Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.

Нематериальное культурное наследие Рязанского края

«История и технология изготовления традиционного блюда с. Казинка Скопинского района»

Жизнь русских людей в далёком прошлом состояла из трудовых будней и праздников. В будни пахали, сеяли, жали, работали в мастерских, воспитывали детей, вели домашнее хозяйство. Но наступало и время праздников – это было время отдыха, веселья, радости, когда люди чувствовали, что все они одна большая семья, все собираются за праздничным столом, все нарядно одеты и желают друг другу любви, счастья здоровья, хорошего урожая, добра в доме, покоя и веселья в сердце и душе. Обычай, обряды, само проведение праздников передавалось от старших к младшим, как великая драгоценность, общее богатство. В них русский человек раскрывал свой характер, свою душу и культуру.

Празднование некоторых праздников сопряжено с приготовлением особых блюд. Таким блюдом является «курник».

Курник – старинный русский пирог, вершина кулинарного искусства с долгой историей. Одним из компонентов  начинки была курица, отсюда, скорее всего, и название этого блюда.

Во времена Ивана Грозного курник подавался к царскому столу в особо торжественных случаях, а затем на протяжении веков был обязательным угощением на свадебном столе.

Его делали многослойным, высоким и богато украшали фигурками из теста. В качестве начинки для курника использовали куриное мясо, отварные петушиные гребешки, белые грибы, гречневую кашу, рубленые или нарезанные кружочками сваренные вкрутую яйца. На свадьбу пекли сразу два курника – в доме жениха и в доме невесты. Один курник украшали фигурками человечков – символом многодетной семьи, другой – цветами и «боченочками» - символами веселой счастливой жизни. Каждый компонент свадебного пирога также имел глубокий символический смысл: мука – основа жизни, крупа – символ согласия и благополучия; курица и яйца были связаны с понятием плодородия, продолжения рода. Долгое время курник готовился только или для свадебного стола или для особо торжественных случаев, как например празднование престольного праздника или Рождества.

Приготовление занимало много времени. Сначала замешивали сдобное тесто, затем готовили разные начинки: из курицы, из гречневой или рисовой каши с варёными яйцами, из жареных грибов. Приготовленное тесто делили на две части- большую и меньшую. Меньшую часть раскатывали и клали на круглую сковородку, затем клали начинки. Разные начинки переслаивались блинами. Сверху клали раскатанную большую часть теста, а края по кругу скатывали косой. Выпекался пирог в русской печи на березовых полешках. Подавался с густым молочным соусом. Блюдо, действительно, царское. Не понравиться оно просто не могло.

В селе Казинка Скопинского района курники пекут на престольный праздник и зачастую сам праздник называют «Курниками» по названию этого праздничного блюда.

Это один из любимых праздников на селе. Отмечается он в нашем селе 10 ноября – в день памяти Параскевы – Пятницы. В народе этот праздник назывался «ременная», вероятно в память истязаний святой великомученицы. В этот день шли в храм на праздничную литургию, надевали самые лучшие наряды, а после обедни в гостях или у себя дома садились за праздничный стол. Отмечали не менее двух дней, ходили по гостям, принимали сами гостей. К этому дню уже убрались на поле, огороде, заготовили на зиму овощи. Наступила пора небольшой передышки от летних работ.

Хозяйки убирали избу: все мыли, чистили, готовясь к престольному празднику. За несколько дней в каждом доме пекли курники, их делали до 7 – 8 штук. Курник – это добрый обычай праздника, народная традиция этого дня.

Долгожданным и приятным моментом праздника было следующее: хозяин дома «ломал» курник, и считалось, что самого дорогого гостя глава семейства должен угостить гуской птицы из курника.

Всюду в этот день слышалась развеселая гармонь, песни, пляски. Вокруг смех, радость, красивая нарядная молодежь. Люди старшего поколения пели старинные протяжные песни.

Позже село стало редеть, и престольный праздник утратил свои традиции празднования: стал уже не таким шумным и веселым.

Но и сейчас к этому дню за сотни верст съезжаются родные, близкие к жителям села, чтобы всем вместе посидеть за праздничным столом, вспомнить давние традиции, «разломать» курник, с миром и торжеством повести беседу. (Приложение 4 Фото 4) И сейчас можно услышать и гармошку, и смех, и шутки.

Вероятней всего, этот народный праздник имел большое экономическое значение для развития нашего региона.

Престольные праздники в сёлах Скопинского района:

С. Казинка – 10 ноября

С. Березняги – 21 ноября

С. Лазинка – 9 октября

С. Гремячка – 21 ноября

С. Моховое – 21 сентября

С. Вослебово – 21 сентября

С. Ильинка – 4 ноября

С. Делехово – 21 ноября

С. Успенское - 28 августа

С. Высокое – 2 августа

Каждое село в дни празднования престольного праздника имело преимущественное право представить свой товар на скопинском базаре, что позволяло не допустить преизбытка товара и ссор на рынке. Это имело большое значение для развития экономики нашего района.

Курник в селе пекли из ржаной муки. Делали ржаную закваску, в течение нескольких часов в тёплом месте она подходила. За это время варили пшённый кулеш. Когда он остынет, добавляли в него соль, сахар, яйца, закваску и ржаную муку. Замешивали тугое тесто и ставили его в тёплое место, давали ему подойти, несколько раз добавляли муку и подмешивали, чтобы тесто быто густое.  По истечении 6, 7 часов  брали часть этого теста и раскладывали его тонким слоем на чугунную сковороду, сверху в центр сковороды клали приготовленную начинку. Для начинки брали мясо целой курицы, а позже стали использовать  мясо уток, гусей или другой домашней птицы. Тушку птицы хорошо мыли, солили, перчили, клали лук по вкусу. Сверху на тушку клали другую часть теста, и края хорошо защипывали. Затем верх курника гладко ровнялся. Курники приобретали круглую форму, их сажали деревянными лопатами в русскую печь, предварительно натопив ее берёзовыми дровами. Печи были большими, поэтому сразу умещалось от 4 до 8 штук. В эти дни, перед праздником, в деревне чувствовался несравнимый ни с чем запах печного хлеба.  

Сейчас, когда прошла газификация села, жители разобрали русские печи, так как надобность в них отпала и курники пекут в газовых духовках. Нагревают хорошо духовку, ставят курник в глубокой сковороде на решётку, затем снижают температуру до 180 . Курник печётся в течение 3-3,5 часов. При готовности, пирог вынимают из духовки, "умывают водой" и накрывают полотенцем, дают "отдохнуть" 20 минут.

В настоящее время, когда особенно остро стоит проблема национального самосознания каждого народа, первостепенное значение приобретает возрождение народной культуры, народных праздников.

Для того, чтобы процесс возрождения народных традиций стал реальностью, нужно представить людям то, что было ими утеряно, нужно вернуть им прежний праздник, отобрать всё самое лучшее, чтобы, снова возникнув в жизни людей, он стал их потребностью, как в давние времена, и чтобы в будущем он мог развиваться и дальше. Каждый человек должен знать и изучать культуру своего народа – иначе у нас нет будущего.

Свадебный курник в доме невесты
Свадебный курник в доме невесты
Свадебный курник в доме жениха
Свадебный курник в доме жениха
Курник по старинному рецепту жителей села Казинка
Курник по старинному рецепту жителей села Казинка
Хозяин дома открывает курник
Хозяин дома открывает курник
Размер шрифта ААА

Архив материалов

Ближайшие мероприятия

Областной фестиваль любительского художественного творчества «Пушкин и я – культурная семья» проводится в целях сохранения, пропаганды, преумножения богатства и самобытности Рязанской культуры;  воспитания у молодого поколения чувства  патриотизма и гордости за Рязанский край; развития массовости и повышения исполнительского мастерства  любительских  творческих  коллективов.

С 1 февраля по 30 ноября 2024 года в соответствии с планом работы Государственного бюджетного учреждения культуры «Рязанский областной научно-методический центр народного творчества» состоится театральная гостиная «Там, за щелочкой кулис…». Её проведение способствует дальнейшему развитию жанра любительского театра, повышению исполнительского мастерства и активизации творческой деятельности коллективов.

Рязанский областной научно-методический центр народного творчества представляет вашему вниманию персональную выставку работ мастерицы из г. Касимов Бауровой Светланы Николаевны «Юбилейная» (горячая эмаль в бересте, плетеные изделия из бересты и соломки), приуроченную к 50-летию со дня рождения автора, которая является восьмым выставочным мероприятием цикла «Мастера Рязанщины», а также проходит в рамках Национального проекта «Культура» и Федерального партийного проекта «Культура малой Родины». В экспозицию вошло около 60 работ, созданных мастерицей в разное время.

К участию в конкурсе приглашаются методисты, специалисты по работе с детьми, культорганизаторы, руководители детских клубных формирований.

Фестиваль будет проходить 14 апреля 2024 г. в Спасском районном Доме культуры.

© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области