Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.
Размер шрифта ААА

Мастера Рязанщины

Наполняяя жизнь радостью и красотой

Марина Ибрагимова - художник народного искусства. Родилась 30 октября 1960 года в селе Вороново Старожиловского района Рязанской области. С 1968 до 1976 год училась в Ёороновской восьмилетней школе. С 1976 по 1980 год была студенткой Рязанского художественного училища им. Вагнера. Получила специальность «Художественная вышивка и кружевное производство». Участница областных, Всероссийских, межрегиональных и международных художественных выставок. Член Союза художников России с 2008 года. Работы М.А. Ибрагимовой находятся в Касимовском краеведческом музее (Рязанская область), в Рязанском государственном художественном музее им. И.П. Пожалостина, в частных коллекциях России и Европы.

С незапамятных времен, и даже еще в прошлом веке вышивка существовала как народное искусство, т. е. у подавляющего числа произведений авторы были анонимны. Одним из очагов этого искусства всегда была рязанская земля. До сегодняшнего дня традиции народного искусства живут на рязанской земле, но уже в творчестве мастеров-профессионалов. Одним из таких ярких мастеров народного искусства является Марина Ибрагимова. Она была в группе первых выпускниц отделения вышивки Рязанского художественного училища, среди того поколения девушек, которые, овладев секретами мастерства, приняв эстафету предшествующих поколений, продолжили жизнь рязанской народной вышивки в XXI веке.

В языке народного искусства невозможно что-либо изменить радикально — орнамент, древнейший язык человечества, основа художественного строя изделия, - он является и текстом, и образом, так же как и цвета, используемые в вышивке. У Марины Ибрагимовой произведения узнаваемо рязанские, по той гармонии красного и белого, которая отличает цветовую палитру рязанской вышивку, народного костюма или кружева (скатерть «Цветение»). Деликатное вкрапление синего, желтого или зеленого «поднимает» декоративный строй, придавая ему драгоценное объемное мерцание (салфетка «Майская», скатерть «Рязанская»).

Основные элементы орнамента вышивки - различные вариации ромбов, свастики, треугольники, квадраты. Из этой строгой геометрии, которая продиктована технологией вышивки, рождаются фантастические образы, как, например, Птица Сирин, где в один из ромбов края занавеса вплетаются антропоморфные элементы, придающие изображению торжественность и таинственность мифа.

Марина Ибрагимова - художник вообще очень чуткий к выбранной стилистике и жанру. Так, например, в комплекте «Солнцеворот» происходит смена времен года, не только за счет добавления в орнаментальные полосы птиц или дев, но и путем нарастания регистров вышивки, которые заставляют то «загораться», то «остывать» узорные композиции того или иного предмета в комплекте. Вот тогда на наших глазах и преобразуются снежинки, не меняя своей структуры, в весенние и летние цветы.

Особое место в творчестве Марины Ибрагимовой занимают панно.

Этот формат свое развитие получил во второй половине XX века. В панно изначально подразумевается сюжетность и большая, «ковровая», плотность заполнения плоскости. Одно из ранних панно «Душа всей России -Рязань», выполнена к 900-летию города. Оно представляет собой декоративно решенный пейзаж Рязанского кремля. Устойчивость, симметрия -одно из основных правил народного искусства, и в этом произведении художнику удалось удивительным образом трансформировать асимметричный, разностильный, живописный архитектурный ансамбль Рязанского кремля в ясную композицию, с введением текста. И как тут не вспомнить обрядовые полотенца в народном искусстве, когда надпись приобретает характер заклинания на добро. В панно «Березовая родина» также вводится пейзажный мотив с архитектурой, с березовой рощей, и изображение растворяется в орнаменте, преобразуется в узор, подобно тому, как зрительные образы есенинской родины неминуемо становятся поэтическими строками. В этом заключается индивидуальность мастера — в особом, поэтическом, песенном звучании выбираемых его тем. Так панно «Деревенский мотив» -метафора сельской жизни, где есть место и трудам, и празднику, и «делу время, а потехе час».

В панно «Рождество Святки Масленица» торжествует стихия праздника, нарастающая к нижнему регистру, где даже бахрома из кистей становится ярким выразительным элементом, как бы завершающим удалой масленичный хоровод.

Рязанская народная вышивка имеет счастливую судьбу - у нее мощные корни, в XX и XXI веках выдающиеся мастера В. В. Грумкова и Е. В. Колодкина придали ей новое звучание, обогатили ее язык, придали новый импульс развития. Творчество Марины Ибрагимовой не оставляет сомнений в том, что это искусство продолжит свою жизнь не только в музеях, но и будет сопровождать жизнь человека, наполняя ее радостью и красотой.

ИРИНА ПРОТОПОПОВА, искусствовед

Газета "Старожиловские просторы"

16 января 2014 г.


© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области