапту на пазу.

Троицко-купальский период

Посещение бани девушками в Семик, вероятно, было частью ритуалов семицкого четверга. Об этом помнят старые женщины, по воспоминаниям которых было принято мыться в четверг перед Троицей.

Уроженка села Чернавы вспоминает, что на Троицу девушки плели венки и кумились, а также могли плести венки на кресты своим умершим родственникам: «Я помню мы атмячали: сироп варили, каравайцы пякли кто какия…кто из крупы…Вянки пляли и кумилися! А патом ты маи каравайцы ешь, а я твои. Вот так вот, в кучу. Вянки пляли и вот щас на маи пагосты сплятем, на крёст-та. Или вот березачки воткнешь. Вот набирешь березачек и на кладбище отнесешь. И в акошачки вставляли. Травы бывала нашвыряишь на пол, да и в церкви травы пално визде нашвыряна была на пал, на всю церкву на пал. А дамой принасили из церкви и клали пад падушку, говорили «галава ня будя балеть». А ана всё равно балит глупая! Толькя на пал швыряли не священную траву и в акошки тожа». По воспоминаниям, при кумлении девушки менялись венками и одевали друг другу на голову.

На Духов день (второй день после Троицы) было принято обливаться водой: «Я вот помню: ани бабы-та хоронюцуть, а мужуки маладыя такия, рябяты все за ними прям. В избе полан пол нальють бывала. Ани на паталок схаронюцуть, а ани тож абальють всех. И в избе полан нальют. Ну тады нас многа была вяселья, ни то што щас».

В зависимости от местных традиций, Русальская неделя начинается или сразу после Троицы, т.е. с понедельника, или после Духова дня, т.е. со вторника.

В с. Чернава Милославского района неделю после Троицы, включая Духов день, называют Русальской неделей или Русалки. В этот период девки и бабы наряжались в разные галянки и соответствующие одежды.

В селе со вторника и всю последующую неделю «на Русалки» играли в «просо». Встречаются воспоминания, что на русалку  и на троицу девушки водили «круга» (хороводы), а парни стояли рядом. По ходу песни выходили в круг и целовались с девушкой. Во время чего звучал напев с текстом:

Ох, плывёт стадо, ох, плывёт стадо,

Плывёт стадо лебединое, плывёт стадо лебединое.

Ах, она плывёт, ах, она плывёт,

Она плывёт не колохнется, она плывёт не колохнется.

Колыхалося, колыхалося,

Колыхалося, ворохнулося, колыхалося, ворохнулося.

Ах, под неё вода, ах, под ней вода.

Под ней вода возмутилася, под неё вода возмутилася.

Ах, жёлтым песком, ах, жёлтым песком.

Ах жёлтым песком обратилася, жёлтым песком обратилася.

Девке парень полклонился.

На последних словах один другому кланяются и целуются.

С Петрова дня (12 июля) жители села начинали качаться на релях – большие качели: «Есть в селе бальшоя дерева и вот вешали рели, эт самыя качели. И вот все качались. Визг, писк! Качались только три дня. Вот с Пятрова дня три дня качались. Вот двянадцатая, тринадцатая и чятырнадцатая. Всё! Патом уже шла уборачная и тут уже ни да качель была».



Размер шрифта ААА

Архив материалов

Ближайшие мероприятия

Бал в летнем клубе Дворянского собрания состоится 21 апреля 2024 г. в 12.00 на базе Рязанского областного научно-методического центра народного творчества (бывший летний клуб Дворянского собрания, улица Урицкого, 72).

Персональная выставка работ художника-любителя из с.Истье Старожиловского района Романовой Ольги Михайловны «Вдохновение» (живопись, графика, мягкая игрушка), приуроченная к 60-летию со дня рождения автора, откроет свои двери 3 мая 2024 г. в 12.00 по адресу: Урицкого, 72 и продлится до 31 мая 2024 г. Выставка будет работать ежедневно (кроме субботы, воскресенья и праздничных дней) с 10.00 до 17.00, вход бесплатный.

Персональная выставка работ художника-любителя из Касимовского района Семенова Николая Васильевича «Мой край родной» (живопись), приуроченная к 65-летию со дня рождения автора, откроет свои двери 3 мая 2024 г. в 12.00 по адресу: Урицкого, 72 и продлится до 31 мая 2024 г. Выставка будет работать ежедневно (кроме субботы, воскресенья и праздничных дней) с 10.00 до 17.00, вход бесплатный.

Областной фестиваль любительского художественного творчества «Пушкин и я – культурная семья» проводится в целях сохранения, пропаганды, преумножения богатства и самобытности Рязанской культуры;  воспитания у молодого поколения чувства  патриотизма и гордости за Рязанский край; развития массовости и повышения исполнительского мастерства  любительских  творческих  коллективов.

С 1 февраля по 30 ноября 2024 года в соответствии с планом работы Государственного бюджетного учреждения культуры «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества» состоится театральная гостиная «Там, за щелочкой кулис…». Её проведение способствует дальнейшему развитию жанра любительского театра, повышению исполнительского мастерства и активизации творческой деятельности коллективов.

© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области