Мастера Рязанщины
Кружевные уроки мастера
В Рязани открылась выставка Татьяны Пресновой.
По сути, это творческий отчет заслуженного художника России, главного художника ЗАО «Труженица», приуроченный к ее юбилею. В экспозиции представлено более 50 произведений декоративно-прикладного искусства, демонстрирующих яркий талант художника. Она посвятила свою подвижническую, творческую жизнь сохранению и развитию знаменитого и во многом уникального промысла. Выставка открылась 17 января в Рязанском областном научно-методическом центре народного творчества. На ее открытии Татьяне Николаевне Пресновой была вручена Почетная грамота губернатора и Почетная грамота главы администрации Рязани.
- Татьяна Николаевна, давайте начнем наш разговор с того, как вы пришли в эту профессию?
- Со школьной скамьи, у нас был кружок вышивания и кружевоплетения, и я влюбилась в звон коклюшек, в переплетение нитей. В 8 классе уже сама вела кружок. Потом поступила в Московское художественно-промышленное училище имени Калинина, по его окончании вернулась в родной Михайлов, на свое любимое предприятие «Труженица». Там я уже работала во время школьных каникул, поэтому мое возвращение сюда было закономерным.
Меня часто спрашивают: за какое время можно научиться плести наше михайловское кружево. Отвечаю им так. я учусь уже сорок с лишним лет, потому что постичь мудрость народную непросто. Ведь наш промысел идет от истоков, от корней народных. Промыслы - это связующая нить между прошлым, настоящим и будущим. И самое главное - сохранить чистоту нитей.
- Наблюдая за Вашей работой, видишь, насколько это сложное, трудное искусство...
- Да, мне только любовь помогает. Когда человек влюблен, он может многое преодолеть, очень многое.
- Несколько слов об особенностях Михайловского кружева.
- Они отличаются от других, например, от вологдских, елецких, кировских, именно построением рисунка, его геометричностью.
А сколько нитей, столько и пар. А у других промыслов - 5 -6 пар, цепное кружево, где присутствует крючок. У нас он не применяется. Отличаемся мы также своей цветовой гаммой: что мастера окружает, то он и старается передать в рисунке: красное - это праздник, добавляем зелени, а это символ природы, добавляем желтые нити - это солнце, пшеничные поля, синие - чистота неба, воды. Преломляя через себя всю красоту мира, мы стараемся передать свое отношение к нему, выполняя цветное михайловское кружево.
- Сейчас практически все промыслы в России находятся в довольно-таки сложной ситуации. Как вам удается сохранять и развивать ваш промысел, вашу фабрику?
- Во многом благодаря нашему директору Надежде Александровне Дежиной. Благодаря грамотной экономической политике нашего директора нам удалось сохранить золотой фонд нашего промысла. Конечно, раньше у нас было больше мастеров, сейчас их гораздо меньше. Но это влюбленные в свою профессию люди, которые работают не из-за денег, а из любви к своему промыслу.
- Вы уделяете немало внимания пропаганде искусства Михайловского кружева. Благодаря вам был создан при фабрике музей, где вы сами ведете экскурсии.
- Нашему музею уже три года, мы хотели создать центр кружевоплетения, но получился центр промысла. Нам постоянно что-то дарят: у нас есть гжельская, скопинская керамика, хохломская роспись, вологодское, елецкое и даже армянское игольчатое кружево, а также кадомс-кий вениз. Мы можем показывать все разновидности российского кружева и подчеркнуть исключительную красоту Михайловского кружева на фоне других образцов. У нас есть целая экспозиция, посвященная коклюшкам: это и немецкие, и голландские, и вятские, и вологодские... Оказывается, наши Михайловские коклюшки являются самыми большими. Аналогов им больше в мире нет.
- На Вашей персональной выставке есть фотографии, где Вы запечатлены с известными людьми: Кобзоном, Мироновым, Зюгановым... Им Вы представляли искусство Михайловского промысла. Интересно, как они относятся к численному Михайловскому кружеву.
- Мне очень понравилось общение с Кобзоном. Он очень внимательно все выслушал, интересовался проблемами промысла. Когда он возглавлял в Госдуме Комитет по культуре, то по его инициативе было проведено совещание, посвященное народным промыслам. Тогда Правительство обратило наконец-то внимание на бедственное положение промыслов, и должен быть выйти закон об их поддержке. Но так случилось, что его спустили на местный уровень. Но мы все же надеемся, что закон выйдет.
- А что, на Ваш взгляд, необходимо сделать, чтобы сохранить народные промыслы?
- Ну хотя бы увеличить подарочный фонд Правительства, чтобы мы под заказ могли производить уникальные вещи народного декоративно-прикладного искусства. А если будут соответствующие государственные заказы, то и промысел может вздохнуть свободнее.
Например, мы участвовали в фестивале, который проходил в Ивановской области, в городе Плес. Оставили там свою продукцию, и говорят, что президент, будучи там, купил одно из наших изделий. Хотелось бы, чтобы государство уделяло проблемам российских промыслов гораздо больше внимания. Ведь следование народным традициям дает новые силы человеку, вдохновляет его и дает возможность не затеряться в хаосе переломных событий.
Беседовал Владлен ГОРДИЕНКО
Газета «Михайловские вести»
4 февраля 2011 г.