Рязанский областной научно-методический центр народного творчества
Оцените условия предоставления услуг ГБУК РОНМЦ НТ.
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке
Анкета для оценки доступна по QR-коду или по этой ссылке.
Размер шрифта ААА

Мастера Рязанщины

Отчёт о поездке мастера – кукольника, руководителя этноклуба «Скопинские понёвницы» Марины Бондаревой на 4 Международный фестиваль «Пёстрая Поляна»

Отчёт о поездке мастера – кукольника, руководителя этноклуба «Скопинские понёвницы» Марины Бондаревой на 4 Международный фестиваль «Пёстрая Поляна»

«А отчего бы, казалось, людям искусства не служить народу? Ведь в каждой избе есть образа, картины, каждый мужик, каждая баба поют и все рассказывают истории и читают многие».
Л.Н.Толстой

3-9 августа 2010 года в музее-усадьбе Л.Н.Толстого «Ясная Поляна» состоялся «4 международный фестиваль народного творчества». Названия проведённых в рамках данного мероприятия мастер - классов говорят сами за себя:

«Нухуко-ненецкая кукла из гусиного или утиного клюва» (Екатерина Бобрикова);
«Коми-Ижевская игровая кукла «Акань» (Эльмира Губайдуллина, член Союза дизайнеров России, директор этноклуба Параскева», г. Санкт-Петербург;
«Кукла южных удмуртов на треноге» (Марина Данилова, Удмуртская республика); 
«Завёртка с косичками» (народный мастер России из Тульской области Ирина Агаева); 
«Мамка» (народный мастер России Майя Сысоева, Вологодская область).

Всего не перечислить… 

Обучающие программы, мастер-классы, лекции, круглые столы, презентации таких нужных мастерам новых книг Галины Львовны Дайн, кандидата искусствоведения, специалиста в области изучения русской игрушки и детской культуры, автора 250 публикаций.

Скопинский район, нашу Рязанскую область на фестивале «Пёстрая Поляна» представляла Марина Бондарева, руководитель этноклуба «Скопинские понёвницы» при управлении культуры Скопинского района.

Её этнографические обучающие куклы в народных костюмах Скопинского уезда были выставлены среди работ финалистов фестиваля в г. Туле в выставочной галерее «Ясная Поляна».

Авторские куклы Марины Бондаревой. Финал.

Марина Бондарева считает особой честью и особым счастьем иметь возможность выставляться на одной рабочей площадке среди финалистов (наш мастер-кукольник также финалист фестиваля) в числе которых народный мастер России из г. Каргополя Елена Дикова, народный мастер России Валентина Телегина, многочисленные лауреаты Всероссийских и Международных фестивалей.

Марина очень искренно радуется тому, что и ей была предоставлена возможность показа своей большой коллекции кукол под названием «Малые смотрины» (на выставку отбиралось только три работы) с проведением мастер – класса. На встрече присутствовали мастера – кукольники из разных регионов, координатор Ассоциации мастеров лоскутного шитья Римма Быбина, искусствовед Мария Дайн (руководитель проекта «Русская игрушка», генеральный директор ЗАО «Сергиево – Посадская игрушка») и Галина Львовна Дайн, по книге которой Марина и начинала пробовать создавать свои первые куклы. Поэтому на встрече был и театрализованный показ авторских кукол, и рассказ об уже начинающих складываться традициях и приёмах практического обучения в клубе «Скопинские понёвницы», руководителем и основателем которого при постоянной и очень действенной поддержке Н.П.Васильевой, начальника управления культуры Скопинского района, М. Бондарева является.

Выставка открывается...

Куклы, откуда вы родом...

Дед. Марина Бондарева.

Кто же краше...

Самой большой удачей этого фестиваля наш мастер-кукольник считает длинную и непростую беседу с Г.Л. Дайн, собирающую материал для новой книги.

Разумеется, были и посещения музейного комплекса, открытия выставок на других рабочих площадках, а ещё – блистательная лекция заведующей отделом этнографии народов Поволжья и Приуралья Этнографического музея г. Санкт – Петербурга Елены Викторовны Колчиной «Традиционная игровая кукла финно-угорских и тюркских народов Волго-Уральского региона из коллекции РЭМ». Лекции старшего научного сотрудника отдела русской этнографии Русского этнографического музея, кандидата филологических наук Елены Львовны Мадлевской «Куклы для игры в свадьбу» и в «метище» из с. Покшеньга, Пинежского уезда Архангельской губернии, из коллекции РЭМ».

Марина Бондарева с удовольствием показывает буклет, выпущенный Министерством Культуры Российской Федерации совместно с Российским Этнографическим музеем «Нашей наряды лучше нет! Традиционный костюм Рязанской области. Поступления 2008-2009г.»

Е.Л. Мадлевска передала один из буклетов и благодарность Т.В. Лощининой со словами: «Передайте, что её глиняные цветы – символы очень хорошо растут у меня на подоконнике!».

На этом буклете, среди костюмов сёл Секирино, Поляны, Лопатино, д. Свинушки помещена фотография куклы «советского периода» в традиционном костюме с. Ермолово Скопинского района Рязанской области (2005г.). 

Благодаря этому буклету и ответам на вопросы, полученным в ходе ещё одной лекции Елены Львовны «Порты в традиционной культуре русских, из коллекции РЭМ» были разрешены сомнения М.В. Бондаревой по поводу исторической и этнографической ценности материальных объектов такого свойства.

Нельзя не сказать о художественных мастерских на территории Ясной Поляны. 

Это куколки-скелетцы (ещё один ответ для давно занимающего Марину вопроса) в традиционных крестьянских праздничных костюмах.

Традиция одевания деревянных куколок с цельной головой и подвижными ручками и ножками берёт своё начало с того времени, когда Софья Андреевна Толстая наряжала вместе со своими детьми этих недорогих куколок для подарков крестьянским детям на Рождество.

Теперь кукольные костюмы шьют и вышивают на немецком оборудовании, допускают применение клея и некоторой доли условности (всё-таки сувенир!), но при этом удивительно тонко сохраняют и прелесть ручной работы (скелетцы из дерева создаёт местный мастер), и этнографический колорит, и связь времён.

Привезла наш мастер и коллекцию яснополянской керамики, хотя и не имеющую давних корней, но со свойственным только ей яснополянским (запатентованным!) растительным ангобным узором – росписью с гравировочной разживкой. 

Глинище здесь богато цветными глинами, дающими после обжига терракотовый, белый, жёлтый и оттенки коричневого.
Все изделия изготавливают вручную, предпочитая мелкую пластику, в которой нашли отражение быт, костюм и образы русского народа 18-20 века.

Фестивальные дни, по утверждению Марины Бондаревой были сложными, долгими и неожиданно короткими. Над привезёнными материалами руководитель клуба будет «колдовать» долго и с удовольствием, создавая новые методические разработки, проводя чуть иначе, чем раньше, многочисленные мастер-классы, переезжая с передвижными выставками этноклуба «Скопинские понёвницы» и его уже много умеющими участниками с одного места на другое «В поисках утраченного».

С собой она увезла Диплом финалиста, особый подарок координатора Ассоциации мастеров лоскутного шитья Риммы Быбиной - набор тканей американского производства, сделанных по старинным русским образцам, фильм о зарубежной выставке русских лоскутных изделий (жаль, на английском!) и благодарность за демонстрацию народных костюмов из своей коллекции (двухдневную фото-сессию провела Римма Быбина). 

Пожелаем Марине ещё много фестивалей (следующий «Русский костюм на рубеже эпох» в октябре), выставок, новых знакомств, удач и бесконечного (совершенству нет предела!) творческого роста. Как оказалось, долго находясь в отрыве от других мастеров, она выработала свою авторскую, ни на кого не похожую (хорошо или плохо?) манеру создания текстильной этнографической куклы. Быть не похожей ни на кого в творческом мире может быть и правильно, но очень трудно. На этот вопрос мастер-кукольник отвечает так: «Все когда-то начинали, и всё когда-то начиналось. Есть Петербургская школа. И есть Московская. Создают и радуют мир Елена Дикова со своей возвращённой из небытия кубовой набойкой, Майя Сысоева, народный мастер России, давшая согласие на проведение трёхдневного мастер–класса в нашем (!) городе, определив время в своём очень плотном графике примерно серединой весны будущего года. Значит, и мы можем попытаться создать своё направление в очень непростом многослойном сообществе кукольников – этнографическую обучающую куклу со съёмной одеждой, точной копией народного костюма каждой локальной местности нашего района».

Кто-то может сказать, что это очень смело. Или невозможно. Но дорогу осилит только идущий, который берёт с собой спутников, попутчиков и просто неравнодушных случайных прохожих.

А Марина в который раз бережно достанет и раскроет книгу Галины Львовны Дайн (вышел в свет «Детский народный календарь») с дарственной надписью «Марине из детства наших премудрых бабушек» и начнёт создавать свой, так и не научившийся ни на кого походить, терпеливый и мудрый кукольный народец. И выпишет по почте так нужную ей книгу Натальи Лютиковой «Мезенский костюм». А ещё – вновь разложить кукол для малых и больших смотрин и будет терпеливо и радостно учить других открывать двери в фантастический, ни с чем не сравнимый мир рукотворных кукол.

Мастер-класс Марины Бондаревой







© ГБУК РОНМЦ НТ
При полном или частичном использовании материалов
ссылка на официальный сайт ГБУК РОНМЦ НТ обязательна.

Размер шрифта ААА
Дизайн-студия «АртКласс» — разработка сайтов, графический дизайн, фирменный стиль Создание сайта —
дизайн-студия «АртКласс»

Минстерство культуры и туризма Рязанской области
Государственный Российский Дом народного творчества
Новости культуры Рязанской области